Особенности проявления личностной агрессии у педагогов

Особенности проявления личностной агрессии у педагогов

Особенности проявления личностной агрессии у педагогов

Проблема агрессии традиционно привлекавшая внимание исследователей различных ориентаций в последние годы приобретает новое звучание. Отдельные исследователи говорят о проблеме легитимизации агрессии в культуре, о так называемой «санкционированной агрессии». Проблема повышения уровня проявляемой агрессии в обществе в настоящее время стоит очень остро. Напряжённость, условия жизни отражаются и на школьных отношениях. Активным субъектом отношений в образовательном пространстве выступает педагог. В настоящее время существует ряд противоречий между образом профессионального педагога как «развитой личности» (наследие исследований и теорий
советского периода) и реальными фактами проявления агрессии педагогом, между мнениями о неэтичности разработки данной проблематики и отсутствием реальной системы конструктивной помощи педагогу, находящемуся в сложных эмоционально напряжённых условиях. Особо острым представляется противоречие между отсутствием осознанного отношения к собственным агрессивным проявлениям у педагогов, конструктивных способов выражения агрессии педагога и управления ею и развитием синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Вышеперечисленные аспекты деструктивного характера агрессивного поведения педагогов свидетельствуют о дезадаптации педагога в сложных профессиональных условиях. В связи со спецификой педагогической деятельности, с одной стороны, и со складывающимися условиями современной жизни, с другой стороны, исследование особенностей проявления личностной агрессии педагогов представляется особо актуальным.
Используя полученную уровневую дифференциацию значений различных видов и характеристик личностной агрессии, мы изучили количественную представленность педагогов на каждом из выделенных уровней.
Так, в результате исследования выявлено, что для 30 % педагогов характерен низкий уровень физической агрессии. Данная группа педагогов лишь изредка прибегает во взаимодействии к физической силе. Для 51 % респондентов характерен средний уровень физической агрессии. Это говорит о периодическом использовании педагогами в своей профессиональной деятельности агрессивных действий. 19 % педагогов характеризуются высоким уровнем физической агрессии, что означает, что данная группа педагогов часто использует физическую силу против других лиц. Безусловно, физическая агрессия, как правило, направлена на учащихся, которые находятся в зависимом от учителя положении. Физические агрессивные действия между тем дестабилизируют эмоциональное состояние самого педагога, а также могут вызывать ответные агрессивные реакции у учащихся, коллег по работе и администрации.
Низкий уровень косвенной агрессии выявлен у 29 % учителей. Данная группа педагогов не склонна выражать агрессивные намерения косвенным образом. Средний уровень — у 50 % педагогов. Учителям данной группы свойственно периодическое использование действий, направленных окольным путём на лицо, хоть как-то связанное с обидчиком, или ни на кого ненаправленных (бросание предметов об пол, удары кулаком по столу, топанье ногами). Для 21 % респондентов характерен высокий уровень косвенной агрессии, что говорит о том, что данная группа педагогов проявляет агрессию в виде подшучиваний, интриг и сплетен, взрывов ярости, проявляющихся в крике, который никому конкретно не адресован, топаньи ногами, битье кулаками по столу и т.п. Формы косвенной агрессии отличаются значительным разнообразием и характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью, что также дестабилизирует эмоциональное состояние педагога. Высокий показатель низкого уровня и достаточно низкий показатель высокого уровня физической агрессии (по сравнению с выраженностью групп педагогов на низком и высоком уровнях косвенной и вербальной агрессии) говорит о существующих механизмах торможения открытых агрессивных проявлений.
В результате исследования вербальной агрессии выявлено, что низкий уровень данного вида агрессии характерен для 24 % испытуемых. Педагоги этой группы практически не используют словесные оскорбления, угрозы, крик в профессиональной деятельности. Средний уровень характерен для 62 % педагогов. Данные педагоги иногда, периодически используют крик, угрозы, оскорбления, ругань. Высокий уровень характерен для 14 % учителей. Данная группа учителей выражает негативные чувства в виде ссор, крика, визга, используя угрозы, проклятия, ругань, оскорбления, сплетни, слухи.
