Содержание и структура эстетической культуры будущего учителя музыки

Содержание и структура эстетической культуры будущего учителя музыки

Содержание и структура эстетической культуры будущего учителя музыки

Содержание и структура эстетической культуры будущего учителя музыки

Культурное развитие выступает одной из характеристик человеческой личности, как качество, присущее конкретному человеку, и как способ построения жизни. Составляющей культуры является искусство, передает и «программирует» личностно-эмоциональное отношение к миру. Овладение искусством создают условия, благодаря которым индивид может открыть новые смыслы, овладеть своими чувствами способностью воспринимать перспективу неограниченного развития идей. Отношение к искусству — суть характеристики человека свидетельство уровня эстетического, связанное с искусством и деятельностью, основанной на творении и восприятии. Эстетическая культура человека состоит в зависимости от степени и характера освоения ею произведений искусства или художественных ценностей.

В эстетической культурой личности понимают степень освоения эстетической культуры общества и степень творческой ее самоотдачи в области эстетической деятельности. Близким к этому является понимание эстетической культуры как совокупность качеств эстетической деятельности и сознания личности, раскрывает мере освоения им эстетической культуры общества, а также творческой деятельности в области искусства.

Особый интерес представляют теоретические рассуждения, в которых подчеркивается оценочный элемент эстетической культуры

Тогда эстетическая культура личности выступает как система художественно-духовных взглядов и ценностей, которые стали основой оценок и отношений человека к жизни, произведений искусства.

Ряд авторов уделяет эмоциональным характеристикам эстетического отношения к действительности, считая, что эстетическая культура — это способность человека к эмоционально-оценочного восприятия прекрасного в природе, искусстве, действительности.

Понятие культуры индивида не сводится к сумме его знаний, убеждений, умений, способностей, хотя они и являются характеристиками культурного развития человека. «Личностная культура — это обобщенная оценка содержательного наполнения жизнедеятельности объекта, стиля и образа его жизни».

Предлагается определить эстетическую культуру как «систему взаимосвязанных элементов, включающих в себя сущность способности человека чувствовать, воспринимать, эмоционально переживать, наслаждаться и оценивать прекрасное и безобразное, возвышенное и низкое, трагическое и комическое в природе, обществе и в самом человеке и способность к творчеству по законам красоты, направленную на создание ценностей, удовлетворяющих потребности общества в прекрасном и достижении общественного идеала красоты.

Читайте также  Инновационность личности будущего учителя

Анализ научной литературы по эстетическим вопросам свидетельствует, что различные определения эстетической культуры отличаются не столько противоположностью, сколько полнотой охвата характеристик эстетической культуры. В одних работах предпочтение отдается эмоционально-оценочном отношению, другие авторы уделяют внимание эстетическому мышлению, а в ряде исследований прослеживается именно творческий характер эстетической культуры. Принимая во внимание различные подходы и учитывая различные стороны определения эстетической культуры предлагаем понимание этого феномена следующим образом: «эстетическая культура представляет собой интегрированную качество личности, является основой способности ее к восприятию и оценке прекрасного, безобразного, высокого и низкого, трагического и комического в действительности, а также к ее преобразования «по законам красоты».

В основу структурных компонентов эстетической культуры положен принцип целостного сочетания

Среди их разнообразия, которые охватывают понятие эстетической культуры как систему, выступают следующие: мотивационно-потребностной, эмоционально-чувственный, когнитивно-рациональный, творческо-деятельностный и оценочно-ориентационной.

Основой мотивационно-потребностной компонента эстетической культуры личности является выявление осознанной необходимости в общении с прекрасным в жизни, стремление личности к познанию эстетических ценностей, целенаправленное желание к их внедрению. Постижения ценностей искусства вне развитыми эстетическими потребностями превращается в тягостную работу. Цель уроков музыки в школе заключается не столько в том, чтобы научить малышей, а в том, чтобы захватить их этим прекрасным искусством.

Эмоционально-чувственный компонент эстетической культуры предполагает способность личности к переживанию красоты окружающей действительности и искусства, прекрасного в самой человека. от глубины эстетических эмоций зависит степень проникновения в суть эстетического явления. Именно эстетическая «тональность» определяет широкое разнообразие эстетических реакций индивида — от разочарования и отвращения к захвату и наслаждения. Музыка в наибольшей степени «вырастает» из чувства, эмоций, душевного состояния композитора.

soderzhanie-i-struktura-esteticheskoy-kultury-budushchego-uchitelya-muzyki-01

Основу когнитивно-рационального компонента составляют эстетические знания, взгляды, эстетический кругозор человека, теоретическое мышление. В музыкальной деятельности, основу которой составляет эмоционально-субъективное начало, рациональные подходы также занимают определенное место. Например проследим за ходом эмоционального и рационального подходов в работе музыканта над музыкальным произведением. Единство их оказывается на всех стадиях изучения произведения. Например, в начале, когда перед исполнителем стоит задача охватить произведение в целом, эстетическое восприятие. Опираясь на интонационную природу музыки, будет «выстраивать» общую образно эмоциональную картину произведения. А теоретическое мышление исследовать свой круг вопросов в области формы, структуры, логики развития образе и т.д. Слияние эмоционального и рационального является характерным примером в музыкально-педагогической практике. Результатом ее является эстетическая компетентность, эрудированность в области искусства, информативность в эстетических вопросах.

Читайте также  Подготовка будущих психологов

Оценочно-ориентационной компонент полно можно охарактеризовать как динамику взаимодействия эстетического идеала и эстетического вкуса человека

Под эстетическим идеалом понимают представление о типе, вроде, модель эстетического совершенства. эстетического вкуса является интегральным выражением эстетической воспитанности. А также художественной образованности, проявлением избирательности эстетического восприятия. Эстетический вкус проявляется в умении регулировать свое поведение и поступки. Будучи самым насыщенным элементом существенной сферы, эстетического сознания, эстетический вкус в то же время выступает как полноценный представитель ее интеллектуальной части. Эстетический идеал выступает эталоном эстетической ценности, а эстетический вкус есть способность к непосредственной реакции на эстетическую ценность. Сопоставление вкуса с эстетическим идеалом является двигателем эстетического оценивания, фактором направления ориентации человека в системе художественного освоения мира.

Творческо-деятельностный компонент должен быть особенно характерным для эстетической культуре педагога. Творчество пронизывает педагогическую деятельность учителя. Готовность к творческому переноса по «законам красоты» накопленные эстетические впечатления, оценки, образно-выразительные структуры в собственную профессиональную деятельность. В межличностные отношения с людьми в мироощущение и творческие увлечения. Досуг — необменная составляющая эстетической культуры личности.

Выделяя компоненты эстетической культуры необходимо подчеркнуть ее специфику, которая заключается в том, что деление ее на отдельные элементы носит условный характер. И если с целью научного исследования эстетическая культура делится на компоненты, в ее непосредственных проявлениях все компоненты взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Органическую взаимосвязь и взаимовлияние компонентов эстетической культуры обусловливают ее целостность как определенной личностной качества.

Похожее ...

Добавить комментарий