Инновационные заведения в дошкольном образовании

Инновационные заведения в дошкольном образовании

Инновационные заведения в дошкольном образовании

Инновационные заведения в дошкольном образовании

В XXI в. на первый план выходит модель инновационного образования, основные парадигмы которой предусматривают: формирование научной картины мира, профессионализацию, формирование культуры умственной деятельности, подготовку к жизни, концепцию непрерывного образования. Одной из основных задач, стоящих перед системой обязательного образования в странах Европы является обеспечение равных возможностей для получения качественного образования для всех детей и подростков. Как известно, дошкольное образование в большинстве европейских стран давно трактуется как общеобязательная и является важной составляющей в формировании и развитии личности. Одним из эффективных путей улучшения ситуации с доступностью качественного дошкольного образования является использование инновационных практик при развитии и совершенствовании сети учебных заведений.

Инновация в образовании трактуется как: реализовано нововведение — в содержании, методах, приемах и формах учебной деятельности и воспитания личности (методиках, технологиях), в содержании и формах организации управления образовательной системой. А также в организационной структуре учебных заведений, в средствах обучения и воспитания и в подходах к социальным услугам в образовании. Это существенно повышает качество, эффективность и результативность учебно-воспитательного процесса. Инновации можно разделить на основные типы: организационно-управленческие, технологические, объектные и др. Иногда очень трудно выделить к какому конкретному типу относится инновация, поскольку она может носить комплексный характер.

Примером такой комплексности является возникновение и формирование сети инновационных учреждений дошкольного и внешкольного образования

Среди таких заведений разнообразные детские развлекательные центры, образовательно-культурные детские центры (клубы). При которых организуют своеобразные мини-садики, в которых детей можно оставить на 3-4 часа, где с ними проводят специальные занятия. В то же время, в таких заведениях организуются курсы по подготовке к школе, по окончании которых выдается диплом о прохождении учебного курса «Подготовка к школе». В соответствии с изменениями, внесенными в Закон «О дошкольном образовании», по обеспечению обязательности получения дошкольного образования детьми пятилетнего возраста. Все занятия в таких центрах платы, поэтому они обычно являются хорошей альтернативой и расширяют возможности при выборе форм и методов дошкольного воспитания. Однако не способны удовлетворить потребности малообеспеченных семей. Такие своеобразные инновационные формы дошкольного образования сосредоточиваются преимущественно в городах областного значения. Ограничивает возможности в выборе форм дошкольного образования для жителей остальных региона.

Читайте также  Особенности проявления личностной агрессии у педагогов

В остальных региона альтернативой обычного ДОУ стало создание учебно-воспитательного комплекса «школа-детский сад». В учебных заведениях, где есть свободные помещения, происходит их переоборудования под дошкольные учреждения (дошкольные группы). То есть происходит открытие детских садов на базе сельских общеобразовательных школ, становится своеобразным решением проблем с доступом к дошкольному образованию особенно в сельской местности. Как отмечают практики, преимущества таких заведений у тех селах, где проживает небольшое количество детей дошкольного возраста. Однако при функционировании таких заведений возникают определенные экономические проблемы (в частности проблемы содержания дошкольников во время каникул).

В сфере дошкольного образования необходимо искать возможности для развития новых организационных форм учреждения. Которые функционировали на основе различных источников финансирования и способствовали широкому доступа к образовательным услугам, особенно для малообеспеченных слоев населения. Одним из инновационных направлений развития может стать организация дошкольных учреждений при церквях, монастырях, религиозных организациях, религиозных общинах. Определить это направление как чисто инновационным нельзя, он скорее относится к ретро-нововведений. Поскольку такая практика широко применяется во многих странах.

Читайте также  Проблема организации профессиональной деятельности социального педагога

innovatsionnye-zavedeniya-v-doshkolnom-obrazovanii-01

Еще одним примером объектных инноваций может стать организации мини детсады при учебных заведениях (университетах, институтах)

Такие формы предоставления дошкольного образования и ухода за детьми достаточно распространенными за рубежом. Сейчас такой мини-детсад работает в государственном гуманитарном университете. Учреждения данного типа ориентированы прежде всего на наиболее незащищенные студенческие семьи, свои услуги предоставляют бесплатно, работают целый день, в роли воспитателей студенты педагогических специальностей. Дошкольные учреждения такого типа позволяют молодым родителям активно совмещать учебу с отцовством, то есть полноценно реализовывать себя как в роли родителей. Так и в сфере профессионального роста. Однако, организация заведений данного типа наталкивается на ряд законодательно нормативных препятствий, среди которых: отсутствие должности социального педагога в штатах учебных заведений, обязательное соответствие помещений установленным нормативам и т. д..

Развитие инновационных форм дошкольных учебных заведений способен гибко реагировать на демографическую ситуацию. А также способствовать удовлетворению растущего спроса на услуги дошкольного образования. Не способны удовлетворить в полном объеме государственные и коммунальные дошкольные учреждения. Однако такие инициативы необходимо поддерживать как на региональном так и на государственном уровнях путем создания благоприятного экономического, законодательно-нормативного и институциональной среды.

Похожее ...

Добавить комментарий