Согласно результатам исследования низкий уровень враждебности характерен для 22 % педагогов, средний уровень враждебности — для 59 % педагогов. Под враждебностью мы, вслед за А. Бассом и А. Дарки, понимаем негативное, оппозиционное отношение к окружающему миру (в первую очередь к людям), подразумевающее наличие негативных эмоций и поведенческих проявлений в виде агрессии. Высокий уровень враждебности у педагогов характеризуется переживанием высокого уровня обиды и подозрительности. Для группы педагогов с высоким уровнем враждебности (19 %) характерны зависть и ненависть к окружающим, испытываемые педагогами, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания, недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Индекс агрессивности является результатом суммирования индексов физической, вербальной и косвенной агрессии и характеризует уровень личностной агрессивности человека. Результаты исследования свидетельствуют о том, что для 20 % педагогов свойственен низкий уровень агрессивности. Для 61 % респондентов характерен средний уровень агрессивности. Высокий уровень агрессивности в результате исследования выявлен у 19 % учителей. Данная группа педагогов часто демонстрирует в своём репертуаре такие поведенческие проявления, как физическая сила против других лиц, открытые грубые требования, прямые оскорбления, насмешки, либо выражающие агрессию косвенным образом в виде повышения голоса, споров с другими, злобных сплетен, шуток, иронии.
Учитывая предварительные разъяснения по поводу сущности агрессивной мотивации, представим результаты исследования агрессивной мотивации. Так, низкий уровень агрессивной мотивации выявлен у 22 % педагогов, низкий у 63% респондентов. Для 15% педагогов характерен высокий уровень агрессивной мотивации, что свидетельствует о том, что, по мнению данной группы педагогов, существует основание их агрессивного поведения, которое объясняет, почему учитель пришел к пониманию необходимости такого поведения, что он хочет достичь, каким способом, а также знает ради кого или чего. Другими словами, данная группа склонна к оправданию собственных агрессивных действий.
Показатель конструктивной или деструктивной направленности агрессивности получен в результате суммирования индекса враждебности (компоненты: обида, подозрительность) и индекса агрессивности (компоненты: физическая, вербальная, косвенная виды агрессии). Необходимо отметить, что показатели направленности агрессии, соответствующие низкому уровню, свидетельствуют о конструктивной направленности агрессии. Показатели направленности агрессии, соответствующие высокому уровню, демонстрируют деструктивную направленность. В соответствии с результатами исследования для 23 % педагогов характерна конструктивная направленность агрессии. У 57 % учителей выявлен средний уровень направленности агрессии. Для 20 % респондентов свойственна деструктивная направленность агрессии. Данная группа учителей проявляют в межличностном взаимодействии физическую, вербальную, косвенную виды агрессии, а также обиду и подозрительность, что разрушительно влияет на взаимоотношения с другими субъектами педагогического взаимодействия.
Этот факт свидетельствует о том, что в связи существующими профессиональными требованиями, предъявляемыми к педагогу, учителя, испытывая агрессию, в связи с невозможностью прямого выражения агрессии (влияние внешних обстоятельств, опыта, воспитанности, культурных и профессиональных норм), с одной стороны, и в связи с неумением конструктивно выразить агрессию, с другой стороны, проявляют агрессию косвенно в виде подшучиваний, интриг и сплетен, взрывов ярости, проявляющихся в крике, который никому конкретно не адресован, топаньи ногами, битье кулаками по столу и т.п.
Формы косвенной агрессии отличаются значительным разнообразием и характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью, что, безусловно, дестабилизирует эмоциональное состояние педагога. Достаточно выражены деструктивная направленность агрессии (20 %), физическая агрессия, враждебность, агрессивность (19 %), в меньшей степени выражены агрессивная мотивация (15 %) и вербальная агрессия (14 %). Низкую степень представленности педагогов на высоком уровне вербальной агрессии можно объяснить существующими сдерживающими механизмами, связанными с профессиональной ролью педагога. На низком уровне наиболее выражены физическая агрессия (30 %), что также объясняется, по нашему мнению, наличием сдерживающих механизмов, обусловленных спецификой профессиональной деятельности педагога, а также действием культурных норм. Достаточно высоко выражена на низком уровне косвенная агрессия (29 %), в меньшей степени выражены вербальная агрессия (24 %), конструктивная направленность агрессии (23 %), враждебность и агрессивная мотивация (22 %), а также агрессивность (20 %).
Педагоги, вступая во взаимоотношения с учащимися, коллегами, администрацией, проявляют различные виды неконструктивных агрессивных действий, что, по нашему мнению, возможно, обусловлено несформированностью навыка конструктивного выражения агрессии. Актуальность изучения агрессии педагогов обусловлена необходимостью поддержания безопасности образовательной среды для участников учебно-воспитательного процесса. Важным условием обеспечения психологической безопасности образовательной среды является создание адекватных диагностических, профилактических, коррекционных программ, благодаря участию в которых педагоги, осознавая и обнаруживая наличие агрессивных намерений, смогут выражать своё эмоциональное состояние конструктивными способами, не причиняя при этом вреда себе или окружающим людям.

Читайте также  Готовность будущих психологов к работе с детьми с особыми потребностями

Похожее ...

Добавить комментарий