Бесконфликтное поведение учащихся профессионального лицея

Бесконфликтное поведение учащихся профессионального лицея

Бесконфликтное поведение учащихся профессионального лицея

Главным в выработке и усвоении социального опыта, по нашему мнению, не беседы, какими бы содержательными и целенаправленными они ни были, не абстрактные суждения о том, какой личностью надо стать за все годы пребывания в профессиональном лицее. А социальная среда, окружение учеников, живой пример, образец, воплощающий в себе лучший приобретенный опыт социальных отношений людей в коллективах и обществе. Следует особо подчеркнуть: какие бы моральные установки мы не давали ученикам и какими бы мудрыми уроками нравственности мы не вооружали их, наибольшее влияние на их поведение будет все-таки ближайшую среду окружающим. И образ действий тех, кто непосредственно опекает, воспитывает их.

Учитывая это создание особого воспитательного среды является важной предпосылкой для получения учащимися в своем ПТУ свободы и самостоятельности в нравственных действиях. А через эти действия — и получения первого самостоятельного социального опыта бесконфликтного поведения. Мы говорим не только о профессиональных лицее или профессионально-технические училища, но и о семье, улицу, вся среда, окружающая ребенка. Ведь настоящее социальное воспитание личности ученика осуществляется через постоянные социальные связи и контакты с людьми. А это возможно лишь при условии коллектива и через коллектив.

Поэтому весьма актуальной социально-педагогической условием формирования опыта бесконфликтного поведения у учащихся профессионального лицея учебно трудового коллектива учащихся в различных видах социально значимой жизнедеятельности. Ведь человеческая личность существует, живет, развивается, социализируется только в коллективе. Вне коллектива, вне общества нет личности и ее социализации.

Проблема коллектива и личности является по сути центральной психолого-педагогической теории и практике

Хорошо известна концепция коллектива А. Макаренко, которая рассматривается им в аспекте становления взаимоотношений личности и коллектива, как вопрос о перспективных линии развития личности, о формировании мотивационной сферы личности, ее свободы и характера.

Понимание А. Макаренко коллектива четко определяло вопрос о месте личности и систему отношений в нем людей. Коллектив, как отмечает ученый, — это целенаправленный комплекс личностей, организованных и сцементированных единством действий для достижения общей цели. Такое понимание коллектива дает основания утверждать, что изменяя положение человека в коллективе, можно осуществлять воспитательное воздействие на личность через коллектив, причем сам воспитанник даже мог не чувствовать и не подозревать, что он является объектом воспитания (принцип параллельного действия).

В 60-70-х годах о коллективе как инструмент воспитания личности написано немало работ

Наиболее распространенным трактовкой сущности коллектива, которое сложилось в 70-х годах, является определение его известным российским психологом К. Платоновым. Коллектив — это группа людей, находящаяся в непосредственном общении между собой, решает соответствующее производственно-трудовая, учебно-воспитательное или культурно-образовательное задачи в интересах общества, связанное с общей целью, единственной дисциплиной, взаимной ответственностью и единым управлением.

Рассматривая соотношение личности и коллектива, Сухомлинский отмечал, что главное здесь — воля самого человека, самоограничение. Надо тонко чувствовать три вещи: можно, нельзя и надо.

Однако сущность и социальная роль коллектива, его основные признаки и черты, структура и этапы его развития в педагогической литературе исследуются еще недостаточно. Между тем, углубленное выяснения правильных исходных позиций этих вопросов имеет большое значение для изучения механизмов влияния коллектива на личность.

Цель статьи — раскрыть воспитательный потенциал сплоченного учебно-трудового коллектива в формировании социального опыта бесконфликтного поведения у учащихся профессионального лицея

Изложение основного материала. Усвоения социального опыта и социальных связей человека в коллективе исходит от самого индивида, который сам решает, определяет свой нравственный выбор. Сам индивид, а не коллектив ставит перед собой вопрос: что нужно взять с приобретенного социального опыта старшего поколения для того, чтобы стать счастливым, а значит, и бесконфликтно взаимодействовать с окружающими.

