Половые различия в представлениях о творческой личности

Половые различия в представлениях о творческой личности

Половые различия в представлениях о творческой личности

Современные условия жизни требуют от человека нестандартных решений в отношении тех или иных задач. В последнее время популяризировалось творческое мышление. В. Н. Дружинин пишет: «Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в процессе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можем сделать вывод о существовании особого типа личности — «Человека творческого»». Люди с оригинальными идеями приветствуются в коллективе и в организациях. Однако, несмотря на большое количество преимуществ, существуют и определенные барьеры в межличностных отношениях с творческими персонами. Они являются следствием шаблонов (стереотипов), существующих в обществе.
Стереотип восприятия — относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта, явления и прочего, складывающаяся в условиях дефицита информации как результат обобщения собственного опыта и представлений, принятых в обществе.
Соответственно, образуются некие препятствия самореализации творческих личностей. Большинство оценок, приписываемых в социуме, неоправданные, ведь базируются на первом впечатлении от одежды или особенностей поведения, к тому же добавляются собственные проекции. Таким образом строится полностью искажен образ восприятия. В современном мире несмотря на смену ценностей все равно более известны мужские имена, поэтому нам стало интересно чем отличаются творческие женщины.
Итак, объектом нашего исследования было выбрано восприятия творческих личностей другими людьми, а предметом — гендерные особенности восприятия творческих мужчин и женщин лицами юношеского возраста. Целью, мы взяли изучения различий в стереотипах восприятия творческих мужчин и женщин. Согласно цели были поставлены следующие задачи:
1. Обосновать теоретические и методические подходы к изучению проблемы развития творческого потенциала и типологии творческих личностей.
2. Исследовать особенности стереотипных взглядов на творческих личностей.
3. Выявить общие и разные взгляды относительно творческих мужчин и женщин.
Выборка состояла из 40 человек юношеского возраста (от 18-до 21 лет), которые были объединены в две группы: первая состояла из 20 юношей, а вторая — с 20 девушек.
Мы разработали собственную анкету для выявления различий в стереотипах восприятия личности у мужчин и женщин. По содержанию вопросы анкеты были разделены на 4 блока:
1. Общественное мнение
2. Внешность творческих мужчин и женщин.
3. Особенности поведения творческих мужчин и женщин.
4. Черты характера творческих мужчин и женщин.
Сначала опишем представления юношей и девушек о творческом человеке.
Среди полученных результатов, нас заинтересовали даже те, которые не позволяли говорить о статистических различия. Рассмотрим все это более подробно:
В группе юношей и группе девушек подавляющее большинство опрошенных отмечают, что реализация в творческом плане не зависит от пола. Но среди мужчин это мнение поддерживают 60% опрошенных, а среди женщин — 55%. Итак, можем сделать вывод о существовании стереотипного представления о существовании «гендерного равенства» в вопросе творческого саморазвития и самоутверждения.
В обеих группах респондентов наиболее распространенным критерием, который бы указывал на то, что именно этот человек является творческим человеком был избран наличие внешних ориентиров (например, шарф, берет, подвеска в виде музыкального инструмента и т.д.). В этом случае доля юношей составляла 45%, а девушек — 40%. То есть, общим является стереотипное представление о том, что творческие мужчины используют определенные аксессуары, которые являются «намеком» на их творческую принадлежность.
Также, 45% девушек и 40% юношей уверены в том, что окружающие люди уважают творческих мужчин. А значит, мы обнаружили стереотип: и молодые женщины, и мужчины склонны считать, что родные, близкие, знакомые и просто прохожие — все без исключения, — способны действительно оценить талантливость и какие — либо другие проявления личности, а следовательно воспринимать творческого человека с должным уважением, даже если он занимается не очень приличной, со стороны нравственности, но сложной, со стороны искусства, деятельностью (например, пишет сценарии к порнофильмов).
В обеих группах большая часть опрошенных (55% мужчин и 60% женщин) склонны считать, что творческие мужчины не обязательно заметны в толпе, это скорее зависит от индивидуальных особенностей личности.
50% юношей и 60% женщин уверены в том, что одежда творческих мужчин может быть чистой, однако не выутюженным, или в них может быть не причесанные волосы, а значит, в представлении студентов творческий человек имеет легкой степени неряшливый, непрезентабельный вид, что может свидетельствовать о его неорганизованность, равнодушие к себе или к мнению окружающих. Все выше сказанное позволяет нам считать этот факт общим стереотипом.
