Личностные новообразования в трудных жизненных ситуациях

Личностные новообразования в трудных жизненных ситуациях

Личностные новообразования в трудных жизненных ситуациях

Личностные новообразования в трудных жизненных ситуациях

Жизненный путь человека, в рамках современных мировых изменений, характеризуется наличием различных внешних и внутренних факторов. Которые в совокупности могут интерпретироваться ею как тяжелые, сложные, кризисные. Поэтому их влияние, во многом, определяет дальнейшее развитие и жизнедеятельность человека. Мир не является статичным, он постоянно устремляется вперед, меняется, создавая все новые обстоятельства жизни. Сталкиваясь с негативными, травмирующими событиями человек оказывается в сложной жизненной ситуации и внутренне переживает ее как тяжелую — ситуацию «невозможности».

Многие исследователи изучая понятие переживания в контексте преодоления кризисных, тяжелых жизненных ситуаций рассматривали его с разных сторон:

— Как форму эмоционального отображения, отношение человека к ситуации;

— Как состояние;

— Как особый внутренний процесс.

Мы рассматриваем переживания тяжелой жизненной ситуации как процесс внутренних преобразований и изменений. Которые происходят в личности за счет формирования новых личностных качеств и новообразований.

Сущность тяжелой жизненной ситуации рассматривается как совокупность внешних по отношению к человеку обстоятельств, изменений в окружающем мире, разрушающих привычный образ жизни и требуют формирования новых, нетипичных форм поведения. В данном случае возможны две противоположные тенденции: первая — невозможность найти в себе внутреннего потенциала и ресурсов для преодоления, «переживание» тяжелой жизненной ситуации; вторая — нахождение в себе личностных ресурсов. Создание нового до сих пор неизвестного способа деятельности, приобретение субъектности и формирования управленческой позиции по отношению к собственной жизни. Это отражается в структуре новообразований личности как развития.

Читайте также  Произвольное поведение как основа субъектности детей дошкольного возраста

Установление баланса между внутренним и внешним миром возможно благодаря активности направленной как на внешнее — перестройка собственных действий, деятельности, так и на серьезную трансформацию во внутреннем мире личности

Поэтому актуальной сегодня является проблема формирования личностных новообразований и их влияние на развитие и построение жизни в условиях тяжелых, сложных, кризисных ситуаций.

В настоящее время разработано много теорий развития личности и формирования у нее новообразований. Но все они сконцентрированы на постепенном, поэтапном прохождению определенных возрастных стадий и рассматривают этот вопрос только в рамках возрастной психологии. Отмечают, что новообразования — это психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка. Его отношение к среде, внутреннее и внешнее жизни, ход развития в данный период. Еще одним характерным признаком, объединяющим теоретические разработки по вопросу развития личности, является использование категории «противоречие» как одной из важнейших в принципе развития.

Находясь в тяжелых жизненных условиях в личности возникают новые характеристики, качества и новообразования как результат процесса преодоления, приспособления, адаптации к ним. Внутренние перестройки могут иметь положительный или отрицательный характер.

Читайте также  Отношениях «родители - дети»

Личностные новообразования положительный характер становятся основой для дальнейшего развертывания временной перспективы, построения образа будущего, целей, желаний, эффективной деятельности и социального взаимодействия

Такие новообразования могут лежать в двух сферах: первая, поведенческая — характеризуется овладением новых форм социального взаимодействия, гибкостью в восприятии и оценке ситуаций, людей, субъектностью в построении и организации собственной деятельности и жизни в целом. Вторая, личностная — заключается в формировании новых качеств и характеристик с включением их в собственного жизненного опыта.

Другим полюсом есть отрицательные новообразования. Они так же отражают поведенческую и личностную сферу человека и проявляются у не адаптивных формах взаимодействия с окружающим миром, ригидности в мышлении и действиях, негативном эмоционально — чувственном состоянии. А также невозможности формирования образа и целей относительно будущего, организации собственной жизни.

В таком случае происходит фиксация на переживании фрустрирующими ситуации как «невозможной» для гармоничной жизнедеятельности. Требует определенной социально-психологической помощи. Поэтому проблема влияния тяжелых, кризисных жизненных ситуаций на формирование личностных новообразований. Как основы для дальнейшего развития и становления личности является одной из актуальных для современной социально-психологической теории и практики и требует дальнейшего изучения.

Похожее ...

Добавить комментарий