Современные педагогические теории воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Современные педагогические теории Трансформация учения Коменского

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные понятия педагогики, базовые категории дидактики. Цели и задачи преподавания, логика и структура обучения. Взаимосвязь обучения, методов образования и воспитания. Четыре уровня обучения В.П. Беспалько. Логико-дидактическая структура психологии.

    презентация , добавлен 16.02.2015

    Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор педагогических методов воспитания. Методы организации деятельности. Актуальность воспитания с учетом педагогики и современного общества.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2007

    Сущность обучения и воспитания как главного объекта изучения педагогики. Формы обучения и воспитания как предмет изучения педагогики. Образование как реальный целостный педагогический процесс. Воспитание и обучение как способы педагогического процесса.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2012

    Цель гуманной педагогики, средства авторитарного воспитания. Постулаты гуманного педагогического мышления. Авторитаризм современной педагогики. Допущение как путь создания и развития новых идей. Принципы обучения по Занкову. Проблема воспитания мысли.

    реферат , добавлен 19.06.2012

    Сущность процесса обучения. Цели, функции и специфика обучения. Структура процесса обучения, характеристика структурных компонентов. Методы обучения, их классификация. Формы организации обучения.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2005

    Дидиктика как отрасль педагогики, исследующая научные основы обучения и образования. Комплексная система принципов современной дидактики. Развитие способов и методов обучения, проблемы их классификации. Формы организации современного школьного обучения.

    реферат , добавлен 20.10.2009

    История развития и становления методов обучения. Понятие и сущность процесса обучения, его задачи. Особенности традиционного обучения. Основные представления об обучении в аспекте программированного подхода. Принципы воспитания и их характеристика.


    До 1950-х годов образование в советской педагогике рассматривалось как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности, а в 1960-х - уже как процесс и результат этой деятельности. Такая же содержательная трактовка этого понятия отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании». Образование определено как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государством уровня (образовательного ценза), что удостоверяется соответствующими документами.
    Образование как процесс движения к заданной цели обучения характеризуется субъектно-объектными действиями преподавателей и студентов. Образование может рассматриваться как результат государственного, общественного и личностного приобретения всех ценностей, которые возникли в процессе образовательной деятельности и которые значимы для экономического, морального, интеллектуального состояния всех потребителей продукции образовательной сферы.
    Результат образования полиструктурен и включает в себя такие понятия, как грамотность, образованность, профессиональная компетенция, менталитет.
    Классификация принципов традиционного обучения предполагает их разделение на три группы: общие принципы - гуманизация, научность, системность, развитие; принципы, относящиеся к содержанию обучения, - соответствие целей и содержания обучения государственным образовательным стандартам, историзм, целостность, комплектность; дидактические принципы - соответствие дидактического процесса закономерностям учения; ведущая роль теоретических знаний; единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учению; проблемность; соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя; системность и пос
    ледовательность в обучении; доступность; прочность овладения содержанием обучения.
    Анализ процессов в системе открытого образования показывает, что указанных выше хорошо структурированных и вполне обоснованных принципов недостаточно. Это обусловлено существенным изменением фундаментальных представлений о человеке и его развитии при различных системах образования (табл. 1.1).
    Отечественный и зарубежный опыт осуществления открытого образования и проведенные исследования по изучению деятельности образовательных учреждений дистанционного обучения позволили сформулировать специфичные принципы, присущие дидактической (педагогической) системе открытого образования, расширяющие их типовой набор, характерный для традиционного обучения: личностно-ориентированный характер образовательных программ (маркетинговый подход, учет образовательных потребностей обучающихся); практическая направленность содержания и способов совместной деятельности (системность и целостность содержания образования и видов деятельности); активность и самостоятельность обучающихся как основных субъектов образования;
    Таблица 1.1

    Парадигма традиционного классического образования

    Парадигма открытого образования

    Основная цель образования - подготовка подрастающего поколения к жизни и труду
    Человек - простая система
    Знания - из прошлого («школа памяти»)
    Процесс обучения - передача обучаемому известных образцов знаний, умений и навыков
    Обучаемый - объект педагогического воздействия
    Монологические субъектно- объектные отношения преподавателя и обучаемого
    «Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого

