Социальная работа в детских реабилитационных центах

PantherMedia 6775123

Социальная работа в детских реабилитационных центах

Для детей с инвалидностью важной составляющей человеческого развития является обеспечение надлежащего образования. Ведь эффективная адаптация и интеграция детей с нарушениями физического или умственного развития в общество невозможно без получения ими полноценной дошкольного, школьного и внешкольного образования.
Особое место в решении проблем детей с особыми потребностями занимают реабилитационные центры.
Цель исследования:
— Ознакомиться с организацией работы в реабилитационном центре;
— Изучить на практике применения дифференцированного подхода к детям с различными нарушениями;
Для реабилитации детей в центре предлагают следующие программы:
1. Раннее вмешательство. Первым обязательным пунктом является знакомство педиатра и невропатолога с семьей, обсуждение проблемы, с которой они обратились в программу раннего вмешательства. Работники не рассматривают только медицинский диагноз, смотрят на все сферы развития, на окружение, социальные факторы. И порой влияя на это окружение, могут помочь и самому ребенку. В отделении работает междисциплинарная команда специалистов (врачи, психолог, логопед, социальный работник). Такая команда может всесторонне обследовать ребенка и помочь семье, определить основную проблему и составить план вмешательства.
2. Социально-бытовая адаптация. Программа направлена ​​на овладение лицом с отсталостью необходимых знаний и навыков для поддержания общественной и семейно-бытовой деятельности, осознание своих возможностей и ограничений. Помогает детям с особыми потребностями социально адаптироваться в обществе, достичь определенной социальной независимости.
3. Поведенческая терапия. Программа призвана сформировать и развивать в ребенке чувство социальных отношений, улучшать его поведение и умение придерживаться общепринятых правил и норм в обществе, способствовать пониманию очередности, развивать коммуникативные навыки. Специалисты работают по принципу поощрения желательного поведения, ее моделирования и разбиение на цепочку меньших фрагментов. Данную методику используют при формировании социальных и бытовых навыков, в самообслуживании.
4. Альтернативная и вспомогательная коммуникация. Программа формирует невербальные коммуникативные навыки ребенка. В работе используют учебные функции предметов, фотографий, пиктограмм, изображений, жестов. Этими средствами специалисты центра оказывают ребенку возможность лучше выразить свои потребности, чувства, эмоции, почувствовать понимание со стороны других людей, стать активным участником событий, которые происходят вокруг.
5. Занятия по методике Монтессори. Программа для детей с особыми потребностями, которая позволяет развиваться исключительно в индивидуальном темпе, под руководством педагога. Для обучения используются специально разработанные материалы, адаптированные под особенности развития таких детей.
6. Сенсорная интеграция. Программа развивает восприятие ребенка и формирует представление о свойствах предметов окружающей среды, их форму, размер, цвет, размещение в пространстве, вкус, запах, звучание, температуру. Это помощь ребенку в получении максимальной информации от окружающего мира и собственного тела.
7. Подготовка к школе. Программа психологически готовит ребенка к школе, в частности разъясняет правила поведения на уроке, способствует концентрации внимания к академического часа в школе. Развивает мелкую моторику для манипулирования ручкой. Развивает познавательные функции, необходимые для обучения. Обеспечивается социально-психологическое сопровождение семей и детям во время обучения в школе.
8. Трудотерапия. Одна из базовых программ центра, которая способствует формированию навыков самообслуживания, пользование кухонными принадлежностями, бытовой техникой. Она помогает повысить уровень самостоятельности, развивает функции мелкой моторики. Детей учат способов приготовления простых блюд с соблюдением последовательности и технологии.
Деятельность реабилитационных центров является беспрекословно важной составляющей воспитания и обучения детей с особыми потребностями. На примере функционирования мы можем наблюдать реализацию ряда программ, которые помогают как детям с особыми потребностями так и их родным в налаживании полноценной жизни. Социально-педагогическая работа реабилитационных центров является продуктивной при практическом применении дифференцированного подхода к детям с различными нарушениями.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Развитие интеллекта дошкольника

Похожее ...

Добавить комментарий