По показателю частоты избрания определенных цветов для собственной одежды результаты распределены таким образом, что большая часть девушек (45%) и юношей (35%) считают, что цвет одежды творческих мужчин задается выбранным направлением творчества, а следовательно стереотипным является представление о том, что творческие мужчины склонны приспосабливаться под те ценности и взгляды, господствующие в определенном творческой среде, и это отражается не только на их внутренних, личностных позициях, но и во внешности.
Наиболее распространенной среди юношей и девушек является мнение о том, что у творческого человека есть разнообразную одежду, но в то же время это и является отличительной чертой, ведь среди юношей этот вариант выбрали 80% опрошенных, а среди девушек 45% (ф * ем. = 2,37; р <0,01). То есть стереотипным является представление о наличии в творческих мужчин одежды для каких — либо жизненных ситуаций (и повседневный, и спортивный, и парадный, и офисный), но юноши в большей степени, чем девушки поддерживают это мнение.скачанные файлы
75% мужчин и 55% женщин считают, что творческие мужчины имеют свое нестандартное видение социальных норм. Таким образом можем предположить, что юноши и девушки указывают на определенный креативный ресурс, который проявляется и в поведении. То есть определенные правила или инструкции творческие мужчины, несмотря на их однозначная формулировка, будут воспринимать иначе, видя определенные несовершенства и стараюсь компенсировать их.
Среди всех опрошенных 45% юношей видят адекватность в действиях творческих мужчин, в то время как 45% девушек расценивают поведение творческих мужчин как вызывающую восхищение и заставляет задуматься над собственной. О существенные различия это не свидетельствует, однако интересно более глубокий женский взгляд, который раскрывает образ не только благодаря понятию «нормы», но и через понятие «эталона», то есть образца образцовой поведения, к которому должны стремиться все люди.
Анализ результатов показал, что 60% мужчин и 40% женщин (большая часть опрошенных в обеих группах) уверены в том, что в творческий человек на неудачу реагирует достойно, готов к самосовершенствованию или поиска новых целей. Так что мы имеем дело со стереотипом, то есть, для юношей и девушек шаблонным является представление о постоянной готовности творческих людей к изменениям в себе и о том, что они, опираясь на собственную гордость, стараются не давать никому, не при каких обстоятельствах унижать себя.
Мы обнаружили, что 50% юношей склонны считать, что творческие мужчины легко находят выход в стрессовых ситуациях, в то время как эту же ответ выбрала лишь четверть (25%) женщин (ф * ем. = 1,67; р <0 , 05), ведь они предпочитают другому варианту, а именно «творческая личность проявляет бурную эмоциональную реакцию» (65% девушек). Так что для юношей стереотипным является представление об устойчивости, стойкость и легкость в поведении творческих мужчин, помогает им быстро реагировать на жизненные трудности и эффективно их решать, в отношении девушек, видим противоположное мнение. Они склонны считать, что творческие мужчины очень эмоциональны, и прежде всего, будут бурно реагировать, чем заниматься поиском выхода из стрессовой ситуации.
65% юношей и 65% девушек считают, что успех вдохновляет на новую работу. Обнаружили стереотип: творческий человек — человек, для которого удачное завершение определенного дела, или реализация определенных планов становится стимулом, и источником новых идей для начала других дел.
Анализ позволяет нам выделить следующие тенденции. Девушки, в отличие от юношей, считают творческого человека ригидным (ИЭМ. = 2,21; р <0,05) и более уверены в том, что он лишен чувства юмора, чем мужчины (ИЭМ. = 2,48, при р <0,05). То есть мы видим, что женщины оценивают творческого человека как постоянную в своих мыслях, поступках, привычках и других проявлениях личность, достаточно серьезную, или лишенного чувства юмора, а следовательно можем предположить (учитывая исследования, доказывающие существование связи чувства юмора с интеллектом) , что и недалекого. Можно найти подтверждение этой гипотезы, если выделить те черты характера, которые девушки считают в первую очередь присущими творческом мужу: хаотичность (сред. Значение
— 63,1), безответственность (сред. Значение — 47,35), растерянность (сред. Значение — 40,6). Для сравнения рассмотрим ответы мужчин: хаотичность (сред. Значение — 50,65), устойчивость (сред. Значение — 45,85), альтруистичнисть (сред. Значение — 40,8), безответственность (сред. Значение — 40,45).