    Основная цель образования - обеспечение условий самоопределения и самореализации личности
    Человек - сложная система
    Знания - для будущего («школа мышления»)
    Процесс обучения - созидание обучаемыми образа мира в самом себе путем собственной активной деятельности в обществе
    Обучающийся - субъект познавательной деятельности
    Диалогические субъектно-субъектные отношения преподавателя и обучающегося
    Активная творческая деятельность обучающегося

    Проблемность содержания и диалогический характер взаимодействия в учебном процессе; рефлексивность (осознанность обучающимся содержания и способов деятельности, а главное, собственных личностных изменений); вариативность (разнообразие) образовательных программ - содержание образования должно отражать множество точек зрения на проблему, множество граней ее решения; принцип поддерживающей мотивации; модульно-блочный принцип организации содержания образовательных программ и деятельности обучающихся.
    К настоящему времени все яснее проявляются контуры системы открытого образования, рассматриваемой как рациональное и органичное сочетание всех известных форм получения образования. Учебно-методическая база, образовательно-информационные технологии любого высшего учебного заведения таковы, что они вообще не зависят от того, очная это форма обучения, заочная или дистанционная и т.д. .
    Если знания, весь учебный материал, все его дидактические составляющие оформлены и находятся в формализованном виде (в компьютерах), то все равно, в принципе, куда подать эти знания: то ли в одну аудиторию, то ли на компьютер человеку, находящемуся за пределами города, страны, в мега-аудиторию и т.д. Эти обстоятельства совершенно по-новому влияют на проведение учебной работы. Влияние информационных и телекоммуникационных технологий уже не может рассматриваться только в одних координатах - в использовании в учебном процессе. Принципиально меняется сам учебный процесс, его содержание и организация.
    Составной частью системы открытого образования являются педагогические технологии дистанционного обучения (ДО), прошедшие несколько этапов становления и развития.
    Пер вый этап - ДО, в рамках которого обучение организуется по схеме: «преподаватель - один или несколько обучаемых». Виды средств связи между преподавателем и обучаемыми при этом ограничены: обычная почта, телефон, компьютеры. На этом этапе отсутствуют системность и комплектность в применении дистанционных средств обучения.
    Второй этап - ДО, при котором обучение организуется по схеме: «преподаватель - множество обучаемых». На этом этапе стали увеличиваться и усложняться виды связи, включающие в свой арсенал видео- и аудиокассеты, компьютерные программы, видеолекции и т.д.
    Третий этап - ДО через Всемирную сеть Интернет. Обучение через Интернет стало серьезной альтернативой традиционным формам получения образования.

    В последнее время происходит формирование четвертого (интегрирующего) этапа развития ДО, основанного на комплексной виртуально-тренинговой технологии обучения с применением всех известных форм дистанционного обучения.
    При максимальном использовании информационных технологий в системе открытого дистанционного образования проявляются дополнительные принципы: деятельности - содержание учебных материалов и организация учебного процесса должны выстраиваться вокруг основных видов деятельности обучающегося; формирования поддерживающей дружественной среды; оптимального сочетания «мягких» и «жестких» форм управления познавательной деятельностью обучающегося; личностно-опосредованного взаимодействия; открытости коммуникативного пространства; интерактивности - отражает особенности контактов студентов с преподавателями, а также студентов между собой; индивидуализации - проводится оценка стартовых знаний, входной и текущий контроль; идентификации - проводится контроль самостоятельности обучения; регламентное™ обучения - обеспечивается жесткий контроль и планирование учебного процесса; педагогической целесообразности применения новых информационных технологий; обеспечения открытости и гибкости обучения.
    Реализация указанных принципов приводит к качественным
    изменениям всех элементов педагогической системы открытого образования, которые,заключаются в следующем. Основой содержания образования становятся не логика научного познания, а профессиональные задачи. По этой причине открытое образование позволяет осуществить переход от предметного принципа построения содержания образования к созданию интегрированных учебных курсов, отражающих целостную картину профессиональной деятельности. Меняется характер самого знания. Главным при отборе содержания образования становится критерий «знание - под деятельность».
    В системе открытого образования знания начинают выступать не только в функции онтологии, но и в функции средств для решения конкретаых профессиональных задач. Однако это отнюдь не означает, что в открытом образовании исчезает фундаментальное знание. Оно, естественно, остается, но начинает выстраиваться по другим законам: знание - не впрок, а под реальные потребности и проблемы, возникающие в практической деятельное™. Первостепенное значение приобретают универсальные (методологи
    ческие) знания, позволяющие оценивать и прогнозировать будущее. Изменяются требования к методам и формам организации образования, а следовательно к уровню подготовки преподавателей и их роли в учебном процессе. Ведущими становятся активные индивидуальные и групповые (совместные, коллективные) формы работы с учебным материалом. Меняются тип деятельности и характер взаимоотношений преподавателя и студентов. Студент становится полноценным субъектом деятельности при решении как учебно-профессиональных, так и собственно профессиональных задач, получая при этом необходимую помощь от преподавателя.