К сожалению, далеко не всегда, через наши социальные условия жизни, различные социальные объединения, к которым относятся ученики, и наше нездоровое общественная среда положительно влияют на усвоение социального опыта бесконфликтного поведения старшего поколения и своих ровесников. Опыт говорит о том, что искаженное включения человека в общество приводит к тому, что она тяжело воспринимает воспитательное воздействие других людей, а иногда и вовсе теряет способность быть воспитанным в рамках нормативных, эффективных в отношении других детей средств воздействия.

Успешность социального становления подразумевает эффективную адаптацию человека к обществу, с одной стороны, ее саморазвитие, активное взаимодействие с обществом и способность противостоять ему в определенной степени — с другой.

Коллективы в нашем демократическом обществе возникают объективно, в них люди вступают независимо от того, осознают они или не осознают необходимость такого объединения

На основе анализа психолого-педагогической литературы можно выделить основные признаки сплоченного коллектива, а именно:

— общие задачи и тесные контакты в совместной деятельности;
— постоянное чувство радости завтрашнего дня, видение перспективных путей своего непрерывного движения вперед, а следовательно, и постоянного развития;
— позитивная атмосфера и умный стиль его работы;
— активность всех его членов, проявляется в постоянной готовности и любви к упорядоченному, делового или игрового движения.

Создание коллектива — длительный и сложный процесс, в котором различают несколько этапов. Макаренко считал, что в основе развития коллектива лежит постепенное выполнение требований, которые выдвигает перед ним педагог в виде той деятельности. В процессе выполнения которой воспитанникам приходится руководствоваться соответствующими нормами поведения. Но, выполняя разнообразную, постепенно усложненную работу, каждый ученик вступает во все более сложные взаимоотношения с коллективом. Обогащается новыми общественными чувствами и привычками коллективной бесконфликтного поведения. Поэтому этапы развития коллектива является одновременно и этапами развития взаимоотношений личности с коллективом.

Приступая к созданию коллектива и организуя начальную совместной деятельности воспитанников, педагогическом руководству приходится иметь дело сразу со всеми учениками профессионального лицея. В первые дни нет возможности опираться на актив, поскольку он по сути еще не обнаружен, не сформирован. Однако и на этом, первом этапе, когда о коллективе можно говорить только как о потенциальной возможности, необходимо элементарная организация учащихся.

Это важно по многим причинам:

— во-первых, для того, чтобы у учащихся с первых шагов их совместной жизни производился социальный опыт обязательного соблюдения соответствующих норм поведения;
— во-вторых, для того, чтобы в профессиональном лицее с первых дней установилось соответствующее отношение учащихся к требованиям группового руководителя, преподавателей и мастеров производственного обучения, производилась уважение к ним.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Использование арт- терапии в работе практического психолога

Поэтому требования на первом этапе развития коллектива следует выдвигать принципиально последовательно и бескомпромиссно.

Коллектив педагогов должен быть единогласным в своих требованиях. Иначе ученики будут воспринимать установленные правила поведения как личные требования отдельных преподавателей. А не как общественные, обязательное выполнение которых не подлежит сомнению.

Успех первого этапа оценивается по относительному общей дисциплинированностью воспитанников, их умением подчиняться правилам поведения. Однако этот успех нельзя переоценивать и принимать внешнюю послушание учащихся за достижения основной педагогической цели. Это лишь предпосылка для работы с внутренней организации коллектива, которая начинается с выявления актива.

Актив — это та часть учеников, которая наиболее легко и быстро воспринимает интересы коллектива и начинает действовать в соответствии с ними. Благодаря поддержке актива общественная цель требований в профессиональном лицее выступает для учащихся с очевидной ясностью, и это облегчает их выполнение. Выявление и оформление актива — центральное педагогическая задача первого этапа создания коллектива. Второй этап его развития характерен тем, что актив выдвигает требования коллектива. Это значит, что он становится его руководящей силой, способной вести учеников за собой.

