Манипулятивный аспект коммуникативных стратегий СМИ

Манипулятивный аспект коммуникативных стратегий СМИ

Манипулятивный аспект коммуникативных стратегий СМИ

Жизнь в современном мире нельзя представить без средств массовой информации. СМИ стали неотъемлемой частью нашего настоящего. Стремительное развитие информационных технологий создает реальную угрозу обществу и негативно влияет на формирование сознания человека, особенно детей и молодежи.
На сегодняшний день трудно представить молодого человека, который бы не смотрела фильмы, не пользовалась сетью интернет или не играл в компьютерные игры. Однако, не все осознают, какую угрозу представляют СМИ каждому отдельному человеку лично, так и обществу в целом.
Мало уделяется внимания экологии информационного пространства и обеспечению информационно-психологической безопасности личности. Целью научного сообщения является исследование особенностей влияния средств массовой коммуникации на поведение детей и молодежи, рассмотрение манипулятивного аспекта коммуникативных стратегий СМИ.
В дни бурного развития и совершенствования инновационных технологий, все меньше времени молодое поколение проводит читая книги и посещая спортивные секции.
СМИ является средством осуществления информационно-психологического воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание. Для воздействия на сознание и подсознание личности, используются различные технологии скрытого воздействия с помощью видео изображений и звука.
Созерцание сцен насилия, угроз, беспорядка и жестокости способствует развитию агрессивного поведения детей и молодежи. Психологический словарь определяет агрессивность как эмоциональное состояние и черту характера человека. Она характеризуется импульсивным активностью поведения, аффективными переживаниями — гнева, злости, стремлением причинить другому травму (физически или морально). В агрессивном состоянии человек может полностью терять самоконтроль.
Снижение интереса к учебе и приобретения новых знаний приводит к тому, что все больше и больше молодых людей не читают книг, зато проводят свое свободное время перед экраном телевизора или предпочитают компьютерным играм. В документах круглого стола «Агрессивность на телеэкране: оценка специалистов», указывался очевидный факт увеличения количества преступлений, имитирующие телесюжеты и отмечалось, что этот феномен имеет прямую пропорциональную зависимость от роста общей популярности телевидения. В ходе проведенного исследования было установлено, что на телевизионном экране телезритель сцены агрессии в среднем видит каждые 6 минут, а в период с 19.00 до 23.00, когда у экрана собирается самая зрительская аудитория, этот условный интервал сокращается до 12 минут.
Молодежь склонна верить всему, что происходит на экране. Ребенок, привыкает к сценам убийств, насилия, крови на экране телевизора или монитора компьютера имеет больше шансов вырасти менее чувствительной к чужой боли, более циничной, агрессивной и жестокой, чем другие дети, у которых либо вовсе нет возможности приобщаться к компьютеру » играм, или они предпочитают «миролюбивым» играм познавательного характера.
Потребитель массовой информации воспринимает поток информационных сообщений разностороннего характера, далек от объективности. Манипуляция фактами, грязные технологии, навязывание стереотипов, далеко не полный перечень средств манипуляции сознанием украинский. Активным пользователем массовой информации является молодежь. Именно в юности происходит формирование нравственного сознания и мировоззрения личности. Создание неблагоприятных условий развития личности могут привести к определенным психологическим отклонений в поведении. Современная молодежь подвергается воздействию СМИ, пользователем которых он является. Чувствуя себя уже достаточно взрослым и стремясь постоянно самоутверждаться, человек не осознает, насколько зависимой она становится от средств массовой коммуникации и воздействие на нее имеет информационное пространство. Информация имеет огромное влияние на сознание человека, проникает в ее суть и, в свою очередь, деформирует сознание, тем самым представляет прямую опасность для личности.
СМИ взяли на себя манипулятивно-руководящую функцию, влияющие на наши культурные и социально-психологические ценности, изменяя наши установки, модели поведения и восприятия действительности. Манипуляция является способом психологического воздействия. С помощью скрытого смысла, побуждает человека к совершению того или иного действия.