    (Цит. по: Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 244с).

    Функции педагогики

    Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение, предсказание явлений действительности, которую она изучает, а также их преобразование.

    Общетеоретическая функция педагогической науки состоит втеоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

    Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованномпредвидении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т.п.). На базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исключительно велика, ибо по своей природе воспитание обращено в будущее.

    Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики состоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания. Управление образовательными структурами.

    Система педагогических наук (Цит.по: Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сы-П24 соева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с).

    I. Общая педагогика - Это базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания и обучения человека, разрабатывающая основы учебно-воспитательного процесса в ОУ всех типов и видов.

    Общая педагогика содержит четыре больших раздела. В последние десятилетия объем материала по этим разделам настолько увеличился, что их стали выделять отдельными самостоятельными научными дисциплинами:

    1. Общие основы педагогики

    2. Теория обучения (дидактика)

    3. Теория воспитания

    4. Управление образовательными системами

    II. Возрастная педагогика – особая группа педагогических наук, изучающая специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп.

    В возрастную педагогику принято включать:

    1. Преддошкольная (ясельная) педагогика

    2. Дошкольная педагогика

    3. Педагогика школы

    4. Педагогика взрослых и андрагогика

    5. Педагогика профессионально – технического образования

    6. Педагогика средних специальных учреждений



    7. Педагогика высших учебных заведений

    III. Специальная педагогика (коррекционная педагогика, дефектология) – наука, исследующая закономерности воспитания и обучения людей с физическими и психическими недостатками. В состав дефектологии входят следующие научные дисциплины:

    1. Сурдопедагогика – наука, изучающая закономерности обучения и воспитания слабослышащих и глухих детей.

    2. Тифлопедагогика - наука, изучающая закономерности обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей.

    3. Олигофренопедагогика - наука, изучающая акономерности обучения и воспитания умственно отсталых детей.

    4. Логопедия – наука, изучающая нарушения развития речи, а так же пути их преодоления и предупреждения.

    IV. Частные (предметные) методики – особая группа педагогических наук, исследующая закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

    V. История педагогики – наука, изучающая возникновение и развитие учебно-воспитательной практики, педагогических теорий, общих и частных методологических концепций в различные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики необходимо для того, чтобы глубже понимать в настоящее время решаемые вопросы.

    Общественными потребностями вызваны к жизни и складываются в последнее время следующие отрасли педагогики:

    1. Сравнительная педагогика – наука, занимающаяся анализом, сравнением образования в различных странах.

    2. Отраслевая педагогика:

    1. Военная,

    2. Спортивная,

    3. Производственная,

    4. Инженерная,

    5. Театральная,

    6. Музейная и т.д.

    3. Этнопедагогика – наука, изучающая особенности образовательного процесса в различных этнических группах.

    4. Семейная педагогика.

    5. Философия образования.

    6. Социальная педагогика и т.д.

    Современный педагогический процесс основывается на теориях, которые формировались и эволюционировали в течение многих веков. Практически любая современная теория воспитания, обучения и развития личности «вырастает» из психолого-педагогических идей и концепций прошлого. (Цит. по: Сидоров С.В. Базовые теории педагогического процесса [Электронный ресурс: http://si-sv.com/publ/20-1-0-225]).



    Первые попытки научного осмысления педагогического процесса были ещё в Древнем мире. Так, широко известны взгляды на воспитание Платона, Аристотеля, Сократа, Демокрита и других древнегреческих философов. Их представления о воспитании добродетелей актуальны и по сей день.

    По мере развития наук о человеке развивалась и педагогическая теория, различные направления которой отличались значительным разнообразием. Так, на основе идей Ж.-Ж. Руссо сформировалась теория свободного воспитания , основные идеи которой состоят в ненасильственном формировании личности ребёнка, в развитии его природных задатков.

