Психологические условия развития социально-перцептивного умений студентов — будущих практических психологов

5298242

умения будущих психологов

В условиях практической деятельности психолог является одновременно объектом и субъектом социальной перцепции: строя взаимодействие с другими, он должен учитывать не только свои потребности, мотивы, установки, экспектации, но и тех людей, с которыми он сотрудничает. Умение эффективно взаимодействовать с участниками профессионального процесса обеспечивают социально-перцептивные свойства личности психолога.
Практика показывает, что квалифицированный специалист — практический психолог, имеет иметь определенные оптимальные показатели социальной перцепции, способствующих совершению диалогического взаимодействия в профессиональной деятельности, обеспечивающих социально-психологическую и профессиональную адаптацию личности. Психолог имеет как бы «проникать» в личность другого, ставить себя на его место, не только понять, но и как бы и «чувствовать». Так как общение — это все, что происходит между людьми, — этот феномен непросто объяснить, не исследовав его социально-перцептивный аспект.
Социальная перцепция в практической деятельности психолога выполняет перцептивную, прогностическую, диагностическую, гностическую, ориентировочную, оценочную, регулятивную, когнитивную, сравнительную, информационную, мотивационную, содержательно-смысловую, коммуникативную, организационную и другие. Исследователи определяют обусловленность социальной перцепции личности многими факторами, в том числе системой реальных социальных отношений в значимых для личности группах и соответствующей подготовкой к профессиональной деятельности. При этом специфика профессионального восприятия психологом субъекта взаимодействия детерминируется его психологической и социально-перцептивной готовностью к восприятию субъекта.
По мнению учёных, социально — перцептивный процесс реализуется в широком спектре различных содержательных и динамических характеристик социальной перцепции: точность, ригидность, стереотипность, полнота, гибкость и т.д.. Именно они определяют результат социальной перцепции — индивидуальные особенности перцептивного образа клиента как центрального элемента структуры перцептивного процесса. Выделяют также ряд объективных и субъективных факторов — детерминант социальной перцепции.
Исследования студентов 4 курса направления подготовки «Психология» показали, что в условиях эффективности профессионального взаимодействия психолога они отнесли: глубокие профессиональные знания (89%); соблюдение морально-этических норм (93%); способность практически решать задачи, доводить дело до конца (75%); адекватность самооценки и уровня притязаний (79%); умение общаться беспристрастно (68%); уважительное отношение к профессиональным обязанностям (95%); высокий общекультурный уровень, эрудиция (66%);
умение выступать перед аудиторией (65%); умение убеждать, способность вызывать симпатию (56%). К тому же 35% респондентов добавили такие характеристики как самоуверенность, требовательность, критичность, терпимость к ошибкам коллег, гибкость, доверчивость, уступчивость, послушание, независимость, приветливость, «умный» конформизм, способность к взаимопомощи, доброжелательность, отзывчивость, бескорыстие, стремление заботиться о других и тому подобное. Они обратили также внимание на внешность, опрятность, здоровый образ жизни психолога. Итак, к условиям эффективности профессионального взаимодействия студенты отнесли преимущественно социально-перцептивные свойства личности. Эти параметры, по мнению многих исследователей, и являются основными в процессе формирования общего представления о человеке во время социальной перцепции.
Каким образом будущий специалист должен получить оптимально развитых социально-перцептивных характеристик? По мнению некоторых учёных, социальная среда как создан личностью образ окружения может рассматриваться как один из ведущих факторов, опосредующие и систему перцептивных процессов в группе, и комплекс индивидуальных социально-перцептивных способностей личности.
Исходя из этого, есть необходимость развития в будущих психологов социально-перцептивной готовности к профессиональной деятельности, что позволит осуществлять эффективный психологическое воздействие на других. При разработке программы обучения в системе подготовки специалиста необходимо учитывать тот факт, что обучая будущих практических психологов основам эффективного взаимодействия, способности проникать в личный мир другого, основным подходом должно быть развитие механизмов социальной перцепции на основе учета их индивидуально-психологических особенностей. Для отработки умений и развития социально перцептивных способностей может быть уместной программа развития личностной и профессиональной зрелости, индивидуальной «когнитивной сложности», социально-перцептивный тренинг, тренинг профессионального самосознания, четкость сформированности понятийного аппарата для изучения особенностей опережающего отражения действительности и раскрытие динамики профессиональной деятельности и т.д..

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Особенности проявления личностной агрессии у педагогов

Похожее ...

Добавить комментарий