Вторая половина, разработанной нами анкеты, посвященная вопросам о творческой женщину. Блоки и показатели будут те же, то же перейдем непосредственно к описанию результатов.
В обеих группах респондентов наиболее распространенным критерием была выбрана наличие внешних ориентиров (например, шарф, берет, подвеска в виде музыкального инструмента и т.д.). В этом случае доля юношей составляла 65%, а девушек — 55%. То есть, общим является стереотипное представление о том, что творческие женщины используют определенные аксессуары, которые являются «намеком» на их творческую принадлежность.
40% юношей уверены в том, что окружающие люди уважают творческих женщин, остальные 40% в этой же группе считают, что — другие завидуют, в то время, когда среди девушек (55% опрошенных) более распространена первый ответ (уважают). А значит, мы обнаружили стереотип: и молодые женщины, и мужчины склонны считать, что родные, близкие, знакомые и просто прохожие — все без исключения, — способны действительно оценить талантливость творческой женщины, а значит воспринимать ее во всем многообразии проявлений, такой, какой он есть, не пытаясь при этом, что-нибудь в ней изменить.
В обеих группах (55% женщин и 75% мужчин) распространено мнение, что творческие женщины всегда заметны в толпе, ведь стремятся внешне подчеркивать выбор творческого пути.
50% юношей отметили, что творческие женщины аккуратные, а потому всегда привлекательны, стремятся нравиться самим себе и другим, а 45% девушек уверены в том, что одежда творческих женщин может быть чистой, однако не выутюженным, или в них может быть не причесанные волосы , а следовательно, имеет легкой степени неряшливый, непрезентабельный вид, что может свидетельствовать о ее неорганизованность, безразличное отношение к себе или к мнению окружающих.
По 75% и юношей, и девушек в каждой группе, считают, что творческие женщины имеют подавляющее большинство одежды ярких цветов. Таким образом можем говорить о существовании определенного общего шаблонного представления. Студенты уверены в том, что творческие женщины выбирают яркие цвета, чтобы привлекать к себе внимание, быть контрастными на фоне повседневности. А одежда — это некий посредник общения, содержащий информацию о личности для социума.
80% девушек и 60% юношей отмечают, что в творческой женщины есть разнообразную одежду для каких — либо жизненных ситуаций (и повседневный, и спортивный, и парадный, и офисный), поэтому внешний вид у нее всегда уместен, эта мысль стереотипным. Однако по критерию углового преобразования Фишера (ф * ем. = 2,60; р <0,01) установлено, что значительно больше доли женщин (5%), доля мужчин (35%), указывает на наличие преимущественно повседневной одежды в гардеробе творческой женщины. То есть по мнению юношей, творческая женщина прежде всего заботится о практичности и комфорт, выбирая то, что ей надеть, а целевое назначение будущей встречи (устроиться на работу, праздник или пляжная вечеринка) не имеет значения. Как следствие, никакие привлекательные части собственного тела, она не подчеркивает, всегда выглядит буднично.
35% юношей творческая женщина имеет свое нестандартное видение социальных норм, а для 45% процентов девушек — она ​​четко и неуклонно придерживается всех правил и инструкций, которые существуют в социальной среде.
Среди всех опрошенных 45% юношей и 50% девушек видят адекватность в действиях творческих женщин.
Анализ результатов показал, что 60% женщин и 45% мужчин (большая часть опрошенных в обеих группах) уверены в том, что творческая женщина в случае неудачи будет скорее всего устраивать истерику. Таким образом, получаем стереотипное представление юношей и девушек по эмоциональной несдержанности творческих женщин.
Мы видим, что 60% юношей и 60% девушек склонны считать, что творческая личность проявляет бурную эмоциональную реакцию. Итак стереотипным является представление о несостоятельности творческих женщин овладевать собственные чувства и эмоциональные состояния, абстрагироваться и эффективно преодолевать любые стрессовые ситуации.
