Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизнедеятельности обострились вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане нуждаются дети с общим недоразвитием речи. В основе любой образовательной системы должна находиться ребенок со всеми ее проблемами, а образовательная система призвана адаптироваться к ней. Развитие личности зависит от того, насколько условия обучения и воспитания соответствуют его возможностям. Не случайно в нашей стране созданы различные типы учебных заведений: наряду с традиционными дошкольными учебными заведениями, общеобразовательными школами, гимназиями, специальными школами для одаренных детей, существует целая сеть специальных школ и дошкольных учреждений для детей с особыми потребностями. Это школы и дошкольные учреждения для детей, имеющих сенсорные нарушения (слух, зрение), речевые недостатки, детский церебральный паралич, нервные заболевания, задержку психического развития, умственной отсталостью. Поскольку отклонения в развитии нередко носит комбинированный характер (например, глухота и умственная отсталость, слепота или детский паралич и снижение умственного развития), в каждом специальном заведении есть отдельные классы или группы детей с такими комбинированными дефектами. У всех детей, которые учатся в названных специальных заведениях, отклонения в развитии связаны с органическими поражениями центральной нервной системы или с недостатками функционирования органов чувств — зрения, слуха.

Развитие общества требует перехода от социально детерминированной к личностно-ориентированной модели образования, приоритетной целью которой является всестороннее развитие ребенка с момента его рождения до вступления во взрослую жизни.

Известно, что именно интеллект является тем личностным образованием, коррелирует с ведущими потребностями в каждом возрастном периоде, и как интегрированная качество требует учета сенситивности формирования отдельных ее аспектов.

Установлено, что интеллектуальные способности активизируют все психические процессы человека на высоком уровне развития, побуждают к постоянному поиску изменений, осложнения целей деятельности, выделения из предметной среды актуальных аспектов для ее реализации, испытания новых способов деятельности, привнесение в них творческого элемента.

Интеллектуальные способности являются носителями внешних и внутренних ресурсов обучения, поэтому в дошкольном возрасте дети с речевыми нарушениями требуют дополнительного внимания в этом направлении. Ведь, если проблема не откорректировать на начальном этапе то в дошкольном возрасте дети с речевыми недостатками не всегда справляются с программными требованиями и не достигают нужного уровня готовности к обучению. Поэтому в школе они сразу же попадают в категорию неуспевающих.

Специфические осложнения в обучении учащихся начального звена с речевыми недостатками обусловлены не только наличием недоразвитие речи и ограниченностью речевого опыта, но и особенностями психофизического развития в виде низкого уровня сформированности отдельных интеллектуальных процессов. Предотвратить возникновение этих осложнений возможно при условии своевременного, к началу систематического обучения в школе, выявление детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) и предоставление им квалифицированной логопедической и психолого-педагогической помощи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Ассоциативное мышление при изучении английского языка

Если речевое недостаток является первичным, то такой ребенок часто имеет сохранен интеллект, дает ей возможность при предоставлении своевременной коррекционной работы выйти на уровень нормы, но следует заметить, что сложность речевого недостатка влияет на уровень интеллекта ребенка.

На результативность формирования и развития интеллектуальных способностей младших школьников влияет не столько возраст, сколько индивидуальность ребенка, обусловлена ​​приобретенным опытом разнообразной деятельности, общением, родственными условиями, средствами массовой коммуникации.

Несмотря на подвижность возрастных границ в проявлениях интеллектуальных способностей, ученые выделяют дошкольном возрасте как яркий и благоприятный для педагогической коррекции.

Интеллект соединяет в единое целое большое количество процессов: воображение, память, восприятие, внимание, которые обусловливают развитие и функционирование способностей, позволяют раскрыть индивидуальность ребенка. Но главное в интеллекте — это высокий уровень мышления, его последовательность, логичность, способность к суждениям и выводам, в которых воспроизводится процесс мышления, раскрывает сущность окружающей действительности, ее внутренние связи и закономерности развития.

То есть ребенок должен иметь потенциал, необходимый для усвоения учебного материала, отличаться остротой мышления, наблюдательностью, выявлять разностороннюю любознательность, часто с головой погружаться в то или иное занятие, охотно и легко учиться, выделяться умением хорошо излагать свои мысли, демонстрировать способность к практическому применению знаний , выявлять определенные способности к выполнению предложенных заданий.

