Личностный фактор безопасного поведения подростков

lichnostnyy-faktor-bezopasnogo-povedeniya-podrostkov

Личностный фактор безопасного поведения подростков

Подростковый возраст — это самый длительный переходный период, характеризующийся рядом физических и психологических изменений. Происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Психологически такой возраст очень противоречив. Особо важное психологическое новообразование — чувство взрослости — представляет собой главным образом новый уровень притязаний, превосходит будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда — типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. Подросток может создавать свою самоуважение, главным образом, на своем положении в компании сверстников. Анализируя индивидуально-психологические особенности развития детей подросткового возраста, следует отметить, что переходный возраст представляет собой совокупность условий, в высшей степени способствуют как внешним травматическим воздействиям, так и обострению внутренних задатков.
Чаще всего подростки получают травмы по своей вине, и объясняется это психологическими особенностями организма растущей любознательностью, большой подвижностью с одной стороны, и чрезвычайной самоуверенностью детей этого возраста, недостатком у них жизненного опыта и эмоциональной неуравновешенностью — с другой.
Личностная готовность к безопасному поведению (ЛГБП) — это устойчивое психологическое образование, которое предопределяет склонность человека действовать определенным образом в целях самосохранения и предостережения получения травм. Учитывая повышенный уровень травмирования в подростковом возрасте, исследование особенностей ЛГБП человека именно в этом периоде жизни приобретает особую актуальность.
По результатам методики исследования уровня личностной готовности подростков к безопасному поведению общую выборку
исследуемых была разделена на две группы: с высоким и низким уровнем ЛГБП соответственно. По тестовым нормам, разработанным нами в процессе апробации данной методики, высокими считаются баллы в диапазоне от 0,5 до 1, а низкими — от 0,5 до 1. Диапазон баллов от — 0,5 до 0,5 свидетельствует о среднем уровне ЛГБП подростков. После разделения общей выборки на две группы по уровню ЛГБП количество исследуемых в этих двух группах распределились следующим образом. В группу с высоким уровнем ЛГБП вошли 53% исследуемых общей выборки, а к группе с низкими показателями ЛГБП — 44% выборки. Следует отметить, что 3% общей выборки не были задействованы в этом сравнительном анализе за того, что получили показатели ЛГБП слишком приближены к нулевому значению (от -0,19 до 0,19 баллов), а значит, такие данные не могут быть показательными при этом анализе.
Для более детального понимания структуры личности с тем или иным уровнем ЛГБП мы провели сравнительный анализ выраженности других исследуемых нами факторов в этих двух группах.
На основе полученных данных мы можем определить определенный психологический портрет личности подростка, характеризующийся высоким уровнем ЛГБП. Таким подросткам присущ низкий уровень готовности к риску и импульсивности. Это свидетельствует о том, что сформирована готовность к безопасному поведению предполагает преобладание у подростков осознанных, обдуманных действий. Также высокий уровень ЛГБП предусматривает преобладание мотивации, направленной на избегание неудач, и заметно выраженный уровень межличностной тревожности. Исходя из этого, мы предполагаем, что нежелание таких подростков рисковать, сознательно подвергать опасности обусловлено чувством страха перед неудачей и вероятностью негативного восприятия своего поведения со стороны сверстников.
Приведенный психологический портрет личности подростка с высоким уровнем ЛГБП подводит нас к выводу, что чаще всего причиной безопасного поведения может быть не стремление сохранить здоровье и улучшить свою жизнь, а тревога за возможные негативные последствия, страх перед неудачей (в этом случае под неудачей может пониматься травмирования как неудачное завершение рискованных действий) и нежелание огорчать близких.
Еще один вывод, который можно сделать после анализа полученных данных, заключается в том, что личностная готовность подростков к безопасному поведению является комплексным мультифакторной образованием, которое тесно связано с другими психологическими особенностями. Показательно также, что эти особенности, в свою очередь, связаны между собой. Поэтому определенный уровень одного из этих факторов не может рассматриваться как основание для прогнозирования соответствующего уровня ЛГБП. Для этого нужно верно сочетание показателей указанных факторов. И чем больше совпадений наблюдается с очерченным выше психологическим портретом подростка с высоким уровнем ЛГБП, тем больше вероятность точности и достоверности прогнозирования соответствующего уровня ЛГБП в отдельно взятой личности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Использование арт- терапии в работе практического психолога

Похожее ...

Добавить комментарий