Состояние дыхательной системы учащихся 4-5 классов

sostoyanie-dykhatelnoy-sistemy-uchashchikhsya-4-5-klassov

Состояние дыхательной системы учащихся 4-5 классов

Проблема ухудшения состояния здоровья детей вообще одной из самых острых в социальной программе общества. По материалам Министерства образования около 60% учащихся средних классов имеют различные нарушения в состоянии здоровья. По данным статистики состояние здоровья каждого четвертого школьника имеет отклонения, а на момент окончания школы только 5% школьников практически здоровым. Заболевания органов дыхания, особенно хронические, наносят большой вред организму детей и подростков. Одними из самых распространенных заболеваний в этом возрасте являются хронические неспецифические заболевания легких.
Растущая частота хронических бронхолегочных заболеваний в детском возрасте в последнее десятилетие делает актуальным изучение новых, высокоэффективных, возможностей индивидуальных и безопасных методов оздоровления. Большая роль принадлежит нетрадиционным средствам оздоровления как важном патогенетическом фактора. Сейчас распространяется нетрадиционное лечение, в том числе и лечебная физическая культура, основанная на использовании оздоровительной дыхательной гимнастики.
Как показали работы последних лет, значительное количество специалистов по физическому воспитанию основное внимание сосредотачивают на профилактике и оздоровительных мероприятиях в общеобразовательных школах.
Целью исследования было выявление функционального состояния дыхательной системы учеников 4-5 классов и ее изменения под влиянием элементов нетрадиционных средств оздоровления — оздоровительной гимнастики «цигун» и дыхательной методики Стрельниковой в условиях школьных уроков физической культуры.
Для решения поставленной цели использовались следующие методы исследования: медико-биологические методы, педагогические методы, методы
математической статистики.
Обработка результатов исследования производилась на персональном ЭВМ с использованием программы «Excel for Windows». Результаты были обработаны средством вариационной статистики с вычислением среднего арифметического (М), среднеквадратичной ошибки (± а) и ошибки среднего арифметического (± m). Достоверность различий между полученными количественными данными оценивалась по t- критерию Стюдента.
При изучении частоты дыхания можно утверждать, что во всех группах показатель имел выраженную тенденцию к снижению. Причем сравнительная характеристика данных групп свидетельствует о том, что более позитивные статистически достоверные результаты отмечены у учащихся экспериментальной группы (р <0,0001). При сравнении результатов исследования до и после педагогического эксперимента наблюдается определенная тенденция к повышению скорости вдоха и выдоха учащихся экспериментальной группы.
Основные выводы. Исследование показало, что включение предложенной системы дыхательной гимнастики в программу физического воспитания учащихся 4-5 классов способствует усвоению рационального дыхания; положительно изменяет параметры дыхательной функции; у учащихся, которые перенесли острые респираторные заболевания, уменьшает повторную заболеваемость на 10-15%; улучшает уровень соматического и психического здоровья.
Полученные результаты свидетельствуют, что изучение методик дыхательных упражнений является действенным средством оздоровления, поэтому дыхательную гимнастику следует обязательно включать как составляющую учебной программы для учеников 4-5 классов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Здоровье как основа эффективной жизнедеятельности

Похожее ...

Добавить комментарий