Отношениях «родители — дети»

Отношениях «родители - дети»

Отношениях «родители — дети»

Семейная жизнь с его многочисленными проблемами издавна привлекало к себе самое пристальное внимание психологов и социологов. Исследование семейной жизни осветило одну из его особых качеств — интимность, замаскированность, закрытость от посторонних глаз, нежелание выдавать наружу информацию.
Если раньше отказ разглашать семейные тайны была сознательным актом, основывался на нежелании взрослых и детей посвящать в свои дела посторонних, то теперь психологи и социологи с удивлением обнаружили, что этот отказ часто объясняется тем, что члены семьи сами не знают этих «тайн», способны их увидеть и внятно сформулировать. В этом смысле особенно много материала для размышлений дают отношения между родителями и детьми. Психологам, изучающих психические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, иногда бывает нужно выяснить, как ведут себя при контакте с детьми, по которым ведется наблюдение, их родители. В самих детей спрашивать об этом бесполезно: лицо взрослого, особенно отца или матери, оказывает на ребенка почти гипнотическое воздействие, лишая ее той доли разумного критицизма, без которой невозможно увидеть поведение другого человека в действительности.
Казалось бы, вполне естественная альтернатива — обратиться к самим родителям. Но что происходит? Вместо того, чтобы рассказывать о своем собственном поведении, говорящие мамы и папы предпочитают рассказывать о своих строптивых чад, описывая их упрямство и непослушание. А как все же ведут себя они сами? Похоже, что родители об этом просто не задумываются. Чтобы узнать правду, приходится идти на хитрости. Вот самый распространенный выход из подобных ситуаций. Исследователь предлагает ребенку рассказ о каком-либо событии, главным действующим лицом которой является ее сверстник. Например «Петя строил башню из кубиков на письменном столе своего отца. В это время в кабинет вошел отец. Что он сказал Петя? Что он сделал?» Предполагается, что ответ ребенка не может основываться ни на чем другом, кроме ее собственного опыта, полученного в процессе общения с родителями. Если ребенок отвечает, что Петрика наказали, то этим он выдает исследователю привычную манеру поведения своего собственного отца. Поэтому можно предположить, что анализ детской сказки «О моей семье, если бы мы были зверями», может дать определенную информацию об актуальном состоянии отношений в семье.
Считаем, что этот метод мог бы принести родителям ощутимую пользу. Если бы они время от времени обращались к своим детям с подобными вопросами, то узнали бы о самих себе много интересного и неожиданного, хотя, не исключено, что не всегда приятного.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что благодаря, казалось бы, простому методу, как изучение и анализ детской словесной творчества, а именно сказок, педагогам и родителям удалось лучше понять проблемы своих детей, проблемы своих отношений с ними. Конструктивные изменения в отношениях «родители — дети» помешают возникновению дальнейших проблем в этой сфере. Для педагогов и психологов — это оригинальный метод диагностики психологического состояния ребенка, который, кроме того, будет способствовать развитию детского творческого потенциала и нестандартности их мышления.
Понять, каким выглядит «семейный мир» с точки зрения родителей, поможет уникальная детское творчество. Выслушивая фантазии детей, можно выяснить актуальные проблемы маленького человека, его горести, да еще и таким образом уделить ребенку внимание, показать, что ее существование не остается незамеченным, что ее слушают и ценят.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Произвольное поведение как основа субъектности детей дошкольного возраста

Похожее ...

Добавить комментарий