По сути, лицо коллектива во многом определяется наличием в нем людей, которые являются образцом служат вдохновляющим примером

То есть на втором этапе своего развития коллектив уже не аморфная масса, а сформировано целое, имеет свои органы, способные самостоятельно решать основные вопросы его жизни. Это свидетельствует о значительном шаг вперед, но для этого руководству ПТУ необходимо провести большую работу с активом: отдельных учащихся, которые поддерживают требования педагогов, надо превратить в сплоченную группу, которая будет добиваться принятия этих требований всеми учениками, станет организатором других воспитанников, поведет их за собой. А для этого надо создать орган коллектива, помочь ему вникнуть в нужды коллектива, осознать его задача, научить актив организаторской работе.

В то же время надо иметь в виду, что актив может справиться со своими обязанностями лишь при условии одновременного оформления и укрепления первичных коллективов, они становятся основными проводниками влияния органов коллектива на отдельных учеников. Опираясь именно на первичные коллективы, молодой актив овладевает умением руководства и привлекает в общую жизнь всю массу учеников.

Итак, второй этап развития коллектива охватывает длительный и сложный период его жизни, главной целью которого является укрепление первичных коллективов и органов

Третий этап развития коллектива знаменует его расцвет, наиболее продуктивный период формирования коллективных отношений, влияния коллектива на личность. Макаренко отмечал, что на третьем этапе весь коллектив выдвигает свои требования к отдельным учеников, нарушающих установленные правила и нормы поведения. Главным источником движения вперед является и совместная деятельность. Которую организует актив, органы коллектива. Участвуя в ней, все члены коллектива усваивают требования актива: у них формируются навыки коллективной работы, умения и привычки нравственного поведения и бесконфликтного взаимодействия.

Именно потому, что деятельность осуществляется для достижения общей цели, а сами ученики выступают в роли организаторов, во всех производится единый подход к делам коллектива. Общая оценка и общее отношение ко многим фактов совместной жизни, а главное — к поступкам товарищей. С возникновением этого общего социального опыта в коллективе формируется единое мнение в отношении к явлениям общественной жизни, к отдельным людям. Это снижает уровень возникновения межличностных конфликтов и конфликтного поведения среди учащихся.

Достижению третьего этапа в развитии коллектива способствует не количество дел, выполненных учениками совместными усилиями, а их организация и мотивы, побудившие коллектив на выполнение этих задач

Движение коллектива не будет происходить, если учащиеся выполняют задания только по указаниям взрослых, если они выступают лишь в роли технических исполнителей, не ответственны организаторов; требования актива будут усваиваться коллективом как свои собственные, если они воспринимаются только как требования старших. А сам актив — как представители педагогических работников, предназначенные для наблюдения за порядком.

Развитие коллектива — процесс внутренне обусловленный, для этого этапа характерен тон дружеских и одновременно требовательных отношений, который устанавливается среди учащихся, их готовность к совместным действиям и интересов к общим делам.

Четвертый этап развития коллектива — это, собственно, продолжение третьего этапируют характерен тем, что каждый ученик сам предъявляет к себе требования общественного поведения, не требуя подсказки товарищей.

Можно было бы сказать, что воспитательная функция коллектива на этом и завершается и процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания

Однако в действительности путь формирования личности в коллективе значительно сложнее. Выдвижение общественных требований коллектива никогда не должно прекращаться, иначе ему грозит застой и распад. Однако, когда коллектив достигает второго или третьего этапа в реализации даже относительно несложных требований общественного поведения, у него накапливаются привычки коллективной жизни и опыт уважения к требованиям актива. Благодаря этому процесс овладения новыми, более высокими требованиями происходит значительно быстрее.

