Понятия эффективного руководителя учебного заведения

Понятия эффективного руководителя учебного заведения

Понятия эффективного руководителя учебного заведения

Понятия эффективного руководителя учебного заведения

Управленческая деятельность руководителя учебного заведения определяется как профессиональная. Ее особенности, определяются спецификой учебного заведения, а именно: педагогической направленностью управленческой деятельности; огромной социальной ответственностью, поскольку главной «продукцией» управления являются люди; высокой степенью открытости управляемой системы, что проявляется в наличии непосредственного влияния на образовательное учреждение родителей и социальной среды; разновозрастным контингентом коллектива и воспитанников, необходимостью сотрудничества взрослых с детьми; коммуникативным характером управленческой деятельности и возможностью влиять на педагогов и детей не столько авторитарно, сколько своей личностью и примером.

Учитывая вышесказанное, эффективные руководители обнаруживают различные личностные качества и в разной степени, зависит от специфики их деятельности в определенном учебном заведении. Поэтому, оценивая степень эффективности управленческой деятельности, следует принимать во внимание не личностные качества руководителя, а содержание его управленческой концепции и, прежде всего, стратегические замыслы; экономические показатели; проблемы, возникающие при реализации стратегии; причины возникновения проблем; управленческие средства устранения причин; функциональные единицы, реализующие эти средства; информацию о состоянии деятельности.

Каждый руководитель — это неповторимая личность

Итак, в ходе изучения опыта отдельных руководителей школ необходимо учитывать уровень их знаний по теории управления школой и наличие умений в использовании ее положений в школьной практике. Кроме этого, существует необходимость постоянного обобщения введенных приемов управленческого воздействия с целью оценки их эффективности.

Читайте также  Инновационная инфраструктура высших учебных заведений

В указанном контексте важное значение имеет концепция Кричевского, который рассматривает управленческую деятельность директора как систему отношений и выделяет:

— социально-психологические отношения, фиксирующие внимание на роли руководителя в системе социальных, общественных отношений;
— когнитивные отношения, фиксирующие влияние знаний, информации на профессиональное поведение руководителя;
— межличностные (деловые) отношения, которые отражают систему взаимоотношений с подчиненными, коллективом в целом и с руководством на уровне региона;
— отношение к деятельности, к самому процессу управления учебным заведением;
— отношение руководителя к самому себе как уровень развития рефлексии, самооценки, саморегуляции.

Зарубежные исследователи, связывают эффективную деятельность руководителя учебного заведения с наличием у него инновационного управленческого мышления, предусматривает:

— человеческую направленность; усиления социальной окраски;
— уважение и доверие к человеку;
— гуманизацию управленческого мышления;
— отношение к работнику как к целостной личности;
— усиления горизонтальных связей и ослабление вертикальных структур;
— сближение цели фирмы с целью и мотивами работника;
— развитие малых групп;
— предоставление контроля качества непосредственно исполнителям;
— усиления системности управленческого мышления (менять нужно всю структуру, а не отдельные компоненты) гибкость, безинерционность, поощрения —
оригинальных решений;
— реконструкцию управления, опережает реконструкцию производства.

Читайте также  Инновационные заведения в дошкольном образовании

Исследователи проблем эффективного управления современной школой считают, что руководитель должен сочетать черты менеджера и лидера. Менеджеры способны, главным образом, оптимизировать ситуацию, которая уже сложилась; для осуществления радикальных изменений в управляемой системе нужны качества лидера (стратегическое мышление, наличие собственных идей). Более того, школе в режиме развития нужен не просто лидер, а лидер-реформатор.

Итак, в определении понятия эффективного руководителя учеными не достигнуто единого мнения. Поскольку многоаспектность личности руководителя и его деятельности невозможно ограничить и четко структурировать, благодаря стараниям научного анализа установлено наличие разнообразных подходов к разработке теоретической модели развития личности и эффективности управленческой деятельности руководителя.

Похожее ...

Добавить комментарий