Развитие творчества дошкольников средствами сказки

Развитие творчества дошкольников средствами сказки

Развитие творчества дошкольников средствами сказки

Подготовка современного педагога, способного оригинально решать актуальные учебно-воспитательные и социокультурные проблемы требует особой организации его практической и мыслительной деятельности. Личностно развивающая концепция образования обеспечивает возможность будущему специалисту стать субъектом учебной деятельности, расширяет границы педагогического творчества, предлагает широкую вариативность образовательных методик, значительное количество технологий и методических разработок.

Поэтому, актуальным является целостное исследование проблемы формирования детских творческих способностей детей дошкольного возраста средствами сказки, интерпретация с точки зрения современных потребностей украинского общества и украинского дошкольного. Ведь через сказку происходит формирование детского восприятия окружающего мира, герои детских сказок становятся любимцами детей, без сказки не выросло и не сформировалось ни одно поколение людей.

С точки зрения традиционного подхода анализа сказки, наставник отмечает положительных и отрицательных поступках героев, подчеркивает значение воспитывать лучшие нравственные качества. В нетрадиционном анализе педагог является сторонником народной мудрости о том, что в сказке присутствуют подсказки на формирование личного отношения ребенка к прочитанному, моральный урок заключается в выяснении для себя лично в чем суть поучительного содержания.

Нетрадиционный подход позволяет и ребенку, и воспитателю выяснить, что в сказке или в героев хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, в которой герой будет иметь возможность исправиться, добро должно побеждать зло, но не жестоко, без ненависти. Здоровая по своей сути, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить к лучшему для блага людей — должна стать творческим девизом для ребенка. Это и будет главная цель воспитательной деятельности.

Прорабатывая народную сказку «Рукавичка», предлагаем для анализа утверждение: в тесноте, но все вместе (народная мудрость). Рассмотрим данное утверждение относительно сюжета, в системе противоречий — а как же Дед зимой и без перчатки. Наверняка не всем в этой сказке хорошо? О страданиях Деда с этой сказки часто забывают читатели. Все внимание приковано к гостям перчатки. Поэтому предлагаем рассмотреть различные стороны ситуации: для кого хорошей приключение, а для кого-то и беда, а может и не так уж велика эта беда (баба для деда свяжет новые перчатки, еще лучше предыдущих). Даем возможность при обсуждении выразить детям свои предположения, которые могут вовсе не совпадать с мнением как ведущего, так и с другими трактовками поступков героев, их чувств.

Проявления доброты становятся дефицитным явлением в обществе. Но следует отметить, что это понятие довольно громоздкое. Перед презентацией сказки с детьми следует выяснить, что они вкладывают в понятие «доброты». Вопросы для совместного обсуждения (мозговой штурм): Какой мы себе представляем доброго человека? На доске записываем выражения всех: послушно, которая с удовольствием помогает другим, умеет сочувствовать, сопереживать, делится конфетой и тому подобное. В системе методов и средств воспитания чувства доброты сказки занимают одну из ведущих позиций том, что дети любят сказочных героев, они становятся им близкими, возникает желание им подражать. И здесь важно тактично направлять мысли и чувства детей в верном направлении.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Природное окружение у детей старшего дошкольного возраста

Возвращаясь к сказке, отметим, что в каждом конкретном случае ее сюжет привлекает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: самопожертвование, уступчивость, сострадание. Поэтому следует обратить внимание на значимые в моральном плане моменты, а именно:

— Учить детей сравнивать методом аналогий, поиска противоречий;

— Формировать умение выражать и отстаивать собственное мнение;

— Мысленно перевоплощаться в положительного или отрицательного героя и этим создавать малышу возможность выбора личной позиции.

Часто в таких случаях используется игра «Хорошо — плохо». Разграничить хорошие и плохие поступки, явления — значит сделать еще один шаг к формированию доброты даже пока на уровне представлений.

Во время чтения сказки воспитатель бы демонстрирует свое отношение к герою, формируя таким образом отношение к добру и злу: «Мне не очень нравится Кот в Сапогах. Угадайте, почему? «Дети анализируют, учатся критически мыслить, понимать позицию другого. Например: Кот обманывал, присваивал не свое имущество, был льстивым, не учитывал интересы других.

