Подготовка будущих соцработников

Подготовка будущих соцработников

Подготовка будущих соцработников

Профессиональная подготовка специалиста сегодня — это основа социально-экономического развития общества и научно-технического прогресса, средство формирования конкурентоспособной личности. Одним из основных путей повышения ее эффективности в научно-педагогической литературе определено применение современных образовательных технологий, основанных на активных методах обучения. Особое место среди них принадлежит игровым методам, в том числе деловой игре.

Независимо от конкретной направленности его применения — в учебных целях или для решения реальных научных, производственных, организационных задач — деловая игра дает возможность наиболее полно усваивать и развивать профессиональные навыки и функции специалиста.

Ее использование ориентирует на коллективное, общественное обсуждение проблем, интенсивное взаимодействие студентов и преподавателей, обмен мнениями между ними, выработки правильного понимания содержания исследуемой темы и тому подобное.

Игры для обучения

Как известно, игра как средство активного обучения и взрослых стала использоваться достаточно давно и довольно стихийно. Ближайшим предшественником деловой игры является зарожденная в XVTI-XVTII веке военная игра.

Военные игры ( «маневры на карте», «военные шахматы» и др.), изобретенные герцогом Вертурини в 1796 году были примером деловых игр. Родоначальником современной эры деловых игр является Американская ассоциация менеджмента (США, 50-е годы прошлого века). Игры применялись преимущественно для обучения студентов-экономистов и будущих руководителей фирм.

Первая игра называлась «Имитация решений в высшей управленческом звене». Ее название предусматривала исследования актуального в то время вопрос в США — планирование развития крупной производственной компании на 4-5 лет.

Впервые данная игра была проведена 27 мая 1957 на ежегодном семинаре Американской ассоциации менеджмента с участием 20 президентов крупнейших компаний США и получила широкое признание в стране.

С тех пор имитационные игры, моделирующие функционирования производственно-хозяйственных операций, стали называться «деловыми». В зарубежной и отечественной литературе этот термин используется до сих пор.

Особенности медико-социальной работы

Так, при изучении особенностей медико-социальной работы с людьми с ограниченными возможностями, целесообразным является проведение деловой игры «Развитие толерантного поведения социального работника». Суть игры заключается в том, что студент, который выполняет роль социального работника, сотрудника центра медико-социальной реабилитации детей-инвалидов предлагает ребенку (другому участнику игры) выполнить сложную реабилитационную упражнение.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Квалификации учителей гуманитариев Европы

Ребенок не может сразу воспроизвести это упражнение и отказывается от дальнейшего исполнения. Задача участников: социальный работник должен убедить ребенка сделать упражнение. Поэтому участнику, кто выполняет роль ребенка-инвалида дается инструкция сопротивляться, не поддаваться на различные уговоры. Один из участников может выполнять роль мамы ребенка, которая поддерживает и сочувствует ей.

В процессе обсуждения игры выясняются следующие вопросы: «Удалось социальному работнику быть терпеливым, сохранить внутреннюю устойчивость, равновесие?», «Что помогало, и мешало при этом?».

Также интересна игра «Разработка развивающей программы для детей-инвалидов».

Деловая игра в обучении

Деловая игра предполагает, что группе из 4-х социальных работников необходимо за короткий промежуток времени создать развивающую программу для детей-инвалидов. Времени на выполнение очень мало. Двое хотят выполнить программу тщательно и пунктуально. Другие — предлагают взять 2-3 готовые программы и разработать на их основе свою, чтобы отчитаться руководству, а потом, когда будет больше времени, доработать ее.

Первая группа не соглашается с этим. Задача игры: первая группа должна заверить вторую выполнить задачи ответственно. Если в первой группе не удается убедить коллег, их место занимают другие участники. Обсуждение игры: «Что мешало, и помогало в процессе убеждения членов второй группы?».

Как показывает опыт применения деловых игр в процессе подготовки социальных работников, важной составляющей использования этого метода является формирование системы оценки, которая должна соотнести запланированы цели и полученный результат.

Кроме этого, система должна предусматривать оценку качества производимых решений и проектов; позволять оценивать каждого участника и работу команды; учитывать личностные характеристики участников игры.

Так, при оценке предложенных игр учитывается: мотивация к усвоению профессиональных и инновационных знаний, уровень развития навыков сотрудничества и чувство коллективной ответственности, самооценка студентов, развитие коммуникативных умений и др.

Одним из наиболее значимых эффектов деловой игры является формирование в ее процессе коммуникативной компетентности как важной универсальной и одновременно профессиональной навыки. Через него формируется активность участников игры.

Активность студентов не только играет существенную роль, но и выступает профилирующей условием эффективности группового взаимодействия. Практически любая интерактивная технология стимулирует физическую, социальную и познавательную активность.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Взаимодействия студенческой молодежи и преподавателей

Физическая активность участников игры меняет способ действий, партнеров игрового взаимодействия, например, участники игры: на смену рабочее место, участвуют в дискуссии, презентуют результаты работы, работают в группах, слушают, жестикулируют и др.

Социальная активность

Социальная активность проявляется в том, что игры инициируют взаимодействие между участниками, приемы и техники обмена информацией, способы коммуникации с организаторами игры, экспертами и др.

В частности, осуществляют выбор стратегий взаимодействия, обмениваются мнениями, репликами, комментариями, выступают в роли «провокаторов», «оппонентов». «Докладчиков», осуществляют рефлексию. Познавательная активность участников игры проявляется при определении способов диагностики и анализа материалов игры, изложения или презентации новых результатов.

Например: участники формулируют проблему, определяют приоритеты, проблемы решения, проявляют варианты и возможные решения ситуации, разрабатывают программу или проект и обосновывают его и др.

Мы разделяем точку зрения Т. Бочаровой, что в результате интерактивного обучения студенты приобретают навыки рационального поведения в условиях неполной информации, что характерно для большинства практических ситуаций; экспертной оценки, необходимого для определения результативности деятельности всей организации и конкретного работника.

Умением интерактивного взаимодействия

Также будущие социальные работники овладевают умением интерактивного взаимодействия с разными людьми; производят способность к самооценке и самокоррекции индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Кроме этого, использование интерактивного обучения позволяет расширить практический опыт студентов, приобщить их к деятельности в качестве полноправных специалистов, изменить мотивацию обучения путем использования немотивированного включения в работу и повышенного интереса к ней.

Таким образом, игровые методы обучения является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта как практического — по овладению средствами решения задач, так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях.

Интерактивное обучение помогает приобрести навыки анализа, прогнозирования, планирования и умения практического решения сложных проблем, а работа в группе позволяет видеть различные возможности и подходы к их решению и помогает адаптироваться к различным типам людей и стилей их общения.

Похожее ...

Добавить комментарий