    Совершенно иные ценности положены в основу авторитарного воспитания , которая ставит целью формирование у ребёнка послушания, при этом главными средствами воспитания становятся угроза, надзор, запрещение и наказание.

    В ХХ в. в разных странах активно разрабатываются педагогические системы, в центре которых находится воспитывающее влияние группы на личность (Дж. Дьюи, Л. Колберг, Р. Штейнер и др.). В отечественной педагогике 1930-1980-х гг. большую популярность приобрела теория воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, И.П. Иванов, В.М. Коротов и др.).

    Современные базовые теории педагогического процесса

    Как правило, представляют собой синтез не только педагогических, но и философских, психологических, естественнонаучных теорий. Среди наиболее известных теорий воспитания и развития личности выделяются прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, бихевиоризм. Общая черта этих теорий – их гуманистическая ориентированность, направленность на воспитание свободной, саморазвивающейся личности.

    Прагматическая теория

    Основывается на философии прагматизма (вторая половина ХIХ – начало ХХ в), которая признаёт в качестве главной ценности практическую пользу. В педагогике идеи прагматической философии наиболее успешно реализовал Дж. Дьюи (США), создавший оригинальную воспитательную систему. Основные положения прагматической теории педагогического процесса:

    Образование как приспособление к жизни, связь обучения и воспитания, школы и жизни;

    Опора в учебно-воспитательном процессе на собственную активность детей, поощрение и развитие их самостоятельности;

    Практическая направленность и полезность деятельности, выполняемой детьми в педагогическом процессе;

    Главным недостатком этой теории было пренебрежение систематическими знаниями, что в 1960-е гг. привело к кризису американской школы.

    Неопрагматическая теория

    В 1970-х годах педагогический прагматизм трансформировался в теорию воспитания и развития личности, сущность которой сводится к самоутверждению личности и усиливает индивидуалистическую направленность педагогического процесса. Идеи таких выдающихся деятелей неопрагматизма как А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс и др. составили теоретическую основу современной гуманистической педагогики. Однако в неопрагматизме, по мнению И.П. Подласого, есть серьёзный недостаток: полное отсутствие ограничений в развитии личности на практике нередко оборачивается неумением личности считаться с другими людьми.

    Неопозитивизм

    «Новый позитивизм» или новый гуманизм – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить явления, вызванные научно-технической революцией. Это направление сформировалось на основе этических идей Платона, Аристотеля, Канта. Основные положения педагогики неопозитивизма (Дж. Вильсон, Л. Колберг и др.):

    Отказ в воспитании от устоявшихся идеологий, формирование у ребёнка рационального мышления;

    Гуманизация системы воспитания, установления между педагогом и воспитанником субект-субъектных отношений;

    Создание условий для свободного развития личности, отказ от манипулирования поведением ребёнка.

    Экзистенциализм .

    Экзистенциализм признаёт личность высшей ценностью мира и провозглашает уникальность каждого человека. Человек находится во враждебной социальной среде, стремящейся сделать всех людей одинаковыми, поэтому он вынужден противостоять ей, чтобы сохранить свою уникальность.

    Экзистенциалистское направление в педагогике представлено многими школами и отличается большим разнообразием подходов. Общая особенность экзистенциальных концепций воспитания состоит в недоверии к возможностям педагогического управления развитием личности ребёнка (Г. Марсель, У. Баррет, Дж. Кнеллер и др.).

    Роль педагога, по мнению представителей экзистенциальной педагогики, состоит, прежде всего, в создании для ребёнка таких условий, в которых он мог бы свободно развиваться.

    Неотомизм

    Религиозно-философское учение, получившее название от имени католического богослова и мыслителя Фомы (Томы) Аквинского (XIII в.). Основное положение неотомизма состоит в двойственной природе человека как единства его «материальной и духовной сущностей». Педагогика неотомизма (Ж. Маритен, У. Макгакен, М. Казотти и др.) утверждает христианские и общечеловеческие ценности в образовании (воспитание доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему и т.д.). Неотомизм не получил широкого распространения в России, однако эта теория очень популярна в странах, где значительная часть школ традиционно курируется римской католической церковью (например, в латиноамериканских странах).

    Бихевиоризм

    Согласно этой теории, целенаправленное формирование и развитие личности должно основываться на новейших достижениях наук о человеке. Классический бихевиоризм (Дж. Уотсон) обогатил педагогическую науку положением о зависимости реакции (поведения) от стимула («стимул - реакция»).

