Психологическое здоровье в ранней юности

Психологическое здоровье в ранней юности

Психологическое здоровье в ранней юности

Понятие «психологическое здоровье» означает состояние субъекта жизнедеятельности как распорядителя внутренних ресурсов и способностей. Особенно важна проблема психологического здоровья в ранней юности и ранней зрелости, поскольку центральным является личностное самоопределение, как потребность занять внутреннюю позицию, осознать свое место в обществе. Для обозначения этого феномена используют понятие «идентичность», которое теоретически обоснованное и введено в научный оборот Э. Эриксону, который определил идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность лица, как важнейшую характеристику ее целостности и зрелости. Впервые в социально психологическом плане проблематика идентичности разрабатывается Дж. МИДом и Ч. Кули, как способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как единое целое.
Основными вариантами становления идентичности является обусловленность, диффузия, мораторий и достижения зрелой идентичности. Разработанное Марсиа понятие зрелой идентичности означает становление ощущение самоидентичности, то есть собственной определенности и готовности к самореализации. Характеристиками зрелой идентичности является адекватная самооценка, самостоятельность, ответственность, инициативность, доверие и открытость в микросоциуме, гибкость поведения и возможность коррекции собственных целей и поведенческих реакций.
Задача формирования зрелой идентичности для молодых людей является важным не только для сохранения собственного психологического здоровья, но и для построения открытых отношений в социуме. Ведь если эта задача не решается, то наблюдается «спутанность идентичность», человек не приобретает способность к интимности, и его поведение может регулироваться или страхом одиночества, или страхом «раствориться» в другой личности. В противоположность модели «спутанности идентичности» сформирована идентичность дает возможность устанавливать уровни и долговременные отношения, является основанием для решения дальнейших возрастных задач развития — профессионального самоопределения и самореализации, а также бракосочетания и образования семьи.
Если же «Я-концепция» развивается неблагоприятно, это может привести к различным нарушениям поведения, негативных эмоциональных переживаний, в частности снижение уровня самоуважения. Вследствие этого может возникнуть социальное отчуждение, социопатия, агрессивность, появиться конформность или преступные намерения, неспособность интегрировать свои успехи и положительные качества. Очевидно в таком случае является нарушение психологического здоровья личности и дезадаптация.
Методы исследования были направлены на выяснение взаимосвязи психологического здоровья и личностной идентичности.
Исследование было проведено с помощью следующих методик:
1. личностной идентичности было определено по «Методике изучения личностной идентичности» (милый) (Автор методики Л.Б. Шнейдер)
2. Для определения психологического благополучия и эмоциональной стабильности были применены опросник «Общее здоровье» (авторы: Л.Ф. Бурлачук, В.Н. Духневич, Р. Дубровинский).
3. Типа профессиональной идентичности было определено с помощью «Методики изучения профессиональной идентичности» (МИПЫ) (автор методики Л.Б. Шнейдер)
4. Для изучения типа тендерной идентичности было использовано «Методика изучения гендерной идентичности» (МИГи) (автор методики Л.Б. Шнейдер)
В исследовании приняли участие ученики одиннадцатого класса и студенты 5 курса, в количестве 60 человек (N = 60): 36 человек — женского пола; 24 человек — мужского пола.
Возрастная категория испытуемых от 16 до 17 и от 21 до 23 лет.
На основе получения количественных данных можно сделать качественный анализ полученных результатов в% по выше указанным методикам.
Отрицательная эмоциональность (нейротизм) — было обнаружено:
— На высоком и выше среднего уровнях 10%, что говорит о нестабильности, неуравновешенности нервно психических процессов, эмоциональную неустойчивость, а также о лабильность вегетативной нервной системы, поэтому такие дети легко возбуждаются, для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, недоверчивость, медлительность, нерешительность;
