Подготовка будущих психологов

Подготовка будущих психологов

Подготовка будущих психологов

Рост популярности психологии характерен для большинства стран современного мира. Сегодня психология — это наука, которая не только познает, но и конструирует, создает человека. В последнее время эта мысль звучит все громче. И это закономерно, поскольку технологии, применяемые в практической психологии, могут серьезно изменить внутренний мир человека, перестроить его мировосприятие, изменить отношение к ближайшему окружению, сформировать новые и скорректировать старые формы поведения. Эта мысль находит свое отражение в том, что в системе подготовки психологов, как доминирующий, определился, так называемый, рефлексивно-гуманистический подход, который предусматривает развитие навыков осмысления и переосмысления стереотипов мышления ( как своих, так и будущих клиентов) и их эвристическое преодоление к образованию новых смыслов сознания.
Из предыдущих тезисов логично вытекает постановка вопроса целеполагания в профессиональной деятельности психолога, которая, в свою очередь, непосредственно связана с проблемой ценностно-ориентационной системы будущих психологов. По результатам исследований, представленных в работе В. И. Бочелюк, экзистенциальные ценности (уметь прощать, уметь терпеть, уметь доверять, уметь любить, уметь верить, быть счастливым, быть свободным), а также ценности полноты и радости жизни занимают последние места в ценностно смысловых пространстве современных студентов-психологов. Это означает, что студенты-психологи требуют специального проработки (уточнение, развития) своего ценностно-смыслового пространства, осознание места и роли в нем профессиональных ценностей, на что указывает в своих исследованиях учёные.
Однако, это усугубляется тем, что в современной академической психологии и психологической практике нет единого взгляда на природу человека, в частности на сущность и феноменологию его личности, источники ее активности и самоактивности. Каждая из существующих концепций обосновывает свой подход к человеку и собственную психологическую практику. Это привело к тому, что возникла явная парадигмальная избыточность. Согласно многообразию парадигмальных координат современной практической психологии, определяет 44 личностных стратегии профессиональной деятельности психолога, которые формируются в соответствии с приобретенных во время обучения знаний и умений, полученного опыта и личностных свойств студентов-психологов.
Заявлениям о полипарадигмальнисть в системе подготовки будущих психологов противопоставляются попытки интеграции психологической науки и создания так называемой интегративной психологии. Например, предлагается совместить пять «волн» («шагов») развития представлений о предмете психологии:
1) физиологические акты и закономерности (психофизиология);
2) личность (психоанализ);
3) поведение (бихевиоризм);
4) высшие ценности, самоактуализация личности, любовь, свобода, ответственность (экзистенциально-гуманистическая психология);
5) переживания чувства идентичности, которое выходит за пределы личной самости, охватывая человечество в целом, Дух и космос (трансперсональная психология).
Кроме указанных, речь идет о шестую — «коммуникативную» волну в психологии, направленную на соотнесение различных психологических концепций и интеграцию психологического знания. Завершает это построение седьмая волна — интегративная психология, задача которой заключается в том, чтобы через налаживание конструктивного диалога между представителями различных направлений психологии приблизиться к адекватному пониманию психической реальности.
Отдельно взятая естественнонаучная, материалистическая парадигма не может изучать сущность и глубинные механизмы життездийснення личности. Психология, придерживается позитивистской и гуманистической парадигм, редуцирует главную суть человека, его психику, личность в совокупности реальностей — физической, физиологической, психофизиологической, психологической и социально-психологической. Это, по мнению М. В. Савчина, неполное, упрощенное, а затем и неадекватное, видение человека, побудительных сил его поведения, главных переживаний и проблем, ее перспективы и траектории завершения. Г. И. Онищенко также указывает на то, что «природа человека претерпела повреждения — духовное начало человека в результате прерванного связи с Духом потерял свою иерархически высшую позицию относительно души и тела; силы души поэтому пришли в расстройство, породив несоответствие ума, чувств и воли», как говорил апостол Павел: «Так что не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю … Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого бы не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу: уже не я делаю то, а грех, живущий во мне. Бедный я человек!».
Указанные проблемы требуют некоторых конкретно-определенных ориентиров в процессе подготовки будущих психологов, которые рассматривали человека и его личность целостно, в тримерости «тело-душа-дух», объединяющие древнюю мудрость, теологию и современную науку, «потому что нельзя понять и объяснить психику , двигаясь от нее к человеку. На самом деле психику можно понять, двигаясь от Бога к человеку как творения Божия в мире, а затем в психики (души)». Подобная позиция находит свое выражение в разработке концепции христианско-ориентированного подхода в системе подготовки психологов. Это стало возможным благодаря новому научному принципу — контриндукции, который заключается в том, что научные теории должны объяснять не только те факты, которые накоплены в рамках собственного русла, но и в рамках конкурирующих теорий. Учет этого принципа открыло дорогу тем направлениям, которые долгое время оставались «за пределами» классической психологии, к которым относилась и христианско ориентированная психология.
Христианско-ориентированный подход в системе подготовки будущих психологов, как и христианская психология, базируется на христианском мировоззрении, который выполняет ориентированную и направляющую функции по задач психологической теории и практики. Одной из центральных характеристик христианско ориентированного подхода в психологии, представленного в работах авторов, является взгляд на человека как существо, безусловно связанную с Богом. Эта связь трансцендентно-имманентное: Бог открывается человеку внутрь через ее духовность, глубины личности и одновременно человек выстраивает с ним свои отношения как своим Творцом и Личностью. Такой ракурс видения человека, по мнению Г. И. Онищенко, формирует два оттенка или полюса единства и, соответственно, линии анализа. Первая линия анализа посвящена осознанию наличии образа Божия, который лежит в глубине духовности человека, дает возможность восстанавливать специфическое понятие личности, выделяя метафизическое ядро ​​личности и ее Я-духовное. Личностное развитие, таким образом, рассматривается как духовное становление человека. В соответствии с указанным понимания личности предлагаются и некоторые теоретико-методические позиции психологической помощи, например: установление диалога между Я-духовным и Я-реальным, работа с переживаниями человека — от актуальных, болезненных к экзистенциальным и духовно-теологических. Вторая линия анализа посвящена взаимоотношениям человека с Богом и формированием у нее образа Бога. В своей статье А. Лоргус указывает, что психолог, как и священник, должен помнить, что для многих людей нужно время, чтобы осознать свое отношение к Богу, что это отношение может меняться и человек сам может его формировать.
Современная христианско-ориентированная психология — молодая отрасль современной психологии, выдержав некоторые испытания, в наше время плодотворно развивается. У ее истоков стояли преподаватели и профессора психологии духовных академий и семинарий, которых не устраивало естественнонаучное объяснение психики.
Итак, концептуальные положения христианской психологии могут стать основой для создания новых образовательных подходов, ориентированных на христианское мировоззрение и мировосприятие, служить для создания новых принципов и методов практической работы в психологии, помочь в решении морально — этических дилемм, которые часто возникают в работе практических психологов. Кроме того, ориентация на христианско-ориентированный подход в системе подготовки будущих психологов поможет решить проблему духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Сегодня концепция христианско ориентированного подхода в психологии разрабатывается в Национальном университете «Острожская академия» на базе научно-исследовательской лаборатории христианской этики, психологии и педагогики.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Инновационная инфраструктура высших учебных заведений

Похожее ...

Добавить комментарий