Использование народных традиций на уроках

Использование народных традиций на уроках

Использование народных традиций на уроках

История, культура и традиции народа — это система знаний о своем народе. Это совокупность представлений человека о себе и своем роде, об окружающем мире. Без глубокого усвоения родной культуры, без ощущения личной ответственности за нее невозможно полноценное воспитание человека. Удаление от культуры своего народа искажает личность, предоставляет непоправимый вред духовному развитию человека.

Большую воспитательную силу имеют традиции, обычаи, праздники и обряды, связанные с народным календарем, является составной педагогики народоведения. Народные праздники каждого времени года имеют конкретную идейно-воспитательную направленность. Эти праздники были связаны с торжественными мероприятиями по летнего природного цикла. Земледельческие и другие народные праздники связаны с опытом мудрости и красоты людей, труда.
Усвоенные и приумножены не одним поколением народных традиций включают в себя духовные, нравственные ценности (идеи, идеалы, взгляды, нормы поведения и т.д.), которые имеют огромное значение для современной системы школьного обучения и воспитания. Обычаи, традиции и обряды, непосредственно связанные с народным календарем, позволяют младшим школьникам понять, что историческая память сохранила единство человека с окружающей природой.
Выдающийся педагог С. Ф. Русова в своих работах отмечает, что ведущим принципом воспитания учащихся должно быть воспитание на национальных традициях. Творческие способности детей должны развиваться на национальном материале той или иной местности, на художественных произведениях писателей и образцах устного народного творчества. София Федоровна отмечала, что воспитывать и развивать детей нужно «в согласии с народными обычаями, с родственными наклонностями с индивидуальными соревнованиями самого ребенка». Также ученый предлагает «объединить народное и национальное, фольклорное с общекультурным и давать что-то эстетическое, прекрасное, веселое».
Праздники открывают детям простор для творчества, рожают в душе ребенка свете благородные чувства, производят умение жить в коллективе. Участие в нем способствует усвоению детьми мировоззренческих и нравственных знаний, эффективному формированию чувства патриотизма, уважения к людям труда, пониманию и осознанию государственных, материальных и духовных ценностей, определению жизненной позиции. Народные и естественные праздника стимулируют ребенка, способствуют накоплению ее опыта, проявления инициативы и самодеятельности.
Праздники, связанные с временами года, способствуют воспитанию любви к природе, бережного отношения к общенародной собственности, природных богатств родного края и тому подобное. К ним можно отнести «Праздник встречи весны», «День птиц», «День леса», «Праздник урожая», «Новогодний праздник». Именно они являются действенным средством экологического воспитания учащихся.
Использование народных традиций на уроках имеет большие возможности, их можно использовать и на уроках, музыки и языка, изобразительного искусства и др. Это такие праздники, как «Зима весну встречает», «Благослови, мать, Весну призывать», «Праздник встречи птиц», «Праздник Золотой Осени» и др..
Школьные природные праздники будут эффективным средством воспитания школьников, если в процессе его подготовки и проведения придерживаться таких педагогических условий:
• обеспечение единства воспитательных задач и конкретного содержания;
• использование комплекса различных методов и приемов, форм и средств эмоционально-нравственного воздействия на участников;
• учет возрастных особенностей детей;
• осуществление методично четкой организации (сборка — детального плана подготовки и проведения, подготовка ведущих и участников).
Задача современной школы — приобщать детей к народным традициям. Сила народной педагогики именно в том, что корнями своим она уходит в традиционные родственные связи, направляет жизнь человека в единое с природой биологический ритм. Педагогическая культура народа нашла свое отражение в фольклоре, народных воспитательных традициях, этнографических материалах, праздниках и обрядах, опыте семейного воспитания, и стала важным воспитательным компонентом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Особенности памяти и способностей в юношеском возрасте

Похожее ...

Добавить комментарий