Ресурс дружественный к детям с нарушениями зрения

resurs-druzhestvennyy-k-detey-s-narusheniyami-zreniya-01

Ресурс дружественный к детям с нарушениями зрения

По официальным данным, программа «Город, дружественный к ребенку» реализуется в мире с 1996 года по инициативе ЮНИСЕФ в партнерстве с общественными организациями и муниципалитетами с целью создания в городах условий, комфортных для проживания всех граждан и, прежде всего, детей. Для освещения и распространения европейского опыта обустройства городов, дружественных к ребенку, а также ознакомление широкой общественности с наработками команды, которая реализовывала этот проект в 10-ти пилотных городах в течение 2006-2008 годов, были разработаны практические рекомендации. Мы имели целью проанализировать данные рекомендации и выделить основные положения, реализация которых по особенных детей требует учета их психофизиологических особенностей; также мы имели целью обосновать целесообразность использования опыта психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения для привлечения таких детей до внесения предложений по обустройству городов с учетом их потребностей.

Анализ практических рекомендаций позволил установить, что одной из основных стратегий построения городов, дружественных ребенка, является активное привлечение детей к принятию решений путем создания двух рабочих групп: одной — из числа детей в возрасте от 12 до 18 лет, второй — с числа взрослых. Обязательным условием создания детской рабочей группы является включение в ее состав представителей уязвимых групп детей, в частности, детей с особыми потребностями. Сначала детской группе отводится функция фокус-группы, с помощью которой определяются актуальные в городе проблемы по обеспечению прав ребенка. В перспективе с наиболее мотивированных и инициативных детей образуется Детский совещательный совет, который обязательно должен сотрудничать с учебными заведениями, поскольку именно учебные заведения делегируют в состав Детских совещательных советов детей-лидеров; также учебные заведения имеют многолетний успешный опыт организации детского самоуправления. Члены Детского совещательного совета могут вносить предложения, направленные на улучшение их положения; участвовать в обсуждении и принятии решений, касающихся детей; помогать взрослым в подготовке ежегодного Доклада о положении детей в городе; вместе со взрослыми систематически информировать общественность о своей деятельности, принятых решениях и состоянии их выполнения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Здоровье как основа эффективной жизнедеятельности

Для определения путей привлечения детей с нарушениями зрения к построению города, дружественного к ребенку, мы обратились к теоретико-методических наработок в области тифлопедагогики. Показано, что нарушения зрения могут негативно влиять на процесс межличностного взаимодействия, на социальную активность личности, на систему ее ценностных ориентаций, на профессиональное самоопределение и тому подобное. В стремлении реализовать себя дети с нарушениями зрения могут наткнуться на серьезные барьеры, как внешние, так и внутренние. К внутренних барьеров относятся: эмоциональные (импульсивность, недоверие, застенчивость, частая смена настроения, раздражительность, склонность к самоизоляции) когнитивные (недостаточное знание норм и правил поведения своего социального окружения; недостаточность понимания специфики общения с представителями различных контактных групп); поведенческие (конформизм, нетерпимость, инфантилизм). К внешним барьеров относятся: ограниченный выбор видов деятельности, где ребенок мог бы себя реализовать; стереотипы поведения, транслируемые социальным окружением ребенка; ограниченный круг общения. Благоприятные условия для преодоления указанных барьеров создаются в специальных и инклюзивных учебных заведениях. Это объясняется как специфическими особенностями самого учебного заведения (наличие специально созданных условий для организации различных видов социально и личностно значимой деятельности, наличие круга общения, участники которого имеют стереотипов относительно друг друга), так и специальной деятельностью педагога (организация комплекса упражнений, тренингов, игр, создание воспитательных проблем формирования и развития инновационной инфраструктуры ситуаций и т.д.). Самореализация ребенка с нарушениями зрения в учебном заведении наиболее успешно происходит при наличии специально созданных психолого-педагогических условий, основным из которых, по нашему мнению, можно считать формирование у ребенка установки на восприятие своего заболевания и его последствий не как отягчающих жизненных обстоятельств, а как особого образа жизни. Деятельность педагога в данной ситуации направляется на организацию самопознания ребенка и коррекцию его самооценки; обучение ребенка ставить перед собой конкретные цели и задачи и использовать свои внутренние ресурсы для их достижения; формирование эмоциональной устойчивости и навыков саморегуляции. Важным при этом является создание ситуации успеха, фиксация внимания на положительных результатах, формирование у ребенка потребности в самосовершенствовании.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Состояние дыхательной системы учащихся 4-5 классов

Таким образом, специально организованный в учебном заведении коррекционно-реабилитационный процесс дает возможность детям с нарушениями зрения выявить и осознать свои способности, определить пути самореализации, и экстраполировать эти пути за пределы учебного заведения.

Close-up of schoolboy putting his head on arms and looking at camera

Close-up of schoolboy putting his head on arms and looking at camera

Учебное заведение имеет значительный потенциал для обеспечения процесса самореализации детей с нарушениями зрения, для создания основы для их участия в общественной жизни, в том числе участия в принятии решений по созданию в родном городе условий, которые будут способствовать лучшему для каждого конкретного ребенка физическом, психологическом, духовном, социальном, эмоциональном, познавательном и культурном развитии.

Социальная реабилитация детей с нарушениями зрения предполагает интеграцию всех имеющихся возможностей учебного заведения и социальной среды, что в конечном итоге приведет к самоутверждению личности, способствовать формированию у детей с нарушениями зрения установки на сотрудничество со здоровыми сверстниками, поможет установить и наладить социальные связи. В результате восстанавливается социальный статус личности, создаются реальные предпосылки для ее интеграции в общество. Благодаря этому дети с нарушениями зрения могут быть привлечены к принятию решений, к активному участию в общественной жизни на уровне своего района или даже города.

Отметим, что разработчики справочных материалов отмечают необходимость предвидения в Стратегии создания города, дружественного к ребенку, специальных мероприятий по охвату детей, не участвующих в общественной жизни. Однако авторы не конкретизируют, какими именно должны быть эти меры. С учетом вышеизложенного считаем, что минимальными требованиями к организационной работы по привлечению детей с нарушениями зрения к принятию решений, должны быть следующие: рабочей группе из числа взрослых целесообразно иметь в своем составе специалистов-тифлопедагогов; в Детском совещательном совете целесообразно иметь представителей в специальных и инклюзивных школах; тематику вопросов, которые рассматривает Детская совещательный совет, целесообразно использовать при проведении внеклассных мероприятий с детьми с нарушениями зрения. Такие требования полностью согласуются с принципом использования для построения городов, дружественных ребенка, уже имеющихся в обществе организационных ресурсов, в частности — интеллектуального потенциала жителей и их квалификации.

Похожее ...

Добавить комментарий