Инновационные системы обучения студентов

Инновационные системы обучения студентов

Инновационные системы обучения студентов

На современном этапе развития высшего образования необходимы в подготовке будущих специалистов. Формирование у студентов профессионализма, компетентности, мобильности и быстрой адаптации к новым условиям образовательной деятельности должны стать приоритетными задачами подготовки к успешной профессиональной деятельности.
Одной из эффективных технологий подготовки будущих педагогов к творческой педагогической работы является экологический подход.
Для понимания понятия «экологический подход», по нашему мнению, целесообразно дать определение термина «среда». Среда — совокупность всех объектов / субъектов, не входящих в систему, изменения свойств и поведение которых не влияет на систему изучаемого а также совокупность тех объектов / субъектов, чьи свойства или поведение меняется в зависимости от поведения системы. В таком ракурсе образовательная среда представляет собой систему действий и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в пространственно-предметном окружении.
Современная педагогика предлагает экологический подход как теорию и технологию непосредственного управления (через среду) процессами воспитания и развития личности ученика или студента; как систему действий субъекта управления, направленных на преобразование среды в средство проектирования и диагностики результата обучения и воспитания.
Ученые, конкретизируя проблему средового подхода к образованию, отмечают, что содержание образованности будет пониматься как непрерывно меняющееся среду, включая информационные и телекоммуникативной среды, наиболее оперативно отражают эти изменения. Однако, как показывает опыт, применение информационных и телекоммуникационных технологий, само по себе, не приводит к существенному повышению эффективности образовательного процесса и профессиональной подготовки специалиста. Целесообразным является создание такого образовательного среды профессиональной подготовки, которое обеспечивало бы процессы гуманизации образования, повышения его инновационности, креативности, интегративности, создавало бы условия, максимально благоприятные для профессионального саморазвития личности.
Экологическое ориентированный подход позволяет перенести акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность студента в контекст формирования «образовательной среды», в котором происходит его профессиональное становление. Поэтому чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем успешнее происходит ее свободный и активный саморазвитие.
Среда состоит не само по себе и не на основе рекомендаций или пожеланий, для его возникновения необходимо специально организованная деятельность, в частности инновационная педагогическая, эффективность которой является только при условии ее проектирования. Именно поэтому возникает необходимость целенаправленного, осознанного подхода к исследованию стратегии профессиональной подготовки будущих учителей на основе разработки инновационного проекта его образовательной среды в высшей школе. Педагогическое проектирование позволит обеспечить переход имеющегося состояния профессиональной подготовки будущего учителя на качественно новый уровень, оптимизировать его содержание, организацию и управление им.
Обобщая, отметим, что популярность исследований понятие «среды» в последние десятилетия посвящены проблемам использования его образовательного и воспитательного потенциала, убеждает в важности внедрения средового подхода и актуализирует вопрос основательного его изучения в профессиональной педагогике. Сегодня модель профессиональной подготовки требует изменения образовательной среды, основными его характеристиками должны стать: инновационность, концептуальная целостность обучения и развития на всех уровнях обучения; полиаспектнисть и информативность; морально-ценностная полнота, что позволит любому субъекту современной образовательной среды создать не только свою траекторию обучения, но и нравственного воспитания и развития; обеспечение условий общения на лингвистическом, интеркультурная, межличностном и этническом уровнях. Особое внимание в дальнейших исследованиях требует технология проектирования образовательной среды
Ценность средового подхода заключается в том, что уже на этапе обучения в вузе углубляются представления студентов о возможности определения своего места в профессиональном пространстве на основе целостного знания о среде.
Принимая вышесказанное во внимание, можно сделать вывод, что экологический подход представляет собой эффективную технологию обучения в профессиональной подготовке будущих педагогов. Эта инновационная технология предполагает единство, взаимообусловленность, преемственность всех функций и структурных компонентов, которые ее формируют, выступает эффективной условием расширения и углубления профессиональной подготовки и обеспечивает возможности постоянного перехода специалиста на новый, более высокий уровень профессиональной компетентности.

Читайте также  Образование и информационно-коммуникационные технологии

Похожее ...

Добавить комментарий