Использование арт-терапевтической техники в воспитательном процессе

Использование арт-терапевтической техники в воспитательном процессе

Использование арт-терапевтической техники в воспитательном процессе

Использование арт-терапевтической техники в воспитательном процессе

Одним из стратегических направлений реформирования образования является гуманистическая направленность педагогического процесса, основанного на принципах глубокого уважения к личности ученика, учет особенностей его индивидуального развития, а также создании особого психологически комфортного учебной среды в общеобразовательном учебном заведении. Этим обусловлен интерес ученых к поиску новых методов, направленных на самоопределение личности, развитие у него способности к рефлексии, позволяет находить внешние и внутренние механизмы для активизации личностного роста и творческого саморазвития.

Правомерно указать, что одним из самых эффективных средств гармонизации развития личности есть искусство, применение которого в терапевтических целях находит воплощение в арт-терапии.

Терапия с помощью искусства возникла в 30-х годах XX века

Впервые термин «арт-терапия» ввел английский врач и художник Адриан Хилл в 1938 в описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Он считал, что благодаря возможности создавать новые образы человек отвлекается от переживаний по поводу своих физических недостатков и сосредоточивает внимание именно на том, что помогает ей освободиться от страданий.

В энциклопедии образования арт-терапия определяется как «лечебно профилактическая и коррекционная деятельность с использованием искусства; составляющая психотерапии, сложный синтез отраслей научных знаний — педагогики, психологии, искусства, медицины, эргономики».

Читайте также  Аспекты воспитательной работы с детьми-сиротами

Согласно исследованиям, арт-терапия, как определяющая составляющая эстетотерапии, является «системой психолого-педагогических влияний, основанная на использовании художественных средств в учебно-воспитательном процессе с целью преодоления негативных эмоционально-чувственных состояний и создание особых условий в образовательном пространстве для творческого развития личности».

Изучая проблему использования арт-терапевтических техник в профессиональной деятельности учителя начальных классов. Акцентируют внимание на актуальность вопроса адаптации первоклассников к условиям учебно-воспитательного процесса школы средствами арт-терапии. Контроль за процессом адаптации учащихся первых классов к школьной жизни осуществляется со стороны школьного психолога и учителя.

Результатами школьной дезадаптации есть трудности:

— в обучении до стойкой неуспеваемости;
— осложнения отношений из одноклассниками или учителями;
— нежелание ходить в школу;
— симптомы соматических заболеваний;
— эмоциональные нарушения.

Стабильный рост показателей тревожности, школьной и социальной дезадаптации учащихся поставила нас перед необходимостью поиска оптимальных средств и методов диагностики и психологической коррекции. Которыми смогли бы воспользоваться учителя начальных классов в своей повседневной практике. При использовании арт-терапевтических техник в воспитательном процессе начальной школы одним из оптимальных методов коррекции детских страхов и тревожности считаем метод преобразования.

Читайте также  Подготовка будущих соцработников

Основные закономерности его применения можно рассмотреть на примере техники «Преодолеваем свой страх», что предполагает изображение детьми собственного страха с последующим моделированием своего отношения к нему. Таким образом, по мнению психологов, преодолевается внутренний психологический барьер — страх перед страхом. Принять решение рисовать означает снова непосредственно столкнуться со своим страхом и волевыми усилиями удерживать его в памяти до тех пор. Пока он полностью не будет показан на рисунке. После окончания работы, когда условность этого страха уже осознана, ребенок способен довольно спокойно говорить о своем страхе, описывать его. Искать причины его возникновения, а значит — и пути его преодоления.

Арт-терапия является наиболее древней и естественной формой коррекции эмоционального состояния. Которой можно пользоваться для снятия накопленной психического напряжения, для того чтобы успокоиться или сосредоточиться. Символический язык является одной из основ изобразительного искусства и помогает точнее выразить свои переживания. По-новому взглянуть на жизненные проблемы и найти путь к их решению.

Похожее ...

Добавить комментарий