Особенности памяти и способностей в юношеском возрасте

Особенности памяти и способностей в юношеском возрасте

Особенности памяти и способностей в юношеском возрасте

В современном обществе проблема особенностей способностей и памяти выступает одной из основных проблем психологической науки. Хотя проблемы памяти и способностей считаются едва ли не самыми исследованными в психологии, но со сменой поколений возникает необходимость обновления исследований этой проблематики, поскольку высокие темпы жизни, постоянные информационные перегрузки и дефицит времени, все больше влияют на психику личности и становятся причинами различных отклонений в нормальной деятельности отдельных или многих функциональных систем организма, нарушений в поведении и отсутствии формирования мотивации к деятельности и обучения.

Цель нашего исследования заключается в изучении особенностей способностей юношей и их взаимосвязь с различными видами памяти

Учитывая тему и цель нашего исследования, мы рассмотрели особенности способностей и их взаимосвязь с памятью у юношей во время учебы в школе и ВУЗе.

Объектом исследования является способности в юношеском возрасте. Наше исследование базируется на изучении именно специальных способностей человека.

Опираясь на теоретические положения исследования специфики способностей, мы рассматривали проявления способностей и памяти у учащихся 11 класса и студентов «Практическая психология», поскольку именно такие исследования должны быть одним из основных этапов для определения особенностей проявления способностей в юношеском возрасте. Для реализации исследования была выбрана методика исследования специальных способностей человека модифицированная М.С. Янцуром. Данная методика исследует преобладающий вид способностей: литературные, биологические, математические, технические, художественные, музыкальные, артистические.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Читательская самостоятельность учащихся начальной школы

Анализируя представленные результаты, следует отметить, что проявление способностей в обследуемых группах показывает тенденцию к снижению уровня способностей к точным наукам и рост показателей в творческих способностей.

Во всех обследуемых группах наиболее высокие результаты встречаются по шкале артистические способности

Особого анализа требует оценка проявления в каждой из представленных категорий респондентов других видов способностей (литературных, биологических, математических, технических). Средний показатель их выражения равен 1,8, что свидетельствует о том, что респондентам не нравится работать с литературными источниками, изучать происхождение слов и терминов, проводить различные вычисления, расчеты, работать с различными механизмами, машинами и приборами, не любят задач, требующих умственного напряжения. Таким образом, юношеский возраст является периодом, когда возникает необходимость выбора профессии, и при этом необходимо учитывать имеющиеся возможности для более успешного обучения и деятельности.

Для определения уровня кратковременной памяти мы использовали тест Дж. Джейкобсона

Исследование было проведено с той же выборке учащихся и студентов. В исследуемых группах наблюдается высокий уровень кратковременной памяти у учащихся, что соответствует в среднем 8 баллам, и средний уровень объема кратковременной памяти у студентов, что в среднем составляет 7 баллов. Это свидетельствует о том, что респонденты выполняли задачи в соответствии с инструкцией, не используя техник, которые улучшили результат, они были внимательны при выполнении задания. Если предполагать связь кратковременной памяти со специальными способностями, то по результатам исследования, можно наблюдать, что эта связь всего проявляется с математическими и техническими возможностями.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Фольклор как средство воспитания гармоничной личности

Для исследования преобладающего типа запоминания нами была использована методика Т.И. Пашуковой

Наиболее высокие результаты в обеих исследуемых группах наблюдаются для слухового — 7,04 балла, зрительного — 7,84 балла, и комбинированного запоминания — 7,48 баллов. Это свидетельствует о том, что для учеников и студентов лучше всего запоминается информация. Которая подается именно в одном из указанных форматов (зрительного, слухового, комбинированного). Если предположить взаимосвязь типа запоминания со специальными способностями, то можно наблюдать их связь с литературными, техническими, музыкальными и артистическими способностями.

По результатам нашего исследования можно утверждать наличие связи между специальными способностями и памятью. В частности, существует связь между литературными способностями и слуховой памятью, математические способности с кратковременной памятью и слуховым типом запоминания. А также технические с комбинированным типом запоминания и кратковременной памятью, артистические со зрительным типом, и музыкальные с слуховым типом запоминания.

Таким образом, результаты нашего исследования подтвердили связь способностей и памяти. Можно сказать, что нами были получены ожидаемые результаты. И именно память играет важнейшую роль в развитии любых способностей человека, и очень важно выявлять особенности способностей и памяти, для эффективного обучения и деятельности. А особенно это необходимо в юношеском возрасте. Поскольку именно этот возраст является «сенситивным »для выбора профессии и получения специальности и дальнейшей успешной деятельности личности.

Похожее ...

Добавить комментарий