Развитие познавательных интересов и способностей дошкольников с нарушениями зрения

Развитие познавательных интересов и способностей дошкольников с нарушениями зрения

Развитие познавательных интересов и способностей дошкольников с нарушениями зрения

Современные изменения методологической парадигмы специального образования, ее переориентация на личностно ориентированную модель взаимодействия с ребенком с особыми образовательными потребностями и его семьей, требующих разработки и широкого внедрения инновационных технологий психолого-педагогического сопровождения. Актуальной проблемой и задачей современной специальной педагогики является унификация государственных требований и программного содержания общей и специальной дошкольного образования и наработки эффективных учебно-развивающих технологий, в частности средств развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Интерес к познанию окружающей среды является одним из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии, а вследствие нарушения зрения происходит его естественное снижение, которое в зависимости от степени повреждения зрения ухудшается. Ведь значительное снижение зрения существенно ограничивает естественную стимуляцию зрительной системы, в результате чего ребенок с нарушенным зрением не в состоянии самостоятельно получить сенсорно-перцептивный опыт. дети с пониженным зрением находятся в условиях психофизиологического обеднение зрительного пространства, в которых генетические предпосылки развития восприятия теряют свою силу. ограничения зрительного опыта приостанавливает или тормозит созревание связей в нейрональных структурах, негативно влияет на развитие восприятия кроме того, определяющей роли в познавательном развитии приобретает собственная активность ребенка, в условиях зрительной депривации значительно снижена.

Особенностью развития познавательных интересов в дошкольном возрасте является то, что зарождаясь в виде эмоциональной заинтересованности, они постепенно переходят в любознательность, и далее в необходимости исследования объекта познания. Ребенок с нарушениями зрения при этом требует постоянной стимуляции восприятия, возбуждение интереса к окружающему миру, помощи в исследовании свойств предметов и явлений, их различных качеств и отношений, обеспечит успешность развития познавательных интересов, формирование навыков дифференцирования определенных признаков, сравнение предметов и явлений, их обобщения. Систематическая помощь взрослого закладывает предпосылки для формирования чувственного опыта, овладение навыками доступного полисенсорной восприятия мира на основе собственных познавательно-ориентирующих действий и обучения.

Познавательные (когнитивные) способности некоторые ученые относят к интеллектуальным, а с учетом особенностей, структуры и возрастных особенностей их проявлений — с общими; Структуру познавательных способностей рассматривали в аспекте изучения интеллекта, общей обучаемости, креативности; некоторые ученые рассматривают как познавательные — сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные, обеспечивающих продуктивное овладение и оперирование знаниями, знаковыми системами.

Основой развития познавательных способностей детей считается развитие познавательных процессов, среди которых выделяется воображение, память и мышление. И поскольку развитие познавательных процессов у детей с нарушениями зрения происходят по общим механизмами, но отмечаются своеобразием, то и формирование познавательных способностей требует специального коррекционно-развивающего воздействия и создания соответствующего учебно-развивающей среды.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Умения младших школьников на уроках изобразительного искусства

Интеллектуальные способности дошкольников оказываются в умениях рассуждать, практической смекалки, способности придумывать что-то новое, конструировать и тому подобное.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, составить игры или нарисовать рисунок.

Все составляющие познавательных способностей возможно и нужно развивать у детей с нарушениями зрения как важный компонент компенсации зрительного нарушения и основу дальнейшей учебной деятельности.

Формирование устойчивых познавательных интересов и способностей у детей с нарушениями зрения требует: стимулирование чувственной сферы ребенка и обогащение сенсорно-перцептивного опыта, создание развивающей среды для организации познавательной деятельности; стимулирование любознательности путем создания эффекта удивление и эмоционального увлечения; стимулирование познавательной активности и мышления; обязательная опора на тактильные ощущения и сохранены анализаторы; поддержка самостоятельной поисковой деятельности, стимулирование стремления совершенствовать результаты деятельности.

Организация учебно-развивающей среды находится не только подбор коррекционно-развивающего учебного обеспечения (игрушек, предметов, пособий и т.п.), а в большей степени, создание среды наполненного стимуляционной, интересными и безопасными для ребенка объектами познания. Это могут быть и специально организованные педагогами или родителями экскурсии, наблюдение или экспериментирования на прогулках, в быту, на игровых площадках и тому подобное.

Важным также является создание положительного эмоционального фона познавательной деятельности. ребенку с нарушениями зрения для усвоения определенных навыков или овладение знаниями необходимо многократное повторение подобных действий и одновременно важна поддержка заинтересованности деятельностью. Учебная деятельность должна нести характер взаимодействия с ребенком, в которой она будет выступать активным субъектом.