— Средний уровень составляет 57%, что говорит о стабильности, уравновешенность нервно-психических процессов, эмоциональную устойчивость, но для таких детей характерна чувствительность, а также ситуативная тревожность, мнительность, возможно даже нерешительность; — Уровень «ниже среднего» составляет 24%, что свидетельствует о том, что стабильные и уравновешенные нервно-психические процессы, эмоциональная устойчивость, лабильность вегетативной нервной системы, для них характерна устойчивость настроения, решительность;
— «Низкий уровень» — не обнаружено.
Удовлетворенность и психологическое благополучие в сфере деловой активности — было выявлено:
— На уровне «выше среднего» 3%, то есть это говорит о том, что развитое умение управлять своей мотивационной сферой, активная позиция в жизни, стремление к все более трудных целей, ответственность (доведение дел до конца, добродетель, надежность, требовательность к себе), умение осваиваться при изменении обстоятельств, умение корректировать деятельность в соответствии с текущей ситуации и своих потребностей, выполнение осмысленной и интересной деятельности (предполагает наличие целей и умение видеть возможности для их выполнения, умение подбирать для себя такие дела , которые соответствуют собственным подлинным интересам и потребностям);
— Средний уровень составляет 84%, что свидетельствует об умении управлять своей мотивационной сферой еще не достаточно развита, но имеется активная позиция в жизни, стремление к все более трудных целей, ответственность (доведение дел до конца, добродетель, надежность, требовательность к себе), умение осваиваться при изменении обстоятельств, умение корректировать деятельность в соответствии с текущей ситуации и своих потребностей, умение подбирать для себя такие дела, которые соответствуют собственным подлинным интересам и потребностям;
— Уровень «ниже среднего» составляет 13%, что свидетельствует о том, что умение управлять своей мотивационной сферой еще не достаточно развита, но имеется активная позиция в жизни, стремление к все более трудных целей, но без вычисления своих возможностей, не всегда доведение дел до конца, но имеется добродетель, надежность, требовательность к себе, умение корректировать деятельность в соответствии с текущей ситуации и своих потребностей не всегда проявляется, а скорее ситуативно, то есть в связи с ситуацией;скачанные файлы (3)
— «Низкий уровень» — не обнаружено.
Удовлетворенность и психологическое благополучие в сфере межличностного активности — было выявлено:
— На уровне «выше среднего» 3% — развитая способность
взаимодействовать с социумом, с другими людьми, то есть социальная активность, деятельное отношение человека к миру, выражается единством личного и коллективного, общественного и индивидуального, способность человека быть источником собственной активности и творческого отношения к общественной жизни, к жизни других людей, понимание «нужного , необходимого и возможного », а также способность выбирать лучший вариант поведения и приложения собственных усилий; уверенность в себе и собственных силах; сформирована система самоорганизации (прежде всего, планирование и самоконтроль), способность получать удовольствие здесь и сейчас, умение понимать и регулировать собственные эмоции и функциональные состояния; убеждение в наличии определенных ценностей и смыслов, являются большими за собственное Я, которым стоит посвятить свою жизнь, положительные и оптимистичные установки относительно жизни;
— Средний уровень составляет 94%, что говорит о том, что способность взаимодействовать с социумом, с другими людьми, то есть социальная активность, еще не достаточно развита, а находится на стадии развития, но имеется способность человека быть источником собственной активности и творческого отношения к общественному бытия, жизнь других людей, недостаточно сформирована система самоорганизации (прежде всего, планирование и самоконтроль), но есть способность получать удовольствие здесь и сейчас и уверенность в наличии определенных ценностей и смыслов, являются большими за собственное Я, которым стоит посвятить свою жизнь, умение понимать и регулировать собственные эмоции и функциональные состояния — еще не сформирована на достаточном уровне, но имеющиеся положительные и оптимистичные установки относительно жизни;
