Готовность будущих психологов к работе с детьми с особыми потребностями

1120

Работа с детьми с особыми потребностями

В течение последнего десятилетия в развитых странах Европы наблюдается усиленное внимание к детям с особыми потребностями, активно происходят процессы их интеграции в общий социум. Организация коррекционного образования в стране, ориентированной на особенности развития ребенка, предусматривает комплексную медико-психолого-педагогическую, трудовую и социальную реабилитацию детей на протяжении всего периода обучения и интеграции их в наше настоящее.
Реформирование системы специального образования требует подготовки нового поколения психологов, которые должны сформированы качественно новые гуманистические чувства к детям с особыми потребностями, обладали бы необходимым объемом знаний и умений как для работы в традиционной системе учреждений компенсирующего типа, так и в условиях экспериментальной инклюзивного системы обучения.
Исследователи указывают на ценность построения процесса обучения, ориентированного на личностный рост студентов-психологов, исследующих профессиональный потенциал специалиста и особенности его коммуникативной сферы, акцентируют внимание на мотивационной готовности к профессиональной деятельности, в особенностях развития гуманистической направленности, позитивной Я-концепции, профессионального сознания, мышления , рефлексии и вообще профессионально важных качеств, обосновывают конкретные программы профессиональной подготовки психологов в высших учебных заведениях и роль активных и Интеракционных методов в учебном процессе.
На основе учета особенностей социальной ситуации развития детей с особыми потребностями исследователи сформулировали задачи, направления, компоненты психологического воздействия, среди которых важнейшими являются: профилактическая, диагностическая, развивающая, коррекционная работа. Практические психологи должны быть подготовленными к оказанию психологической помощи, направленной на обеспечение оптимальных условий развития, обучения и воспитания детей с особыми потребностями.
Анализ литературных источников позволили определить такие компоненты готовности будущего психолога к работе с детьми с особыми потребностями:
— Мотивационный — это совокупность устойчивых мотивов к работе с детьми с особыми потребностями, направленность на осуществление эффективного процесса обучения и воспитания, признание каждого ребенка субъектом учебно-воспитанного деятельности, формирование внутренней готовности к позитивному восприятию детей с особенностями психофизического развития;
— Когнитивный — система знаний и представлений о проблеме инвалидности, особенности психофизического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенности построения образовательного процесса, в котором участвуют дети с особыми образовательными потребностями;
— Деятельностный — состоит из способов и приемов реализации психолого-педагогических знаний в работе с детьми с особыми потребностями и предусматривает формирование у будущих психологов соответствующих профессиональных компетенций;
— Личностный — адекватное отношение к детям с недостатками психофизического развития, высокий уровень эмпатии, профессионально значимые качества личности, готовность к разрушению общественных стереотипов и профессионального психологического сопровождения данной категории детей.
Чтобы выявить уровень готовности будущих психологов к работе с детьми с особыми потребностями нами было проведено исследование среди студентов специальности «Практическая психология» — 50 человек. Реципиентам было предложено шесть вопросов: Что Вы знаете о заведениях компенсирующего типа, о детях с особыми потребностями? Какой опыт общения у вас есть? Каково Ваше отношение к детям с пороками развития? Где Они могут учиться (по Вашему мнению)? Работали бы Вы с такими детьми? В результате, в 90% опрошенных были обнаружены гуманное отношение к детям с особыми потребностями. 65% студентов утверждали, что никогда не могли контактировать с детьми с особыми потребностями, не читали специальной литературы об их особенностях развития. Следует отметить, что ни один студент не проявил негативного стереотипа в отношении детей с особыми потребностями, демонстрации боязни относительно будущих контактов, отсутствие толерантности, предвзятое отношение к детям с пороками развития, как «детей недоразвитых», «второсортных», «лишних» в обществе.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что отношение к лицам с недостатками развития является гуманным, но непродуктивным. Лица с нарушением развития потребует не только сочувствие, но и помощи стать полноправными членами общества, иметь возможность полностью социализироваться в наше настоящее.