Общеизвестно, что элементы лингвистического образования закладываются с раннего детства. Здесь следует отметить, что ребенка во время такого обучения нужно направлять на открытие новых возможностей, которые формируются во время межличностного общения. Развивающим будет, например, такое задание: устное написания записки, письма, срочного сообщения. Любимые герои сказок становятся адресанта в таком общении. Например: в сказке «Красная Шапочка» нужно выбрать героев, которым необходимо составить письмо, короткую записку и срочное сообщение; затем помогаем детям сформулировать заданные послание. Ребенок говорит, воспитатель записывает, потом вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируем и совершенствуем текст по содержанию, стилю, основным назначением. Обращаем внимание детей на различия устной речи и письменного послания. Анализируем различные характеры, например, срочного сообщения с эмоциональным настроем (радость, волнение, гордость и т.п.). В этом упражнении, кроме языковой стилистики, развивается эмоциональное, эмпатийны отношение к героям, событиям.images (2)

Для развития языковой культуры в соотношении содержания сказок и народных поговорок, кстати будет такое упражнение: до поучительного содержания сказки подобрать несколько народных поговорок. Задание для детей: до которой еще сказки подойдут эти поговорки? Кому они адресуются? Почему? Такие упражнения формируют аналитическое мышление, умение выражать свое отношение к героям сказок, анализировать их поступки. Также происходит воспитание языковой культуры: понимание значения поговорок, перенос их содержания на персонифицированных героев известных сказок, развивается чувство языка. Объясняя суть и происхождение поговорок, мы распространяем кругозор малыша, его представление о народных традициях, воспитательный потенциал народной мудрости.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Использованиее дифференцированного подхода в креативном развитии детей

Как было отмечено, работа со сказкой в основе имеет нетрадиционное направление. Для развития критического мышления и фантазии детям предлагаем ввести в известной сказки нового героя или новый персонаж. Это делается с целью нового интерес сказкой, для снятия стереотипов и для создания оригинального сюжета. В решении такой задачи может использоваться метод, который условно называется «Введение частицы» не «. Например: не репка выросла на грядке, а …, а не Лисичка пришла к Журавля в гости, а …

Поиск в тексте основного нравственного содержания. Например: в сказке «Кот в сапогах» рассмотреть такой моральный урок — чужими руками хорошо золу загребать (народная мудрость). Проблемные вопросы: Какие черты характера имеет Кот? В чем хотели бы бить него похожими? А в чем бы не хотели? На какие поступки вы осуждаете Кота? Целью этих вопросов является сосредоточение внимания детей на таких поступках как обман, ради собственной цели — не гнушается никакими средствами, запугиванием присваивает результаты труда других людей.

Сказка «Принцесса на горошине». Моральный вывод: манерность, изнеженность — это черты принцессы. Проблемные вопросы: Кто бы хотел дружить с принцессой? Поможет Она в беде? Почему бы вы ее научили? С какими проблемами в жизни столкнулась бы Принцесса в наше время?

Сопоставление и оценка фантазийного и реального мира. Актуальной в современном обществе проблема киднеппинга, педофилии. Если существует проблема, то нужно ее решать не только на уровне взрослых, а и через опосредованное воспитания сказкой. Всем известная сказка «Волк и семеро козлят». В сказке существует подсказка: как обеспечить безопасность для козлят, чтобы волк не похитил их? Не открывать чужом двери. А как знать, что пришел свой? Нужно придумать пароль. Дети предлагают варианты словосочетаний, отрывки песен, любимые фразы. Затем в игровой форме можно использовать такой пароль в жизни их семьи или семьи.

Выводы. Изобретательность относится к развивающего обучения и поэтому такая деятельность малыша влияет на активизацию скрытых резервных возможностей ребенка. Технология в своей сущности является, с одной стороны, технологически проста по схемам и моделям, а с другой — оставляет достаточное пространство для воплощения новых идей, замыслов, конструкций при организации совместной деятельности воспитателя и детей, базируется на принципах активности, партнерства, в формате субъект-субъектных отношений между участниками.

Похожее ...

Добавить комментарий