Содержание и структура эстетической культуры будущего учителя музыки

Содержание и структура эстетической культуры будущего учителя музыки

Содержание и структура эстетической культуры будущего учителя музыки

Содержание и структура эстетической культуры будущего учителя музыки

Культурное развитие выступает одной из характеристик человеческой личности, как качество, присущее конкретному человеку, и как способ построения жизни. Составляющей культуры является искусство, передает и «программирует» личностно-эмоциональное отношение к миру. Овладение искусством создают условия, благодаря которым индивид может открыть новые смыслы, овладеть своими чувствами способностью воспринимать перспективу неограниченного развития идей. Отношение к искусству — суть характеристики человека свидетельство уровня эстетического, связанное с искусством и деятельностью, основанной на творении и восприятии. Эстетическая культура человека состоит в зависимости от степени и характера освоения ею произведений искусства или художественных ценностей.

В эстетической культурой личности понимают степень освоения эстетической культуры общества и степень творческой ее самоотдачи в области эстетической деятельности. Близким к этому является понимание эстетической культуры как совокупность качеств эстетической деятельности и сознания личности, раскрывает мере освоения им эстетической культуры общества, а также творческой деятельности в области искусства.

Особый интерес представляют теоретические рассуждения, в которых подчеркивается оценочный элемент эстетической культуры

Тогда эстетическая культура личности выступает как система художественно-духовных взглядов и ценностей, которые стали основой оценок и отношений человека к жизни, произведений искусства.

Ряд авторов уделяет эмоциональным характеристикам эстетического отношения к действительности, считая, что эстетическая культура — это способность человека к эмоционально-оценочного восприятия прекрасного в природе, искусстве, действительности.

Понятие культуры индивида не сводится к сумме его знаний, убеждений, умений, способностей, хотя они и являются характеристиками культурного развития человека. «Личностная культура — это обобщенная оценка содержательного наполнения жизнедеятельности объекта, стиля и образа его жизни».

Предлагается определить эстетическую культуру как «систему взаимосвязанных элементов, включающих в себя сущность способности человека чувствовать, воспринимать, эмоционально переживать, наслаждаться и оценивать прекрасное и безобразное, возвышенное и низкое, трагическое и комическое в природе, обществе и в самом человеке и способность к творчеству по законам красоты, направленную на создание ценностей, удовлетворяющих потребности общества в прекрасном и достижении общественного идеала красоты.

Читайте также  Взаимодействия студенческой молодежи и преподавателей

Анализ научной литературы по эстетическим вопросам свидетельствует, что различные определения эстетической культуры отличаются не столько противоположностью, сколько полнотой охвата характеристик эстетической культуры. В одних работах предпочтение отдается эмоционально-оценочном отношению, другие авторы уделяют внимание эстетическому мышлению, а в ряде исследований прослеживается именно творческий характер эстетической культуры. Принимая во внимание различные подходы и учитывая различные стороны определения эстетической культуры предлагаем понимание этого феномена следующим образом: «эстетическая культура представляет собой интегрированную качество личности, является основой способности ее к восприятию и оценке прекрасного, безобразного, высокого и низкого, трагического и комического в действительности, а также к ее преобразования «по законам красоты».

В основу структурных компонентов эстетической культуры положен принцип целостного сочетания

Среди их разнообразия, которые охватывают понятие эстетической культуры как систему, выступают следующие: мотивационно-потребностной, эмоционально-чувственный, когнитивно-рациональный, творческо-деятельностный и оценочно-ориентационной.

Основой мотивационно-потребностной компонента эстетической культуры личности является выявление осознанной необходимости в общении с прекрасным в жизни, стремление личности к познанию эстетических ценностей, целенаправленное желание к их внедрению. Постижения ценностей искусства вне развитыми эстетическими потребностями превращается в тягостную работу. Цель уроков музыки в школе заключается не столько в том, чтобы научить малышей, а в том, чтобы захватить их этим прекрасным искусством.

Эмоционально-чувственный компонент эстетической культуры предполагает способность личности к переживанию красоты окружающей действительности и искусства, прекрасного в самой человека. от глубины эстетических эмоций зависит степень проникновения в суть эстетического явления. Именно эстетическая «тональность» определяет широкое разнообразие эстетических реакций индивида — от разочарования и отвращения к захвату и наслаждения. Музыка в наибольшей степени «вырастает» из чувства, эмоций, душевного состояния композитора.

soderzhanie-i-struktura-esteticheskoy-kultury-budushchego-uchitelya-muzyki-01

Основу когнитивно-рационального компонента составляют эстетические знания, взгляды, эстетический кругозор человека, теоретическое мышление. В музыкальной деятельности, основу которой составляет эмоционально-субъективное начало, рациональные подходы также занимают определенное место. Например проследим за ходом эмоционального и рационального подходов в работе музыканта над музыкальным произведением. Единство их оказывается на всех стадиях изучения произведения. Например, в начале, когда перед исполнителем стоит задача охватить произведение в целом, эстетическое восприятие. Опираясь на интонационную природу музыки, будет «выстраивать» общую образно эмоциональную картину произведения. А теоретическое мышление исследовать свой круг вопросов в области формы, структуры, логики развития образе и т.д. Слияние эмоционального и рационального является характерным примером в музыкально-педагогической практике. Результатом ее является эстетическая компетентность, эрудированность в области искусства, информативность в эстетических вопросах.

Читайте также  Мотивации достижения успеха педагогом в дошкольном учебном заведении

Оценочно-ориентационной компонент полно можно охарактеризовать как динамику взаимодействия эстетического идеала и эстетического вкуса человека

Под эстетическим идеалом понимают представление о типе, вроде, модель эстетического совершенства. эстетического вкуса является интегральным выражением эстетической воспитанности. А также художественной образованности, проявлением избирательности эстетического восприятия. Эстетический вкус проявляется в умении регулировать свое поведение и поступки. Будучи самым насыщенным элементом существенной сферы, эстетического сознания, эстетический вкус в то же время выступает как полноценный представитель ее интеллектуальной части. Эстетический идеал выступает эталоном эстетической ценности, а эстетический вкус есть способность к непосредственной реакции на эстетическую ценность. Сопоставление вкуса с эстетическим идеалом является двигателем эстетического оценивания, фактором направления ориентации человека в системе художественного освоения мира.

Творческо-деятельностный компонент должен быть особенно характерным для эстетической культуре педагога. Творчество пронизывает педагогическую деятельность учителя. Готовность к творческому переноса по «законам красоты» накопленные эстетические впечатления, оценки, образно-выразительные структуры в собственную профессиональную деятельность. В межличностные отношения с людьми в мироощущение и творческие увлечения. Досуг — необменная составляющая эстетической культуры личности.

Выделяя компоненты эстетической культуры необходимо подчеркнуть ее специфику, которая заключается в том, что деление ее на отдельные элементы носит условный характер. И если с целью научного исследования эстетическая культура делится на компоненты, в ее непосредственных проявлениях все компоненты взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Органическую взаимосвязь и взаимовлияние компонентов эстетической культуры обусловливают ее целостность как определенной личностной качества.

Похожее ...

Добавить комментарий