Обучение и воспитание детей с ОНР может быть эффективным только при условии, когда логопед, воспитатель, психолог вместе с семьей учитывают индивидуальное своеобразие каждого ребенка: его потребности, особенности

темперамента, направленность способностей, предпочтений и интересов, уровень развития интеллекта и творчества. Это означает, что взрослые должны с уважением относиться к каждому ребенку, положительно реагировать на ее интересы, запросы, поддерживать природные данные и стимулировать обучение. Планируя групповые занятия, учитывать индивидуальные особенности восприятия, запоминания и воспроизведения усваиваемых знаний, учитывая интеллектуальные возможности каждого конкретного ребенка. Занятия нужно проводить таким образом, чтобы каждый ребенок достиг в нем успеха, почувствовала интерес к его содержанию, чтобы потребность в познании каждого была реализована.

Одним из принципиальных моментов создания интеллектуально насыщенной среды считается использование игр. Игровой момент является, как известно, весьма значимым компонентом современной культуры, ее источником. Интеллектуальные игры имеют принципиальные связи с духовностью, творчеством, религией, наконец, со свободой человека.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Частная школа: преимущества и недостатки

Современная психология доказала значение игры в формировании и развитии интеллектуальных способностей младших школьников с ОНР как постоянного источника новых сил, саморазвития личности. В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является, как известно, ведущей деятельностью, иначе говоря, той деятельностью, в которой формируются важнейшие психические новообразования этого возрастного периода. Затем в роли ведущей деятельности выступают последовательно обучения, общения, труд. Превращаясь в каждом уровне индивидуального интеллектуального развития под влиянием новых форм активности ребенка, а потом взрослого человека, игра продолжает оставаться важным типом и уровнем функционирования личности.images (4)

Различают сюжет и содержание интеллектуально-творческой игры как психотехнической процедуры в интеллектуальном тренинга. Сюжет связан с предметным материалом, конкретной задачей или ситуацией, и может относиться к разнообразных сфер жизни, науки и техники, искусства, а содержание отражает реально действующие в игре интеллектуальные механизмы, а также те, что формируются, развиваются в ней.

В играх используют методы активизации интеллектуальных возможностей детей.

Выделяют особенности интеллектуальной игры:

  1. Основной целью интеллектуальной игры, ее прямым продуктом является развитие интеллектуально-творческого потенциала дошкольников, овладение приемами и стратегиями интеллектуальной деятельности, а принципиальное решение интеллектуального задачи выступает как побочный продукт.
  2. Использование интеллектуально насыщенной среды и «открытых» задач-ситуаций в нем, которые предусматривают самостоятельную постановку и неограниченное количество возможных замыслов, которые имеют как субъективную, так и объективную новизну.
  3. Отражение в игре одновременно игровой, учебной, интеллектуальной деятельности и отсутствие их противопоставление.
  4. Гибкая изменение ролей в процессе игрового решения, которая предоставляет детям возможность освоить различные рефлексивные позиции относительно одной и той же задачи.
  5. Психологически обоснованное управление игровой деятельностью, направленное на выделение и осознание ключевых моментов процесса решения — видение и постановки задачи, зарождения замысла, проверки его на адекватность с помощью умственного экспериментирования, углубление ситуации за счет анализа неадекватных замыслов, внимания к так называемой ошибки , отношение к ней как своеобразного, интеллектуального момента, который потенциально ведет к нестандартному видение задачи.

Приведенные ниже игровые задания, задача — эстафеты, можно использовать по лексическими и грамматическими темами с учетом речевого материала и особенностей развития детей. Обязательно надо учитывать, что индивидуальный материал для каждого ребенка должен быть ярким и понятным.

Должным подобрана для каждого ребенка коррекционно-развивающая работа значительно повышает уровень интеллектуальных показателей, а также способствует развитию коммуникативных навыков, распространению мировоззрения и стабилизации эмоционального состояния детей с речевыми недостатками, а это успешность обучения в школе и свободный доступ к взрослой жизни.

Похожее ...

Добавить комментарий