Читательская самостоятельность учащихся начальной школы

chitatelskaya-samostoyatelnost-uchashchikhsya-nachalnoy-shkoly

Читательская самостоятельность учащихся начальной школы

На современном этапе становления нашего государства остро стоит проблема формирования личности, умеющей действовать творчески и независимо. Поэтому важным аспектом профессиональной деятельности учителя начальной школы является подготовка ребенка к самостоятельной деятельности, направленной на получение новых знаний и формировании на их основе умений и навыков. Это подтверждается результатами многочисленных педагогических исследований, в которых отмечено, что самостоятельность представляет собой сложную интегральную качество, определяется умением ученика сознательно направлять свое поведение, деятельность согласно собственным взглядам и убеждениями, преодолевая препятствия на пути к практической реализации выбранной программы действий самостоятельно.

Через самостоятельность проявляется жизненная позиция ученика, его стремление реализовать себя в деятельности как личность, сформированность у него необходимых компетенций. Поэтому развитие сознательного читателя, который свободно ориентируется в литературном мире, находит ответы на поставленные перед ним вопросы, занимает ведущее место в перечне проблем развития личности младшего школьника. Итак, можно констатировать, что самостоятельность выступает неотъемлемым элементом как образовательного процесса в целом, так и ведущим средством обучения на уроках чтения в частности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Нам импонирует позиция ученого, объективным показателем сформированности читательской самостоятельности является устойчивая потребность и способность ребенка читать книги, применение в процессе чтения всех знаний, умений и навыков, которыми обладает читатель на момент деятельности с книгой. Итак, вполне справедливым является мнение, что читательская самостоятельность является надежной основой непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития.

Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников предусматривает три этапа обучения — подготовительный, начальный, основной, — каждый из которых имеет свою цель, задачи, а также методы и средства их достижения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Обучения мультимедиа младших школьников в начальном курсе информатики

Нам импонирует мнение, которое отмечает, что формированию читательской самостоятельности способствуют разнообразные упражнения, направленные на развитие техники чтения вообще, способности младшего школьника воспринимать и переводить материал, среди которых стоит выделить следующие творческие виды работ: краткий перевод; перевод с изменением лица рассказчика; перевод от имени одного из персонажей; передачи прочитанного по ролям; инсценировки (фотографии) иллюстрирования прочитанного (словесное, графическое) создание собственных сказок и рассказов; литературные игры и тому подобное.

Все вышесказанное позволяет нам утверждать, что ведущая роль в формировании у малыша младшего школьного возраста навыки читательской самостоятельности принадлежит осведомленности современного педагога с палитрой разнообразных форм, методов и приемов обучения.

Похожее ...

Добавить комментарий