Влияние тревожности на состояние психологического здоровья учащихся начальной школы
Тревога — отрицательно окрашенная эмоция, выражающая чувство неопределенности, ожидания негативных событий, непонятного человеку предчувствие. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предшествует участия человека в потенциально вредной ситуации или стимулирует ее к действиям со стремлением к повышению вероятности благополучного разрешения проблемы. На психологическом уровне тревога ощущается как напряжение, беспокойство, волнение, нервозность и переживается в виде чувств беспомощности. А также бессилия, незащищенности, одиночества, предчувствие неудачи, невозможности принять решение.
Тревожность — индивидуальная свойство личности, черта характера, которая проявляется склонностью к чрезмерному волнения, состояния тревоги в ситуациях. Которые, по мнению этого лица, угрожают ей неприятностями, неудачами, фрустрацией. Важно отметить, что речь идет и о психологической угрозу, то есть такую, которая носит субъективный характер. И о физической опасности со стороны окружающей среды.
В результате проведения психодиагностических методик выявлено, что все ученики начальной школы имеют определенный уровень переживаний, склонность к невротическим состояниям. Почти три четверти из них (70%) имеют высокий и умеренный уровне тревожности, то есть психологическое состояние. Которое негативно сказывается на их психологическом здоровье. Особенно это касается девушек, 92% из которых имеют уровень тревожности выше среднего. У ребят этот показатель составляет 50%. Беспокойство вызывает тот факт, что по результатам диагностирования высокий уровень тревожности выявлено у 100% учащихся 2 класса.
Состояние эмоциональной сферы и взаимоотношений в семье были исследованы с помощью методик «Кактус» и «Моя семья»
Значительных отклонений здесь обнаружено не было, только в некоторых учеников были замечены проявления нервозности, беспокойства, раздражительности.
Исследование показало, что высокая самооценка свойственна преимущественно учащимся 2 класса (37,5%) по сравнению с учениками 3 класса (20%) и 4 класса (22,2%). Адекватная самооценка преобладает у учащихся 3 класса (40%) и 4 класса (33,3%) по сравнению с учениками 2 класса (25%). Низкая самооценка присуща большинству учеников 2-4 классов, причем выявлена динамика ее роста с переходом учащихся в следующий класс (соответственно: 37,5%; 40%; 44,5%). Больше всего детей с низкой самооценкой учится в 4 классе.
Сопоставление типа семей по критерию полная / неполная, благополучная / неблагополучная, многодетная / неблагополучная с уровнем самооценки учащихся дало следующую картину: у детей из неблагополучных и многодетных семей прослеживается низкая самооценка, низкая успеваемость в учебе и завышенный уровень тревожности.
В ходе исследования зависимость тревожности от успехов ребенка в учебной деятельности нами не выявлено
Также мы наблюдали за стилем работы классного руководителя начальной школы и обнаружили, что учитель 2 класса имеет авторитарный стиль, а учителя 3 и 4 классов более склонны к демократическим отношений с учениками. Это также может быть одной из причин высокого уровня тревожности учащихся 2 класса.
Для учеников 2 класса нами была разработана и воплощена коррекционно развивающая программа, поскольку высокий уровень тревожности здесь наблюдался у 100% учащихся. После проведения комплекса упражнений уровень тревожности несколько снизился, и повторное диагностирование выявило у 50% учащихся класса достаточный уровень тревожности, а у 50% он остался высоким. Таким образом, мы доказали, что уровень тревожности можно скорректировать в условиях специально организованных занятий и создание соответствующего климата и условий обучения и воспитания ребенка.
Итак, исследовав эту тему, можем сделать вывод, что наличие у ученика младшего школьного возраста тревожности (при неправильном отношении со стороны родителей и педагогов к личности ребенка) может вызвать серьезные расстройства в различных сферах его здоровья, прежде всего, психологического.
Проблема тревожности требует дальнейших исследований с целью предотвращения распространения психогенных неврозов среди молодого поколения, для нормального проживания и функционирования личности в социуме.