Использование арт-терапевтической техники в воспитательном процессе

Использование арт-терапевтической техники в воспитательном процессе

Использование арт-терапевтической техники в воспитательном процессе

Использование арт-терапевтической техники в воспитательном процессе

Одним из стратегических направлений реформирования образования является гуманистическая направленность педагогического процесса, основанного на принципах глубокого уважения к личности ученика, учет особенностей его индивидуального развития, а также создании особого психологически комфортного учебной среды в общеобразовательном учебном заведении. Этим обусловлен интерес ученых к поиску новых методов, направленных на самоопределение личности, развитие у него способности к рефлексии, позволяет находить внешние и внутренние механизмы для активизации личностного роста и творческого саморазвития.

Правомерно указать, что одним из самых эффективных средств гармонизации развития личности есть искусство, применение которого в терапевтических целях находит воплощение в арт-терапии.

Терапия с помощью искусства возникла в 30-х годах XX века

Впервые термин «арт-терапия» ввел английский врач и художник Адриан Хилл в 1938 в описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Он считал, что благодаря возможности создавать новые образы человек отвлекается от переживаний по поводу своих физических недостатков и сосредоточивает внимание именно на том, что помогает ей освободиться от страданий.

В энциклопедии образования арт-терапия определяется как «лечебно профилактическая и коррекционная деятельность с использованием искусства; составляющая психотерапии, сложный синтез отраслей научных знаний — педагогики, психологии, искусства, медицины, эргономики».

Читайте также  Критерии готовности будущих учителей начальных школы

Согласно исследованиям, арт-терапия, как определяющая составляющая эстетотерапии, является «системой психолого-педагогических влияний, основанная на использовании художественных средств в учебно-воспитательном процессе с целью преодоления негативных эмоционально-чувственных состояний и создание особых условий в образовательном пространстве для творческого развития личности».

Изучая проблему использования арт-терапевтических техник в профессиональной деятельности учителя начальных классов. Акцентируют внимание на актуальность вопроса адаптации первоклассников к условиям учебно-воспитательного процесса школы средствами арт-терапии. Контроль за процессом адаптации учащихся первых классов к школьной жизни осуществляется со стороны школьного психолога и учителя.

Результатами школьной дезадаптации есть трудности:

— в обучении до стойкой неуспеваемости;
— осложнения отношений из одноклассниками или учителями;
— нежелание ходить в школу;
— симптомы соматических заболеваний;
— эмоциональные нарушения.

Стабильный рост показателей тревожности, школьной и социальной дезадаптации учащихся поставила нас перед необходимостью поиска оптимальных средств и методов диагностики и психологической коррекции. Которыми смогли бы воспользоваться учителя начальных классов в своей повседневной практике. При использовании арт-терапевтических техник в воспитательном процессе начальной школы одним из оптимальных методов коррекции детских страхов и тревожности считаем метод преобразования.

Читайте также  Интерактивные методы обучения на уроках английского языка

Основные закономерности его применения можно рассмотреть на примере техники «Преодолеваем свой страх», что предполагает изображение детьми собственного страха с последующим моделированием своего отношения к нему. Таким образом, по мнению психологов, преодолевается внутренний психологический барьер — страх перед страхом. Принять решение рисовать означает снова непосредственно столкнуться со своим страхом и волевыми усилиями удерживать его в памяти до тех пор. Пока он полностью не будет показан на рисунке. После окончания работы, когда условность этого страха уже осознана, ребенок способен довольно спокойно говорить о своем страхе, описывать его. Искать причины его возникновения, а значит — и пути его преодоления.

Арт-терапия является наиболее древней и естественной формой коррекции эмоционального состояния. Которой можно пользоваться для снятия накопленной психического напряжения, для того чтобы успокоиться или сосредоточиться. Символический язык является одной из основ изобразительного искусства и помогает точнее выразить свои переживания. По-новому взглянуть на жизненные проблемы и найти путь к их решению.

Похожее ...

Добавить комментарий