Анализ результатов исследования готовности будущих психологов к работе с детьми с особыми потребностями свидетельствует, что большинство из них не готовы к работе с детьми с особыми потребностями (90% студентов-специалистов и 30% студентов-магистрантов). В таких будущих психологов наблюдается низкий уровень когнитивного компонента знаний о психологических особенностей указанной категории детей и их учета при организации психологического сопровождения, знаний по составлению программы реабилитации поверхностные, недостаточная готовность практического компонента, личностные свойства развиты не в полном объеме, эпизодически, средний уровень мотивационной готовности к работе с данной категорией детей. Полученные данные свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения в процесс подготовки будущих практических психологов программы спецкурса «Работа психолога с детьми с особыми потребностями». Преподавание спецкурса следует проводить факультативно, в свободное от учебы время. Весь материал спецкурса подавать с позиции гуманистического подхода, предполагает способность будущего специалиста по практической психологии проникать во внутренний мир людей с ограниченными возможностями, тонкое понимание личности детей с инвалидностью, веру в возможность каждого человека и ее понимание, гуманное и толерантное отношение к лицам с ограниченными возможностями. Студентам предлагаются различные формы представления материала: лекции, лабораторно-практические занятия в реабилитационных центрах, дошкольных учреждениях компенсирующего типа. В структуру занятий следует включать просмотр видеосюжетов, прослушивание аудиозаписей бесед с лицами, имеющими пороки развития, встречи с педагогами учреждений компенсирующего типа, специалистами коррекционной педагогики и психологии медицинских учреждений и общеобразовательных учреждений.
Для формирования у будущих психологов готовность к работе с детьми с особыми потребностями следует придерживаться системности и преемственности в работе. Начальные теоретические знания, практические умения и навыки работы студенты могут получить, изучая соответствующий спецкурс, имея возможность работать непосредственно с детьми во время педагогической практики, контактировать со специалистами учреждений компенсирую чего типа, родителями детей. Целесообразно также осуществлять профессиональный отбор в выбранной специальности с помощью профориентации. Следуя этим условиям, преподаватели смогут сформировать надлежащую систему знаний, умений и навыков у студента, который имеет склонность к работы с детьми с особыми потребностями.
Выбор спецкурса «Работа психолога с детьми разного возраста» был обусловлен следующими соображениями:
1. Учитывая, что данный спецкурс будет проводиться со студентами 5 и 6 курсов, есть возможность сопротивления на полученные в течение предыдущих курсов знания студентов при формировании специальных знаний, умений и навыков по проблеме психологического сопровождения лиц с ограниченными возможностями. Таким образом, в рамках учебной дисциплины будет продолжаться работа с будущими психологами по профессиональной подготовке, которая реализуется учебным процессом университета.
2. При освоения содержания данной дисциплины студенты будут иметь возможность знакомиться с нормативно-правовыми принципами работы психолога с лицами, имеющими нарушения психофизического развития, психофизическими особенностями данной категории лиц разных нозологий, теоретическими и практическими основами психологического сопровождения лиц с инвалидностью, учатся определять направление коррекционно-развивающей работы с конкретным лицом (составление индивидуального учебного плана, индивидуальной социально-психологической карты, программы психологической коррекции и / или развития и т. п.).
3. Вместе с тем, спецкурс предусматривает участие студентов в тренинговых занятиях, направленных на развитие профессионально важных личностных качеств (общительность, эмпатийность, психологическая проницательность, способность к саморегуляции, толерантность, гуманность по отношению к лицам с инвалидностью и т.д.), а также формирование позитивного мотивации к работе с детьми с особыми потребностями, направленность на осуществление эффективного процесса обучения и воспитания, признание каждого ребенка субъектом учебно-воспитанного деятельности, формирование внутренней готовности к позитивному восприятию детей с особенностями психофизического развития.
Проведенный спецкурс и программа развития профессионально важных качеств будущих практических психологов станет платформой для прохождения студентами психологической практики, во время которой они смогут применить приобретенные знания, умения и навыки работы с лицами, имеющими нарушения психофизического развития.
Выводы и перспективы. Таким образом, можно сделать вывод, что современная система образования претерпевает концептуальных изменений, которые требуют пересмотра и реформации традиционной системы подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности. Одной из главных тенденций сегодня является активное внедрение системы инклюзивного обучения, требует качественной подготовки специалиста, способного к осуществлению профессиональной деятельности в новых условиях. Роль психолога в обеспечении возможностей ребенка с особыми потребностями является достаточно весома. Выполнения профессиональной деятельности при работе с детьми с особыми потребностями требует существенных изменений в подготовке будущих психологов.

Читайте также  Фактор бренда высшего учебного заведения

Похожее ...

Добавить комментарий