Профессиональная компетентность будущих учителей технологии

professionalnaya-kompetentnost-budushhih-uchiteley-tehnologii

Профессиональная компетентность будущих учителей технологии

Степень профессиональной компетентности связан с формированием на основе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, позволяющих ей наиболее полно реализовать себя в конкретных видах технологической деятельности.

Подготовка школьников к урокам технологии начинается еще детском саду, на занятия труда, например изготовление детских поделок осенью.

Отметим, что, несмотря на ряд исследований, компетентность и сегодня остается объектом научных дискуссий. Анализ научно-теоретических источников указывает на различные подходы ученых относительно понятия «компетентность» — владение знаниями, позволяющими судить о чем-либо:

— Осведомленность, эрудированность;

— Работа рабочего по конкретной профессиональной деятельности и профессиональной среды, в которой он действует, интегрированных в способность эффективной реализации в практической деятельности своей профессиональной квалификации и опыта.

Характеризуя компетентность, важно учитывать следующие компоненты: самомотивация, ценностные ориентации, деловые качества, восприятия и установки относительно роли человека в структуре общества.

Критерием качества подготовки выпускников высших учебных заведений выступает профессиональная компетентность. В научных трудах современных исследователей представлены специфика, структура, содержание и пути формирования профессиональной компетентности. Среди характерных особенностей профессиональной компетентности ученые выделяют:

— Готовность человека к профессиональной деятельности, личные качества, стремление к новому, творческому осмыслению своей работы;

— Совокупность инженерно-педагогических знаний, индивидуальный опыт, педагогическое мастерство; готовность к постоянному повышению своей квалификации, мобильность профессиональных функций;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Особенности проявления личностной агрессии у педагогов

— Сложные индивидуально-психологические образования на основе теоретических знаний, практических умений, значимых личностных качеств и опыта, обусловливающие готовность педагога к выполнению педагогической деятельности и обеспечивают высокий уровень ее самоорганизации;

— Профессиональные базовые знания и умения специалиста, его ценностные ориентации, понимание себя и своего профессионального поля, стиль профессиональных взаимоотношений, общая культура и способность к развитию своего творческого потенциала;

— Способность выбирать оптимальные решения, аргументировано возражать некорректные решения, обладать критическим мышлением, постоянно обновлять знания;

— Форму выполнения собственной деятельности, обусловлена глубокими знаниями свойств предметов, превращаются (человек, группа, коллектив), свободным владением содержанием собственного труда, а также соответствием этой работы профессионально важным качествам учителя.

Итак, профессиональная компетентность личности является сложным системным образованием, основными элементами которой являются: подсистема профессиональных знаний как логическая системная информация об окружающем и внутреннем мире человека, зафиксированная в его сознании; подсистема профессиональных умений как психических образований, которые заключаются в усвоении человеком способов и техник профессиональной деятельности; подсистема профессиональных навыков — действия, сформированные в процессе повторения определенных операций и доведены до автоматизма; подсистема профессиональных позиций как совокупности сложившихся установок и ориентаций, отношения и оценок внутреннего и окружающего опыта, реальности и перспектив, а также домогательств, которые определяют характер профессиональной деятельности и поведения специалиста; подсистема индивидуально-психологических особенностей специалиста — сочетание различных структурно функциональных компонентов психики, которые определяют индивидуальность, стиль профессиональной деятельности, поведения и оказываются в профессиональных качествах личности; подсистема акмеологических инвариантов — внутренних возбудителей, которые обусловливают потребность специалиста в постоянном саморазвитии, творчества и самосовершенствовании.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Критерии готовности будущих учителей начальных школы

Итак, профессиональная компетентность — основа профессионально-творческой деятельности учителя, фактор развития его творческого потенциала.

Нами определено, что для достижения высокой профессиональной компетентности будущим учителем технологии необходимо тесная взаимосвязь между приобретенными ими фундаментальными и профессиональными знаниями. Решение этой проблемы происходит по двум основным направлениям: один отражает тенденцию к «фундаментализации» учебного предмета (это прежде всего касается специальных технических дисциплин, в которых необходимо усилить связи с естественно-научными, экономическими и другими отраслями знаний), второй отражает тенденцию к « профессионализации »учебного предмета (то есть, речь идет о приспособлении общенаучных дисциплин к профессиональным задач будущего учителя технологии).

Таким образом, формирование профессиональной графической компетентности учителя технологии заключается в том, чтобы не только научить его выполнять свои профессиональные функции, но и привить ему системный подход к анализу проблемных ситуаций и умение на основе этого анализа принимать оптимальные решения, которые бы учитывали содержание и структуру его профессиональной деятельности.

Похожее ...

Добавить комментарий