Методики «несуществующих животных»

Методики «несуществующих животных»

Методики «несуществующих животных»

В исследовании использованы методы теоретического анализа научной литературы по теме исследования, методики проективный метод «Несуществующее животное»; методика «Самооценка психических состояний» (по Г. Айзенком); самооциночний тест «Характеристики эмоциональности» (П. Ильина); методика «Шкала эмоциональной стабильности — нестабильности (нейротизма) »(по Г. Айзенком); методика «Диагностика эмоциональности» (по В. Русалова). Математическая обработка данных проводилась с использованием процедур корреляционного анализа по формуле Пирсона.
Практическое значение исследования заключается в распространении знаний о диагностических возможностях проективной методики «Несуществующее животное» в исследовании эмоциональной сферы юношей; определение количественных шкал оценивания рисунков по методике «Несуществующее животное», что позволяет использовать данную методику в эмпирических исследованиях.
Методика «Несуществующее животное», по информативной наполненностью о респондента не уступает известным стандартизированным методам. Стандартная инструкция методики «Несуществующее животное», подаваемой в учебниках: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите ее несуществующей названием, героев мультфильмов, сказок желательно не рисовать».
В зависимости от уровня интеллектуального развития исследуемого стоит повторить задание, так как практика показывает, что респонденты со средними способностями рисуют героев мультфильмов и сказок, которых они видели в средствах массовой информации. Инструкция должна быть четкой и лучше переспросить респондента.
Все вопросы дают определенную информацию об особенностях внутреннего мира респондента. Конечно, вопросов может быть больше или меньше, ведь нужен творческий, индивидуальный подход к каждой личности, что будет залогом успеха в работе психодиагноста. Стоит отметить, что детали на рисунке должны быть Вами уточнены, поскольку непонятны позиции в рисунке будут неправильно Вами проинтерпретированные. Важно постоянно наблюдать за респондентом и отмечать типичные или нетипичные реакции при проведении методики.
Проективные методики является специальной техникой клинико экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу.
Для определения количественных показателей оценки рисунков мы разработали следующие шкалы по методике «Несуществующее животное»:
1) Эмоциональная возбудимость отражает склонность человека быстро реагировать на раздражители, устанавливается по характеру линий рисунка;
2) Эмоциональная импульсивность отражает скорость, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания;
3) Эмоциональный контроль выражается в степени выраженности способности к контролю и регуляции своих эмоций;
4) Эмоциональная устойчивость отражает способность проявлять НЕ трогательность в ситуационных условиях, тормозить эмоциональные реакции (устанавливается по характеру размещения рисунка, его смещение в левую часть листа);
5) Уровень выраженности состояния тревоги выражается в наличии штриховки;
6) Степень выраженности тревожности как личностного качества, что устанавливается при наличии исправлений в рисунке;
7) Уровень выраженности тенденции к защите, отражающий склонность к ограничению своих личностных границ. Устанавливается по способу указанием контура на рисунок;
8) Уровень выраженности состояния агрессии устанавливается при наличии острых углов на рисунке;
9) Степень выраженности агрессивности как личностного качества (при наличии орудий нападения);
10) Эмоциональная глубина выражается в том, насколько глубоко человек переживает эмоции (по количеству использованных цветов);
11) Эмоциональная экспрессия отражается в степени выраженности (силы) эмоций и контроля человека за их проявлением;
Мы установили связи между показателями методики «Несуществующее животное» и опросники, диагностируют особенности сформированности эмоциональной сферы личности. С целью изучения статистических связей между психологическими переменными мы применили корреляционный анализ.
По направлению корреляционная связь может быть положительным (прямым) и отрицательным (обратным). При положительной корреляции (коэффициент является положительным «+») и с более высокой вероятностью можно предположить увеличению (уменьшению) одного признака в связи с увеличением (уменьшением) другой. При отрицательной корреляции (коэффициент имеет отрицательный знак «<->») высоким значением одного признака соответствуют низкие значения другой, а низким значением более высокие.
Тревожный человек проявляет постоянную неуверенность в себе и своих решениях, постоянно ожидает неприятностей, эмоционально неустойчивая, недоверчивый. Такие подростки демонстрируют повышенную готовность к защите, они неосознанно активируют защитные тенденции, не позволяет им проводить адекватный анализ и оценку ситуации по ее угрозы, значимости и др.
Проявления тревожности у подростков, могут быть соматическими и поведенческими. Соматические проявления касаются изменений во внутренних органах, системах организма ребенка: учащенное сердцебиение, неровное дыхание, дрожание конечностей, скованность движений, может повышаться давление, возникать расстройства желудка и тому подобное. Тревогу можно оценить как психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, изменениями в привычных обстоятельствах и деятельности и проявляется в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя) и моторных реакциях.
На поведенческом уровне проявления повышенной тревожности еще более разнообразны и непредсказуемы. Они могут колебаться от полной апатии и безынициативности к демонстративной жестокости. В этом случае можно говорить о том, что тревожность как черта личности является более значимой, а тревога как состояние является лишь ситуативным. Поэтому уровень тревожности выше и в связи с этим, уровень тревоги — ниже.
Таким образом, мы определили структуру значимых взаимосвязей, которые соединили показатели выраженности определенных эмоциональных состояний и общих характеристик этих состояний.
Нами была установлена ​​зависимость степени выраженности состояния агрессии от уровня продолжительности эмоций. В свою очередь был установлена ​​прямая связь между уровнем продолжительности эмоций и степени выраженности тревожности. Итак неумение подростков регулировать продолжительность эмоций приводит к усилению интенсивности состояний агрессии и тревоги.
Степень выраженности тревожности зависим от уровня эмоциональной экспрессии. Таким образом, подростки в которых уровень эмоциональной экспрессии высокий, то у них в меньшей степени выразительным является уровень тревожности. Как правило, сильно выражены эмоции сопровождаются двигательными актами — эмоциональными действиями. В связи с этим снижается уровень эмоционального напряжения, что способствует уменьшению переживаний неблагополучия личности.
rng_01Показатели степени выраженности тенденции к защите, отражающий склонность к ограничению своих личностных границ, и степени выраженности ригидности связанные обратной зависимостью. То есть, подростки у которых низкий уровень выраженности ригидности не имеют тенденций к защите себя, своих действий и мыслей. Более ригидные подростки чаще используют психологические механизмы защиты для ограничения своих личностных границ, для уменьшения уровня эмоционального напряжения, тревоги.
Корреляционные связи между уровнем выраженности тревожности как личностного качества и уровнем эмоциональной стабильности является обратным. Итак, чем выше эмоциональная стабильность, тем ниже степень выраженности тревожности. То есть, эмоционально стабильные подростки выдержаны, могут проявлять большую стабильность, что проявляется в большей ориентации на реальность.
Между степени выраженности тревожности как личностного качества и степени выраженности тревоги (как состояния) также установлен отрицательный значимый корреляционная связь. То есть, это свидетельствует о том, что индивиды с высоким уровнем тревожности воспринимают ситуацию как личностную угрожающую, не в отношении к тому, присутствует или отсутствует в данной ситуации объективная угроза.

Читайте также  Отношениях «родители - дети»

Похожее ...

Добавить комментарий