Педагогические задачи на четвертом этапе развития коллектива чрезвычайно ответственные и сложные. На этом этапе особенно важно расширять сферу влияния коллектива на личность, необходимо внимательно следить за ростом его требований к общественной и нравственного поведения каждого ученика, к стилю его взаимодействия. На обсуждение коллектива необходимо выносить вопрос поведения его членов в группе, в общежитии, в быту, рассматривая мотивы поведения, а не только отдельные поступки. Главное — нужно помогать ученикам сознательно ставить перед собой задачу с целью выработки моральных качеств личности, учить их работать над собой, преодолевать свои недостатки, избегать конфликтного поведения. А при возникновении конфликтов конструктивно их решать.

Воспитанники ПТУ хотят самостоятельно определять конкретные объекты своей деятельности

Их интересуют дела, рассчитанные на длительное время, связанные с решением серьезных трудовых и общественных задач. Ученики второго и и третьего года обучения должны выполнять роль организаторов жизни коллектива, ответственных за его отдельные участки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Методики «несуществующих животных»

Настоящие коллективистские бесконфликтные отношения оказываются в постоянном контактности — в хороших личных, доверительных взаимоотношениях, которые включают в себя внимание, уважение и доброжелательность, высокую тактичность в отношении друг к другу. Благодаря таким взаимоотношениям в коллективе достигается хороший социально психологический микроклимат, спокойная деловая обстановка.

В настоящем коллективе царит высокая организованность, которая ярко проявляется в органическом сочетании интересов всех членов коллектива с личными интересами каждого его члена, в бесконфликтному распределении обязанностей между ними, в согласованной взаимозаменяемости своих функций.

Конечно, таких коллективов в профессиональных лицеях, которые полностью соответствовали указанным требованиям, на самом деле, еще не так много

Но такой мысленный коллектив может стать эталоном настоящего коллектива, на который надо равняться. На сегодня большинство реально существующих коллективов занимает преимущественно промежуточное положение между слаборазвитым и высокоразвитым коллективами. Но, как нами установлено, по отдельным социально-психологических и педагогических параметров эти коллективы, занимающие промежуточное положение, могут претендовать на более высокое свое положение. Однако с других параметров они еще серьезно уступают высокоразвитым коллективам.

Проведенное нами изучение различных ученических коллективов 28 групп профессиональных лицеев Житомирской, Винницкой и Черкасской областей показывает, что сильными их признаками. Которые приближают их к высокоразвитого коллектива, есть неплохие личные взаимоотношения: информированность, чувство коллективизма. А слабыми — замкнутость, низкий уровень организованности, ответственности и эффективности.

К сожалению, иногда встречаются еще случаи, когда «социальное становление» как процесс сводится к присрамления учеников за нарушение морально-этических норм и правил и к поспешным чтений им моральных сентенций с тем, чтобы осудить, пригрозить, запретить. И потому, что в этих ситуативных моментах преподаватели всегда «спешат», нередко бывают раздражительными, неэтичными, повышают голос, угрожающе жестикулируют, что отчасти приводит к возникновению конфликтов. Ученики тогда, принимая такой горький «социальный опыт», растут такими же раздраженными, неэтичными в отношении к старшим и свои ровесников. Это происходит еще и потому, что педагоги всегда умеют тонко подмечать нарушение принятых норм и правил. А вот хорошие поступки учеников не привлекают их внимание.

Жизнедеятельность коллектива — это организация процесса жизни на основе социальных форм и способов деятельности, общения, поведения, сложившиеся исторически; это воспроизведение каждой лицом своей жизни включением его в социальные процессы. Это понятие включает в времени все течение жизни личности: ее становление, развитие, изменения. Оно включает не только активность личности, что проявляется во внешних формах деятельности. Но и ее внутренняя духовная жизнь — переживания, размышления, борьбу мотивов, сомнения, мечты, надежды, веры, фантазию.

