Природное окружение у детей старшего дошкольного возраста

Природное окружение у детей старшего дошкольного возраста

Природное окружение у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст — важнейший этап в становлении экологического мировоззрения человека, предусматривающий создание предпосылок гуманной взаимодействия с природной средой. Развитие этих предпосылок зависеть от эффективности воспитательных воздействий. Поэтому без учета исходных концептуальных положений Базового компонента дошкольного образования, среди которых основными являются отношение к ребенку как к субъекту воспитательного процесса, понимание самоценности дошкольного детства, невозможно реализовать положения содержания сферы «Природа». Ведь ребенок как социальное существо переносит особенности взаимодействия с людьми, которые ее окружают, на взаимодействие с природной средой.

Требование настоящего: обеспечить базу для экологического воспитания детей в духе современных требований, начиная с дошкольного возраста. Выполнение детьми практических задач, предусмотренных программой дошкольного учреждения, способствует более глубокому осмыслению ими теоретических знаний, то есть все происходит в неделимом взаимосвязи.

Опираясь на это, мы выделяем такие современные подходы к формированию ценностного отношения у детей старшего дошкольного возраста:

1) экоцентрический и антропоцентрическое подходы;
2) по ведущим методом: репродуктивный, проблемный и опытно творческий подходы;
3) комплексный подход.

Согласно экоцентрический подходом человек рассматривается как часть экосистемы, то есть природа в центре. В процессе предметно-чувственной деятельности в природе ребенок может выделить существенные, центральные связи явлений и воспроизвести их в образной форме.

Читайте также  Художественная литература в развитии диалогической речи дошкольников

 

Отсюда очевидным становится, что в дошкольном возрасте нужно формировать представление и элементарные понятия о мире природы, например:

— растения — деревья, кусты, травы и тому подобное;
— животные — домашние, дикие, млекопитающие, грызуны, рыбы, птицы, которые могут стать стержнем системы знаний детей во время школьного обучения.
Это открывает новый принцип отбора и систематизации знаний и требует разработки конкретной программы экологического воспитания в детском саду.

Антропоцентрической подход — тот, что ставит в центр внимания человека, оценивая все явления исключительно через ее приоритеты.

Чтобы помочь малышам понять тесную связь между природой и жизнью человека, надо знакомить их со структурой собственного организма, учить ориентироваться в основных показателях здоровья. Объяснять влияние на организм природных факторов, как вредно для здоровья играть у дороги (из-за загазованности ), рядом со свалками, купаться в реках, находящихся у промышленных сооружений. Есть овощи и фрукты которые растут вдоль железнодорожных путей, автодорог и тому подобное.

Репродуктивный подход заключается в воспроизводство знаний и способов действий, деятельности по алгоритму, программой и т.д., то есть дети выполняют действия по образцу, предоставленному воспитателем. Репродуктивный подход применяется при повторении изученного, используется для формирования у детей умения применять знания.

Читайте также  Умения младших школьников на уроках изобразительного искусства

На сегодня особое внимание уделяется необходимости комплексного подхода к воспитательной работе с детьми, то есть задача экологического содержания следует решать в единстве с воспитанием у детей эстетического чувства

Также активно разрабатываются системы знаний для дошкольников о взаимосвязи живых организмов с окружающей средой, о защитные приспособления животных, о сезонных изменениях в жизни растений.

Таким образом, овладение конкретными знаниями, понимание задач, условий, использования форм организации и средств экологического воспитания детей дошкольного возраста как составной части всестороннего развития личности. Умение моделировать педагогические ситуации, конкретную практическую деятельность детей с адаптированными задачами. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, конкретные возможности — главное условие эффективного формирования у старших дошкольников ценностного отношения к природному окружению. А самым эффективным подходом в формировании ценностного отношения к природному окружению в старших дошкольников можно считать комплексный. Так как только при единстве целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия можно достичь лучшего результата и взаимодействия с детьми.

Похожее ...

Добавить комментарий