Молодежь » потребляет » всю информацию, которую пропагандируют средства массовой коммуникации. Стереотипы, увиденные на экране, формируют мировоззрение, а гипнотизирующая действие телевидение настолько сильна, что приводит к разрушению личности. Формирование агрессивного поведения является результатом пропаганды массовой культуры, навязанной СМИ через телевизионный экран. Таким образом, причиной девиантного поведения детей и молодежи является фактор влияния средств массовой информации. Девиант проявляет поведение, отклоняющееся от нормы.
Делинквентов (правонарушитель) — несовершеннолетний с отклонениями в поведении, которые не соответствуют социальным нормам. У таких детей может быть хорошее физическое и психическое здоровье, но негативный жизненный опыт. Это в основном трудновоспитуемые дети, из неблагополучных семей, которые не имеют успеха в обучении, не умеют преодолевать трудности, при первых неудачах могут проявлять сильное эмоциональное переживание и импульсивность, порождая агрессивное поведение. Совершение противоправных действий представляет собой делинквентного поведения, которая является формой десоциализации несовершеннолетних.
Пропаганда СМИ западных стереотипов поведения является социально-культурным фактором возникновения делинквентного поведения детей и молодежи.
Просмотр сцен насилия и жестокости приводит к асоциальному поведению в реальной жизни. Молодые люди, глядя боевики и фильмы ужасов, не возражают того факта, что герои фильмов и видеороликов осуществляют на них определенное негативное влияние, продолжая просмотр и не желая отказываться от телепродукции. В свою очередь, содержание телепродукции, что негативно влияет на поведение молодого поколения, может вызвать желание совершения преступлений.
Агрессивная или асоциальное поведение копируется так же успешно, как и здоровая, альтруистическая. Влияние СМИ проявляется и на физическом состоянии и самочувствии ребенка. Долгое сидение перед экраном телевизора (как и компьютера) приводит к астено невротических нарушений. Те дети, которые долго сидят за компьютером или перед экраном телевизора, более раздражительны, а не сосредоточены, с слабее памятью, чем те, которые предпочитают спорта и активному образу жизни.
В большинстве случаев, дети и молодежь выбирают телепередачи самостоятельно и бесконтрольно, в зависимости от своих предпочтений, проводя свое свободное время наедине с экраном монитора или телеэкраном. К сожалению, родители редко контролируют своих детей по поводу потребления информации из различных СМИ. Тем самым, не осознавая, на каком высоком уровне происходит процесс манипулирования, внушения стереотипов и формирование сознания молодого поколения.
Манипулятивные технологии присутствуют на всех каналах СМИ. Наиболее уязвимой категорией, которая легко поддается манипулятивного воздействия является молодое поколение. Они превращаются в объект манипуляции, которым легко управлять, контролировать поведение, изменять ценностные ориентации, мнения и подталкивать к определенным действиям. Дети уверены, что действуют по собственному желанию, хотя на самом деле это лишь иллюзией. СМИ контролируют мир коммуникаций, навязывая свои стереотипы и управляя массовым сознанием. Осуществление манипулятивных действий над сознанием детей и молодежи может привести к негативным последствиям и даже » зомбирования » молодых людей. Постоянное повторение информации, презентация только одной мысли и без доказательных утверждений, освещение событий в выгодном для СМИ контексте, вызывает доверие граждан. Внушение является воздействием на сознание, убеждениям без непосредственного участия объекта, » укоренения » любой мысли или идеи.
Использование суггестивных приемов, функциональность которых оказывается в воздействии на подсознание, попытки произвести на индивида определенное эмоционально-смысловое впечатление, осуществляется через каналы массовых коммуникаций.
С помощью установленных стереотипов, мифов, слухов, происходит формирование негативной или позитивной реакции на то или иное событие. Поскольку дети и молодежь является возрастным категориям, которые часто обращают внимание на способ представления окружающего мира сквозь призму СМИ, они подвергают себя изрядном влияния со стороны последних, становятся объектами манипулирования и управления сознанием.