Исследования психологов показывают, что только демократический стиль общения с детьми и личностно ориентированное воспитание могут обеспечить нужную среду для развития познавательных интересов и способностей дошкольников. личностно ориентированная модель взаимодействия с детьми, предполагает учет интересов и возможностей каждого ребенка, его потребностей, является оптимальной для развития познавательных интересов.

Для развития познавательных интересов дошкольников надо создать систему накопления исходной информации об объектах познания в различных видах жизнедеятельности; проводить интегрированные занятия и постоянно поощрять припоминание информации об объекте из других областей науки для расширения понятия.devochka

Познавательный интерес возникает, когда деятельность ребенка основывается на ее собственных позициях, эмоциональном отношении, возможности свободного выбора. Формирование познавательных интересов обусловлено развитием у старших дошкольников сферы чувств, прежде всего таких, как удивление при встрече с необычным, неожиданным, колебания и сомнения в процессе поиска, радость открытия, радость от решения проблемы.

Своеобразие формирования познавательного отношения к окружающей действительности у детей с нарушениями зрения сопровождается снижением любознательности таких детей. Познавательная деятельность этих детей может быть лишена непосредственного интереса и должна стимулироваться педагогом, родителями, сверстниками. Таких детей нужно заинтересовывать новыми необычными объектами действительности, развивать умение замечать необычное в уже знакомых объектах и ​​предметах активно используя при этом сохранены органы чувств (слух, обоняние, осязание).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Развитие интеллекта дошкольника

В организации учебно-развивающего процесса с дошкольниками с нарушениями зрения необходимо:

  • вместе с детьми рассматривать и изучать незнакомое путем постановки познавательной задачи (проблемного вопроса);
  • заинтересовывать ребенка обследовать предметы, объекты, людей, сравнивать между собой, учить обогащать, закреплять и использовать собственный опыт, тем самым вырабатывать привычку полагаться на него в случае возникновения различных проблем;
  • при выполнении задания важно обсуждать каждый этап его выполнения, чтобы ребенок мог сосредоточить внимание на его объектах, запоминала алгоритм действий, воспроизводила их, замечала связь между предметами;
  • стимулировать эмоциональную настроенность и желание ребенка работать, выполнять поручения взрослого, проявлять инициативу, преодолевать трудности на пути к поставленной цели, направлять на небольшие, но конкретные задачи;
  • использовать задания, где можно проявить воображение, фантазию (составление пазлов, нахождение различий, нахождение лишних и одинаковых предметов, нахождение силуэтов фигур и т. д.);
  • избегать сразу исправлять ошибки ребенка, излишне опекать и предоставлять готовые знания, надо давать ей возможность подумать, подвести к решению наводящими, вспомогательными вопросами;
  • обогащать планируемой деятельности элементами неожиданности, сюрпризности, вариативности, ориентироваться на индивидуальный сенсорный опыт ребенка;
  • воспитывать в ребенке наблюдательность, рассудительность, умение формулировать самостоятельные суждения, полагаться на собственный жизненный опыт,
  • предоставлять ребенку возможность исследовать, экспериментировать, спрашивать, соглашаться — не соглашаться, переспрашивать, проявлять сомнение, добиваться четкой и доступной информации;
  • организовывать процесс поиска нового в знакомом, привычном;
  • создавать условия для эмоционального отношения к познавательной задачи;
  • решать задачи развивающего характера (для сравнения, отыскивать закономерности, классифицировать и т.д.);
  • стимулировать и поддерживать самостоятельную поисковую деятельности;
  • предоставить ребенку возможность удовлетворять любознательность, обследовать предметное окружающей среды, осмысливать полученный опыт, систематизировать впечатления;
  • помогать определять цель деятельности, научить детей прогнозировать результат действий;
  • одобрять готовность ребенка решать проблемы собственными силами, давать возможность выполнять задачи своими силами и гордиться этим. Это позволяет сформировать самостоятельность у ребенка;

Подытоживая вышеизложенное, можем сделать вывод, что дети с нарушениями зрения нуждаются в постоянной стимуляции восприятия, пробуждение интереса к окружающему миру, помощи в исследовании свойств предметов и явлений, их различных качеств и отношений, обеспечивает успешность развития познавательных интересов, формирование навыков дифференцирования определенных признаков, сравнение предметов и явлений, их обобщения. систематическая помощь взрослого закладывает предпосылки для формирования чувственного опыта, овладение навыками доступного полисенсорного восприятия окружающей среды на основе собственных познавательно-ориентирующих действий.

Похожее ...

Добавить комментарий