Читательская самостоятельность учащихся начальной школы

chitatelskaya-samostoyatelnost-uchashchikhsya-nachalnoy-shkoly

Читательская самостоятельность учащихся начальной школы

На современном этапе становления нашего государства остро стоит проблема формирования личности, умеющей действовать творчески и независимо. Поэтому важным аспектом профессиональной деятельности учителя начальной школы является подготовка ребенка к самостоятельной деятельности, направленной на получение новых знаний и формировании на их основе умений и навыков. Это подтверждается результатами многочисленных педагогических исследований, в которых отмечено, что самостоятельность представляет собой сложную интегральную качество, определяется умением ученика сознательно направлять свое поведение, деятельность согласно собственным взглядам и убеждениями, преодолевая препятствия на пути к практической реализации выбранной программы действий самостоятельно.

Через самостоятельность проявляется жизненная позиция ученика, его стремление реализовать себя в деятельности как личность, сформированность у него необходимых компетенций. Поэтому развитие сознательного читателя, который свободно ориентируется в литературном мире, находит ответы на поставленные перед ним вопросы, занимает ведущее место в перечне проблем развития личности младшего школьника. Итак, можно констатировать, что самостоятельность выступает неотъемлемым элементом как образовательного процесса в целом, так и ведущим средством обучения на уроках чтения в частности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Ассоциативное мышление при изучении английского языка

Нам импонирует позиция ученого, объективным показателем сформированности читательской самостоятельности является устойчивая потребность и способность ребенка читать книги, применение в процессе чтения всех знаний, умений и навыков, которыми обладает читатель на момент деятельности с книгой. Итак, вполне справедливым является мнение, что читательская самостоятельность является надежной основой непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития.

Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников предусматривает три этапа обучения — подготовительный, начальный, основной, — каждый из которых имеет свою цель, задачи, а также методы и средства их достижения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Развитие творчества дошкольников средствами сказки

Нам импонирует мнение, которое отмечает, что формированию читательской самостоятельности способствуют разнообразные упражнения, направленные на развитие техники чтения вообще, способности младшего школьника воспринимать и переводить материал, среди которых стоит выделить следующие творческие виды работ: краткий перевод; перевод с изменением лица рассказчика; перевод от имени одного из персонажей; передачи прочитанного по ролям; инсценировки (фотографии) иллюстрирования прочитанного (словесное, графическое) создание собственных сказок и рассказов; литературные игры и тому подобное.

Все вышесказанное позволяет нам утверждать, что ведущая роль в формировании у малыша младшего школьного возраста навыки читательской самостоятельности принадлежит осведомленности современного педагога с палитрой разнообразных форм, методов и приемов обучения.

Похожее ...

Добавить комментарий