Подача информации через СМИ происходит очень быстро. Не давая аудитории осмыслить одни факты, происходит вытеснение первичной информации и получения другой, в большинстве случаев, не связанной с предыдущей. В этом и состоит манипулятивный прием коммуникативных стратегий. Эффект подражания- копирования определенных действий героя с телеэкрана может вызвать серию суицидов среди несовершеннолетних. Молодые люди могут причинить вред не только себе, но и другому человеку, направив свою злость на нее.
Современная молодежь имеет много желаний, стремлений и страстей. Родители часто выполняют прихоти своих детей, тем самым, не осознавая, какой вред они наносят своим дочерям и сыновьям. Навязывание мнений, формирование определенных идеалов и игра эмоциями детей, все это является своего рода пропагандой и управлением жизненным принципам. Подпасть под влияние манипуляций может каждый. Проводя свободное время после занятий в школе, дети предпочитают просмотра фильмов ужасов, порнографических видеороликов и компьютерным играм. Для них капли крови, убийство, изнасилование не вызывает отвращение. Все чаще заметна ненависть в глазах молодого поколения, желание мести и эстетическое удовольствие от увиденного или услышанного.
Название заголовке в печатных и электронных СМИ является важной составляющей, ведь она привлекает внимание, ты же манипулирует ею. На сознание детей и молодежи влияют заголовки, в которых используются метафоры, цитаты, шутки, сравнение, аллегории.
Все те выражения, которые часто встречаем в разговорной речи молодого поколения, проникают в сферу масс-медиа.
Журналисты используют не только » не литературные » выражения, но и выражения вульгарного содержания. Среди журналов, которые читает молодое поколение предоставляется преимущество » Megaplus », » Mega game », » Игромания », » Хакер », » Навигатор », связанные с компьютерными играми. Игры заменяют собеседника и становятся частью жизни. Таким образом, развивается компьютерная зависимость. Часто дети отходят от реальности и в виртуальном мире удовлетворяют свои желания, порождая агрессивное поведение к окружающим.
Стоит только обратить внимание на названия современных мультфильмов и сразу возникает вопрос: » Зачем так сильно портить психику ребенка? » (» Шрек », » Телепузики », » Крутые Бобры », » Эй, Арнольд! », » Губка Боб Квадратные Штаны », » Огги и Кукарачи », » Корпорация Монстров »). Современные дети наблюдают за действиями уродливых персонажей, подражая поведению героев, наполняя себя жаждой насилия, мести, разврата и агрессии. Иногда и взрослые смотрят такие мультфильмы, тем самым поддерживают детей в их выборе и удивляются, почему в будущем молодое поколение совершает преступления и выражает жестокость в своих поступках.
Необходимо установить запрет на просмотр фильмов с элементами жестокости, в которых крупным планом показывают пытки, казни, изуродованные тела, т. е. нужно создать надлежащие условия для повышения роли СМИ на высоком уровне, сформировать у детей и молодежи только положительного отношения к героям с телеэкрана, без проявления агрессии и актов насилия. Для проведения профилактики нужно обратить внимание на первопричины и социальное окружение, которое формирует определенные типы девиаций.
Когда нарушается взаимодействие личности с окружающей средой, человек перестает подчиняться нормам, принятым в нашем обществе. В этом случае, применяется сила закона.
Чтобы этого не произошло, родители должны создать надлежащие условия для формирования гармоничной личности, повысить свою педагогическую культуру и способствовать развитию интересов и системы ценностных ориентаций. Ведь любое правонарушение в подростковом возрасте, может содержать серьезную угрозу в будущем.
Формирование правового сознания является главной задачей правового воспитания личности. Предоставление своевременной помощи, поддержка со стороны родителей и социальных педагогов, позволит изменить мировоззрение молодого поколения, сформировать мотивацию и воспитать правосознательный гражданина.
Перспективу нашего дальнейшего исследования видим в разработке эффективных стратегий преодоления интернет-зависимости и мероприятий предотвращения роста аддитивной поведения детей и молодежи.

Читайте также  Социальные сети как фактор социализации подростков

Похожее ...

Добавить комментарий