В обеих группах равноправными есть два мнения: первое (ее поддерживают 45% юношей и 45% девушек) — творческая женщина — это человек, для которого удачное завершение определенного дела, или реализация определенных планов становится стимулом, и источником новых идей для начала других дел, а вторая же более отрицательная (ее так же поддерживают 45% юношей и 45% девушек) — творческая женщина, достигшая определенных успехов, становится капризной, требовательной, то есть даже небольшие «победы» портят, развращают ее, способствуют появлению избыточности, и неоправданной превосходства .
Анализ позволяет нам выделить следующие тенденции. Значительно большая часть юношей, чем девушек считает творческую женщину рациональной (ИЭМ. = 2,26; р <0,05). То есть стереотипным для мужчин мнение о том, что творческие женщины рассудительны, перед принятием решений пытаются «взвесить все за и против», и прежде всего пытаются спрогнозировать последствия. Кроме рациональности юноши видят таких личностей устойчивыми (сред. Значение — 52,15) и лишенными чувства юмора (сред. Значение — 40,05).
В группе женщин обнаружен другой шаблонное представление. Подавляющее их большинство по сравнению с мужской группой считают творческих женщин некритичными, то есть не способными адекватно и беспристрастно оценивать себя, продукты собственной деятельности, других и т.д., кроме того они трудно, болезненно воспринимают критику. Также девушки видят творческих женщин хаотичными (сред. Значение — 52), безответственными (сред. Значение — 47,15), растерянными (сред. Значение — 45,2), лишенными чувства юмора (сред. Значение — 43,8) и замкнутой (сред. значение — 41.25).
На основе анализа источников, можем сделать вывод об особенностях взглядов различных ученых на природу творчества. Некоторые из них отмечают, что творческие личности — больные люди и все, что они создают происходит в моменты обострения симптоматики, некоторые же наоборот придерживаются мнения, что творческие личности более адаптивны, им легче находить выход в сложных жизненных ситуациях, однако все эти ученые указывают на то, что от природы люди наделены одинаковыми задатками, но с последующим становлением личности, с появлением определенных интересов и мотивов происходит неравномерность их развития. Таким образом появляются выдающиеся математики, музыканты, художники, артисты и т. Наши способности — это в определенной степени то, чем мы уделяли больше внимания. В современном обществе становится все труднее избавиться стереотипного накопления, которое транслируется с первых дней нашей жизни. Поэтому и появляется определенная предвзятость мнений относительно творческих личностей. Мы легко поддаемся первому впечатлению и поэтому часто дискриминируем других людей.
images (2)Во время нашего исследования мы обнаружили некоторые различия в восприятии творческих личностей. Юноши считают творческого человека адекватным и способным находить выход из любых ситуаций, альтруистическим и устойчивым, однако хаотичным и безответственным. Женщины же соглашаются с последними двумя позициями (хаотичность и безответственность) и кроме них добавляют образцовое поведение, эмоциональную несдержанность, ригидность и отсутствие чувства юмора. Также, по мнению обеих групп студентов творческие мужчины используют определенные внешние ориентиры (шарф, берет, подвеска в виде гитары), которые являются «намеком» на их творческую принадлежность, имеют разнообразную одежду, однако они не обязательно заметны в толпе, это скорее зависит от индивидуальных особенностей личности, легкой степени неряшливый, непрезентабельный. Окружающие уважают их. Творческие мужчины склонны приспосабливаться под те ценности и взгляды, господствующие в определенном творческом направлении, и это отражается не только на их внутренних, личностных позициях, но и во внешности, имеют нестандартное видение социальных норм, всегда готовы к изменениям в себе, а достижение успеха вдохновляет их на новую работу.
Для мужчин творческая женщина — это ухоженная а потому всегда привлекательна, предпочитает повседневной одежды.
Характеризуя поведение, группа юношей придерживается мнения, что такая личность имеет свое нестандартное видение социальных норм. Кроме того они рациональны и лишены чувства юмора. Девушки уверены в том, что одежда творческих женщин может быть чистой, однако не выутюженным, или в них может быть не причесанные волосы, а следовательно. Относительно поведения, студентки считают, что такие личности четко и неуклонно соблюдают правила, которые диктует социальную среду.

Читайте также  Критерии готовности будущих учителей начальных школы

Похожее ...

Добавить комментарий