Влияние тревожности на состояние психологического здоровья учащихся начальной школы

Влияние тревожности на состояние психологического здоровья учащихся начальной школы

Влияние тревожности на состояние психологического здоровья учащихся начальной школы

Влияние тревожности на состояние психологического здоровья учащихся начальной школы

Тревога — отрицательно окрашенная эмоция, выражающая чувство неопределенности, ожидания негативных событий, непонятного человеку предчувствие. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предшествует участия человека в потенциально вредной ситуации или стимулирует ее к действиям со стремлением к повышению вероятности благополучного разрешения проблемы. На психологическом уровне тревога ощущается как напряжение, беспокойство, волнение, нервозность и переживается в виде чувств беспомощности. А также бессилия, незащищенности, одиночества, предчувствие неудачи, невозможности принять решение.

Тревожность — индивидуальная свойство личности, черта характера, которая проявляется склонностью к чрезмерному волнения, состояния тревоги в ситуациях. Которые, по мнению этого лица, угрожают ей неприятностями, неудачами, фрустрацией. Важно отметить, что речь идет и о психологической угрозу, то есть такую, которая носит субъективный характер. И о физической опасности со стороны окружающей среды.

В результате проведения психодиагностических методик выявлено, что все ученики начальной школы имеют определенный уровень переживаний, склонность к невротическим состояниям. Почти три четверти из них (70%) имеют высокий и умеренный уровне тревожности, то есть психологическое состояние. Которое негативно сказывается на их психологическом здоровье. Особенно это касается девушек, 92% из которых имеют уровень тревожности выше среднего. У ребят этот показатель составляет 50%. Беспокойство вызывает тот факт, что по результатам диагностирования высокий уровень тревожности выявлено у 100% учащихся 2 класса.

Читайте также  Личностные новообразования в трудных жизненных ситуациях

Состояние эмоциональной сферы и взаимоотношений в семье были исследованы с помощью методик «Кактус» и «Моя семья»

Значительных отклонений здесь обнаружено не было, только в некоторых учеников были замечены проявления нервозности, беспокойства, раздражительности.

Исследование показало, что высокая самооценка свойственна преимущественно учащимся 2 класса (37,5%) по сравнению с учениками 3 класса (20%) и 4 класса (22,2%). Адекватная самооценка преобладает у учащихся 3 класса (40%) и 4 класса (33,3%) по сравнению с учениками 2 класса (25%). Низкая самооценка присуща большинству учеников 2-4 классов, причем выявлена ​​динамика ее роста с переходом учащихся в следующий класс (соответственно: 37,5%; 40%; 44,5%). Больше всего детей с низкой самооценкой учится в 4 классе.

Сопоставление типа семей по критерию полная / неполная, благополучная / неблагополучная, многодетная / неблагополучная с уровнем самооценки учащихся дало следующую картину: у детей из неблагополучных и многодетных семей прослеживается низкая самооценка, низкая успеваемость в учебе и завышенный уровень тревожности.

В ходе исследования зависимость тревожности от успехов ребенка в учебной деятельности нами не выявлено

Также мы наблюдали за стилем работы классного руководителя начальной школы и обнаружили, что учитель 2 класса имеет авторитарный стиль, а учителя 3 и 4 классов более склонны к демократическим отношений с учениками. Это также может быть одной из причин высокого уровня тревожности учащихся 2 класса.

Читайте также  Характеристика нравственного поведения старшеклассников

Для учеников 2 класса нами была разработана и воплощена коррекционно развивающая программа, поскольку высокий уровень тревожности здесь наблюдался у 100% учащихся. После проведения комплекса упражнений уровень тревожности несколько снизился, и повторное диагностирование выявило у 50% учащихся класса достаточный уровень тревожности, а у 50% он остался высоким. Таким образом, мы доказали, что уровень тревожности можно скорректировать в условиях специально организованных занятий и создание соответствующего климата и условий обучения и воспитания ребенка.

Итак, исследовав эту тему, можем сделать вывод, что наличие у ученика младшего школьного возраста тревожности (при неправильном отношении со стороны родителей и педагогов к личности ребенка) может вызвать серьезные расстройства в различных сферах его здоровья, прежде всего, психологического.

Проблема тревожности требует дальнейших исследований с целью предотвращения распространения психогенных неврозов среди молодого поколения, для нормального проживания и функционирования личности в социуме.

Похожее ...

Добавить комментарий