Сензитивность практического психолога

Сензитивность практического психолога

Сензитивность практического психолога

Задачи, которые сегодня стоят перед учебными заведениями по качеству образования, нуждаются в обеспечении психологизирования учебно-воспитательного процесса. Поэтому особую остроту приобретает вопрос эффективности и результативности деятельности практических психологов и, соответственно, изучение личностных факторов, которые влияют на повышение качества предоставления психологических услуг.
В этом контексте потребует отдельного внимания те личностные качества, которые помогают практическому психологу выявлять, фиксировать, интерпретировать проявления психического состояния другого человека, а также быть чувствительным к собственным видреагувань на поведение клиента следовательно, речь идет о наличии у психолога высокого
уровня чувствительности (сензитивности), которая, как отмечает А. Л. Журавлев, является основой социально-психологической наблюдательности.
В то же время, несмотря на всю актуальность сензитивности личности как профессионально важного качества психолога, вопросы ее сущности, формирования и развития исследованы недостаточно. Это обусловило цель нашей работы — проанализировать основные подходы к определению сущности понятия сензитивности личности.
Изложение основного материала. Анализ публикаций показал, что непосредственно проблема сензитивности личности не разрабатывалась учеными. Вместе с тем, в научных исследованиях рассматривались вопросы, освещали отдельные аспекты данной проблемы.
Мы обнаружили, что еще в 30-х гг. ХХ в. были инициированы исследования точности и адекватности межличностного восприятия, которые к концу 40-х — начале 50-х гг. стали известны под названием исследований межличностного сензитивности.
В этот период быстрыми темпами наблюдалось распространение тренингов социальной сензитивности. Особую популярность приобрело изучение «предикативного эмпатии». Участники исследований фиксировали свои ответы в личных опросниках, а затем пытались спрогнозировать, как на эти же вопросы ответят другие респонденты. Процент «отгадана» ответов считался показателем развития эмпатии. Простота процедуры и очевидность механизмов интерпретации сделали этот метод распространенным, а термины «социальная сензитивность» и «эмпатия» начали использовать как синонимы.
Середина 50-х гг. Считается учеными кризисной для исследований межличностного сензитивности. В этом контексте знаковыми работами стали Л. Кронбаха. Исследуя Сензитивность он показал, что интерпретировать степень сходства оценок, которые выставляли испытуемые, с критериями как показатель точности их восприятия состояний других людей не совсем оправдано, поскольку сходство / различие в большей степени зависят от выраженности, гало-эффекта, эффекта снисходительности и адекватности стереотипов , чем от способностей дифференцировать конкретных людей по тем или иным параметрам.
Возрождение интереса к проблематике межличностного восприятия (сензитивности) наблюдается в начале 80-х гг. Ученые считают, что обусловлено тем, к тому времени удалось разработать методики исследований, которые ограничивали влияние артефактов Кронбаха (вместо шкал прямого оценивания начали активно использовать ранжирование и парные сравнения, а вместо добавления отклонений начали применять корреляцию). Кроме этого, в этот период активизировались эмпирические исследования социального интеллекта, составной частью которого стали рассматривать социальную чувствительность.
Анализ теоретических наработок ученых показал, что на сегодня нет единодушия в подходах к пониманию сензитивности личности. Среди направлений исследований сенситивности можно отметить несколько различных подходов к пониманию этого феномена.
Во-первых, сензитивность личности исследуют в контексте изучения свойств, качеств характера.
Во-вторых, сензитивность рассматривают как один из основополагающих факторов (вместе с социальной перцепции, социальной памятью и социальным мышлением) социального или эмоционального интеллекта.
В-третьих, ряд ученых рассматривает сенситивнисть в рамках изучения коммуникативных способностей и коммуникативной компетентности.
В-четвертых, концептуальные взгляды на сензитивность в контексте исследования сензитивных периодов представлены в трудах ученых.
Необходимо отметить, что часть ученых обращает внимание на сензитивность в контексте исследования профессионально важных качеств личности.
Нами было обнаружено трактовка исследуемого феномена, которое по содержанию кардинально отличается от всех вышеупомянутых; когда Сензитивность рассматривается как характерологическая особенность человека, которая проявляется в повышенной чувствительности к событиям, происходящим с ней и обычно сопровождаются повышенной тревожностью, опасением новых ситуаций, людей, всякого рода экзаменов и др. чрезмерной (болезненной) чувствительности.
В последнем случае отметим, что в своих исследованиях сензитивности мы исходим из понимания того, что не следует смешивать Сензитивность с аллергической зверхчутливистю и болезненностью мировосприятия. По нашему мнению, сензитивного личность — это прежде всего психически здоровая личность, способная к принятию оптимально соответствующих ситуации творческих решений; человек, который получает положительные эмоции, радость от общения с людьми. При этом Сензитивность является тем личностным качеством, которая является основой социально-психологической наблюдательности и способствует более точному оценке и пониманию состояния других людей и обеспечивает успешность в общении, профессиональной деятельности.
Обобщая анализ теоретических подходов к проблеме сензитивности, отметим, что феномен сензитивности не исследовали психологами-учеными целостно, а фрагментарно рассматривался в контексте изучения различных аспектов развития социального, эмоционального интеллекта, профессионально важных качеств личности, показателей темперамента, сензитивных периодов развития личности и др.

Читайте также  Психологическое здоровье в ранней юности

Похожее ...

Добавить комментарий