Поэтому, чтобы сплотить первичный коллектив, необходимо включить ученика в систему отношений совместной

То есть пронизанной деловыми межличностными отношениями систему жизнедеятельности, основными составляющими которой являются физически-оздоровительная, учебно познавательная, предметно-преобразовательная, социально-коммуникативная и другие виды. Любая деятельность, если ее взять саму по себе, еще не является объединяющим фактором сплочения коллектива, средством формирования социального опыта, создателем положительных качеств и черт личности. Это свидетельствует о том, что между деятельностью и формированием коллектива, социальных и духовно-нравственных качеств личности нет прямой связи. Поэтому дело здесь не столько в тех или иных видах деятельности (например, овладение знаниями в процессе учебно-познавательной деятельности, создания какого-то предмета в процессе предметно-преобразовательной деятельности и т. д.), сколько в тех отношениях Которые устанавливаются у учащихся в процессе деятельности.

Основная функция деятельности заключается в том, что в ней ученик приобретает социальный опыт, имеет возможность раскрыть свои возможности и проявить интересы. А также самореализоваться и самоопределиться, накопить опыт активности, самостоятельности, инициативности, самотворчества, отношение личности к миру, природе, труду, коллективу, людей и, в конце концов, к самому себе. Здесь должно быть умелое педагогическое управление, систематическое изучение взаимоотношений между учениками, социально-профилактическая работа.

В процессе организации коллективной жизнедеятельности педагог должен стремиться к тому, чтобы создать условия, при которых каждый ученик становится чем-то интересным, оригинальным для всего коллектива.

Трудности, которые преодолеваются во имя достижения коллективной цели, повышают авторитет учеников, усиливают взаимное уважение и симпатии

Как мы уже отмечали, ученический учебно-трудовой коллектив — это сложное структурное объединение, которое имеет систему официальных и неофициальных отношений. Привести в соответствие эти две системы — значит создать благоприятные условия оптимального функционирования учебно-трудового коллектива. В котором сведены к минимуму конфликтные формы поведения.

Существенное влияние на формирование социального опыта личности в целом имеет положение, которое она занимает в системе внутриколлективных отношений

Влияние внутриколлективных отношений на формирование социального опыта бесконфликтного поведения учащихся ПТУ происходит в процессе их становления, развития и функционирования. Процесс становления и развития внутриколлективных отношений — это непрерывный процесс обогащения воспитанниками опыта социальных отношений с окружающими людьми. Осознание социальной и личностной значимости моральных норм и взаимоотношений. Обогащение социального опыта ученика в учебно-трудовом коллективе — это целенаправленный, планомерный и систематический влияние на процесс организации жизни, деятельности, взаимоотношений в коллективе. Оно происходит в тесной связи с овладением учащимися знаниями, расширением общественного кругозора. Постепенным усвоением ими норм и требований общечеловеческой морали.

В таком случае педагогическое руководство гуманными внутриколлективных отношениями должно опираться на глубокое знание личности каждого ученика и структуры межличностных отношений в коллективе, должно обеспечить благоприятное положение каждого ученика в системе внутриколлективных отношений путем повышения качества социальной работы

Привлечения всех к различным видам жизнедеятельности, путем развития жизненной активности тех воспитанников, занимающих неблагоприятное положение в коллективе

Важными фактором, способствующим формированию социального опыта бесконфликтного поведения у учащихся профессионального лицея конкретная и своевременная поддержка коллективом добрых начинаний ученика во всех его сферах деятельности, дружеская взаимопомощь, товарищеская поддержка, постоянный общественный контакт. Эти условия усиливают энергию ученика, порождают его стремление к общественно полезной деятельности. При таких условиях исчезает основание для возникновения конфликтов и зарождения пассивности. Создается благоприятная обстановка для получения положительного социально-нравственного опыта.

Выводы. Итак анализ психолого-педагогической литературы и практики воспитательной работы в ПТУ дает возможность утверждать, что сплоченный учебно-трудовой коллектив выступает продуктивным средством формирования у учащихся социального опыта бесконфликтного поведения.

Похожее ...

Добавить комментарий