— Уровень «ниже среднего» составляет 3%, что свидетельствует о том, что способность взаимодействовать с социумом, с другими людьми, то есть социальная активность, еще не достаточно развита, а находится на стадии развития, касается, также способности человека быть источником собственной активности и творческого отношения к общественной жизни, к жизни других людей, недостаточно сформирована система самоорганизации (прежде всего, планирование и самоконтроль), но есть способность получать удовольствие здесь и сейчас и уверенность в наличии определенных ценностей и смыслов, являются большими за собственное Я, умение понимать и регулировать собственные эмоции и функциональные состояния — еще не сформирована на достаточном уровне;
— «Низкий уровень» — не обнаружено
«Диффузная» идентичность присуща 29%, что свидетельствует о том, что они не имеют четко сформированных целей, ценностей и не хотят этого. В постановке жизненных задач они проявляют несамостоятельность, колебания, им не хватает желания достигнуть определенной четкости, поэтому субъектная составляющая этого процесса не развита;
«Преждевременная» идентичность — было обнаружено 2%, что свидетельствует о том, что личность, еще не пережила кризиса, не обладает совокупностью взглядов о себе как личность. У человека с таким статусом идентичности поведение скорее всего заимствованные: отнесение на второй план собственной внутренней мотивации, высокая зависимость от обстоятельств, низкий уровень прогнозирования;
«Мораторий» — кризисное состояние личности с выраженным стремлением его преодолеть, наблюдается в 37%, что свидетельствует о высоком уровне тревожности, осознанную ответственность, но возможны импульсивность, крайности, поспешность и преждевременности в формулировке жизненных задач;
«Достигнута» идентичность — присуща 2%, что говорит о том, что они прошли кризис и сформировали определенную совокупность личностно значимых целей, ценностей, убеждений и их иерархию, то есть жизненные задачи выстраиваются самостоятельно, взвешенно.
«Ложноположительных» идентичность наблюдается в 32%, что говорит об отрицании своей уникальности или, наоборот, ее амбициозная подчеркивание с переходом к стереотипу, а также нарушение механизмов идентификации и обособления в сторону гипертрофированности, нарушение временной связности жизни, ригидность Я-концепции, болезненное неприятие критики в свой адрес, низкая рефлексия. В некоторых случаях псевдоидентичнисть можно трактовать как гиперидентичнисть вследствие тотального поглощения статусом, ролью, работой, другим объектом или субъектом, при высоко положительном оценивании собственных качеств и нарушении гибких связей с социумом, стремлении достичь цели любыми средствами.
news-270912-2Полученные данные по «Методике изучения профессиональной идентичности» показывают:
«Диффузная» идентичность присуща 28%, что свидетельствует о том, что в них проявляется несамостоятельность, нечеткость в формулировку самой задачи, низкая субъектность, внешняя мотивация;
«Преждевременная» идентичность была обнаружена в 10%, что говорит о том, что личность, еще не пережила кризиса, не обладает совокупностью целей и ценностей. У человека с таким статусом идентичности жизненные задачи скорее всего заимствованные: отнесение на второй план собственной внутренней мотивации, высокая зависимость от обстоятельств, низкий уровень прогнозирования;
«Мораторий — кризисное состояние личности с выраженным стремлением его преодолеть, наблюдается в 40%, что свидетельствует о высоком уровне тревожности, осознанную ответственность, но возможны импульсивность, крайности, поспешность и преждевременности в формулировке жизненных задач;
«Достигнута» идентичность — присуща 4%, что говорит о сбалансированности объектной и субъектной составляющей, самостоятельную внутреннюю мотивацию, уравновешенность, реалистичность,
самостоятельность, адекватность, то есть жизненные задачи выстраиваются самостоятельно, взвешенно.
«Ложноположительных» идентичность наблюдается в 18%, что говорит о ситуативность, неустойчивость, непоследовательность, обусловленность текущими проблемами, внешнюю мотивацию, нарушение временной связности жизни, ригидность Я-концепции, болезненное неприятие критики в свой адрес, низкая рефлексия. В некоторых случаях псевдоидентичнисть можно трактовать как гиперидентичнисть вследствие тотального
поглощения статусом, ролью, работой, другим объектом или субъектом, при высоко положительном оценивании собственных качеств и нарушении гибких связей с социумом, стремлении достичь цели любыми средствами.
Итак, следует отметить, что в большинстве еще не сформирована достигнута идентичность и это может влиять на общее здоровье личности в негативном отношении.

Читайте также  Личностные новообразования в трудных жизненных ситуациях

Похожее ...

Добавить комментарий