Использование технологии концентрированного обучения

Использование технологии концентрированного обучения

Использование технологии концентрированного обучения

Использование технологии концентрированного обучения

Расширение международных связей страны обусловливает повышение требований к профессиональной подготовке отечественных специалистов. Для успешного развития экономики и обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке нужны работники, которые имеют высокий уровень профессиональной подготовки и обладают умениями иноязычного личностного и делового общения. Формирование умений иноязычного общения является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки будущих специалистов, которым часто приходится работать в условиях международного экономического пространства.

В процессе формирования умений иноязычного общения будущих специалистов используются элементы различных педагогических технологий: информационных, интерактивного обучения, личностно ориентированного обучения, групповой учебной деятельности и др. Данные технологии успешно реализуются в рамках технологии концентрированного обучения. Эта технология организации учебного процесса является одной из наиболее эффективных педагогических технологий обучения в свете задач подготовки будущих специалистов к иноязычного профессионального общения, однако ее возможности пока не используются в достаточной мере.

Сам термин «концентрация» в переводе с латинского языка означает сосредоточение, накопление чего-то

Что касается термина «технология концентрированного обучения», то обычно он толкуется как особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредотачивается на изучении одного предмета за счет сокращения дисциплин одновременно, концентрации учебного материала на определенном отрезке времени, структурирование содержания в блоки, активизации познавательных сил учащихся.

Отметим, что идеи концентрированного обучения не являются новыми в психолого-педагогической науке, хотя и не получили широкого распространения в учебном процессе на сегодняшний день. Так, еще ранее выдвигали требование, чтобы «в школах был установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались только одним предметом».

Заметим, что ориентация на развитие самостоятельности и ответственности, сотрудничество в процессе обучения имеют принципиальное значение для любой технологии обучения, однако в условиях концентрированного обучения возможности реализации этих требований значительно расширяются. Считаем, что технология концентрированного обучения соответствует этим критериям.

В научной литературе рассматриваются различные модели концентрированного обучения, каждая из которых, по нашему мнению, имеет положительные черты и определенные недостатки.

Читайте также  Взаимодействия студенческой молодежи и преподавателей

Так, первая модель предусматривает изучение только одного предмета в течение определенного периода времени

Продолжительность концентрированного изучения предмета определяется при этом особенностями содержания, усвоение его студентами, общим количеством часов, отведенных на изучение данного предмета и тому подобное. Выделяют два варианта реализации этой модели. Суть первого варианта заключается в неоднократном обращении в течение учебного года к изучению одного и того же материала, но каждый раз на новом уровне с более глубоким проникновением в содержание. Такая модель, по-видимому, позволяет в наибольшей степени разнообразить формы и методы изучения учебного материала, обеспечить целостность его усвоения. Однако эта модель практически может использоваться только в изучении какого-то одного предмета и не может быть распространена на весь учебный процесс.

Учебные планы вузов отмечаются многопредметностью и предусматривают разный объем часов на изучение различных предметов. Таким образом, возникают трудности организационного характера (расписание занятий студентов, график работы преподавателей.) Второй вариант реализации данной модели концентрированного обучения состоит в однократном в течение учебного года изучении предмета.

Продолжительность концентрации обычно несколько недель при ежедневном нагрузке до 6 академических часов. График занятий в год при реализации такого варианта представляет обоснованную последовательность дисциплин, преподаваемых. Этот вариант обучения отличается высоким уровнем концентрации рабочего времени и усилий преподавателей и студентов, требует высокого уровня научной и методической подготовки преподавателей. Недостатки данного варианта заключаются в сложности структурирования содержания учебного материала, обосновании последовательности преподавания дисциплин, составлении расписания и т. д.

Вторая модель реализации технологии концентрированного обучения предполагает укрупнение одной организационной единицы — учебного дня с изучением не более одной (двух) дисциплин

В рамках учебной недели количество учебных дисциплин сохраняется в соответствии с учебным планом и графиком его прохождения. Основной учебно-организационной единицей процесса обучения становится не одно занятие, а учебный блок, который обычно включает четыре занятия по 45 минут, которые объединены одной целью. Недостатком этой модели является достаточно длительный интервал между учебными блоками. Этот недостаток может быть нейтрализованным благодаря самостоятельной работе студентов, которая выполняется в период между занятиями, факультативными занятиями, а также за счет специальной построения учебных блоков, которая предусматривает время для актуализации усвоенного студентами на предыдущем занятии материала.

Читайте также  Гуманистический потенциал культуры в образовательном пространстве вуза

Третья модель концентрированного обучения предполагает модульную организацию учебного процесса

Согласно этой модели, семестр делится на модули (в зависимости от количества предметов учебного плана), в течение которых концентрированно изучаются несколько дисциплин. Продолжительность модуля зависит от объема часов, предусмотренных на изучение дисциплины, и может продолжаться 4-5 недель. Недостатком этой модели является трудности формирования модулей, последовательности их изучения, соблюдения межпредметных связей. Кроме того, данная модель может использоваться только при участии всего педагогического коллектива. Поскольку касается преподавания не только какой-то одной конкретной дисциплины.

Анализ психолого-педагогической литературы и собственный педагогический опыт позволяют утверждать, что именно вторая модель технологии концентрированного обучения. Которая заключается в укрупнении одной организационной единицы — учебного дня и блочной организации учебного процесса, может быть наиболее оптимальной.

Организационная структура каждого учебного блока включает инвариантную и вариативную составляющие.

Инвариантная часть предусматривает:

— проведение организационного момента, во время которого студенты знакомятся с целью, задачами и планом изучения всего блока;
— активизацию ранее изученного материала с использованием активных методов (коммуникативные игры практические задачи);
— самостоятельную работу студентов, которая может быть индивидуальной, парной, групповой, при этом преподаватель выполняет роль консультанта;
— подведение итогов занятия для осуществления анализа работы студентов, выявление недостатков и определение путей их преодоления.

Вариативная составляющая каждого блока меняется в зависимости от цели занятия и может включать:

— представление нового материала;
— его закрепления с использованием самых разнообразных методов и средств (просмотр учебного видеофильма, прослушивание аудиозаписи, чтение и перевод профессионально ориентированных текстов, составление диалогов, ролевые и деловые игры);
— контроль усвоенных знаний и сформированных умений иноязычного делового общения.

Похожее ...

Добавить комментарий