    Бихевиоризм вносит важный вклад в рациональную организацию педагогического процесса, в разработку современных методик и технологий (одной из перспективных прикладных разработок бихевиористов является программированное обучение).

    В качестве важных задач воспитания современного человека бихевиористы выделяют формирование научного мировоззрения, рационального мышления, организованности, дисциплинированности, предприимчивости.

    Историческое развитие педагогической профессии привело к разграничению, а иногда - к противопоставлению основных педагогических процессов: обучения и воспитания. Однако представления о том, что "учитель учит, а воспитатель воспитывает" ошибочны. В педагогическом процессе происходит формирование и развитие личности, которая является целостным образованием. Целостность личности воспитанника объективно требует целостности процессов, влияющих на неё.

    Целостный педагогический процесс – это высший уровень развития педагогического процесса, которому присуще единство и гармоничное взаимодействие всех его компонентов.

    знаний - теоретических сведений, содержащих в обобщенном и систематизированном виде опыт, накопленный человечеством (в том числе - знаний о способах действий);

    умений и навыков, представляющих собой опыт применения знаний в действиях по готовых алгоритмам;

    опыта творческой деятельности - опыта действий в новых ситуациях, когда алгоритм заранее не известен;

    опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.

    Во взаимосвязи этих элементов реализуется единство основных функций педагогического процесса: образовательной, развивающей и воспитательной.

    Многообразие подходов к сущности, содержанию и организации педагогического процесса, созданных за века развития педагогической мысли, отразилось в современных базовых теориях педагогического процесса.

    Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые часто называют также дидактическими системами.

    Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения. Можно выделить три дидактические концепции: традиционную, педоцентричекую и современную систему дидактики.

    В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци.

    Структура обучения традиционно состоит из четырех ступеней: изложение, понимание, обобщение, применение. Логика процесса обучения состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию, обобщению, применению знаний.

    К началу XX века эта система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что такая система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в начале XX века рождаются новые подходы.

    В педоцентрической концепции главная роль отводится деятельности ребенка. В основе этого подхода лежит система американского педагога Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейна.

    Название «педоцентрическая» концепция носит потому, что Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка, стремясь развивать умственные способности и разнообразные умения детей, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самостоятельный, естественный, спонтанный характер, а получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, т.е. «обучение через делание».

    Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны - преподавание и учение - составляют процесс обучения. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), педагогическая технология, педагогика сотрудничества.

    Три группы принципов воспитания:

    Группа принципов, определяющая требования к целям и содержанию воспитания (принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности; направленность воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения; связь воспитания с жизнью и трудом) – ценностно–содержательные принципы;

    Группа принципов, определяющая требования к методам воспитания (принцип воспитания в деятельности; воспитание с опорой на активность личности; воспитание в коллективе и через коллектив; сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитуемых; уважение к воспитуемым в сочетании с требовательностью к ним; воспитание с опорой на положительные качества человека) – педагогические принципы;

    Группа принципов, определяющая некоторые социальные и психологические условия, которые обеспечивают процесс воспитания (принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей; единства требований детского сада, школы, общественности) – социопсихологические принципы.

    Методологические основы дошкольной педагогики.

    Методология педагогики - это система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах рассмотрения педагогических явлений и методах их исследования, о путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.

    Методологические основы дошкольной педагогики отражают современный уровень философии образования. _______________
    АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Определение совокупности приобретенных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к развитию дошкольников это ценности здоровья, культуры (коммуникативной, психосексуальной, этнической, правовой), ценности познания, радости общения, игры, труда. Это непреходящие ценности при воспитании детей.
    КУЛЬТУРОЛОГИЧЕС­КИЙ ПОДХОД Был обоснован в работах А. Дистервега и получил развитие в трудах К. Д. Ушинского. Учет условий места и времени, в которых родился и живет человек, специфики его ближайшего окружения и исторического прошлого страны, города, региона, основных ценностных ориентаций народа. Диалог культур - основа приобщения детей к традициям, обычаям, нормам и правилам общения своего места проживания.
    СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Система - это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое целое. Педагогическая система (ДОО) рассматривается как совокупность цели образования, субъектов педагогического процесса (воспитатели, дети, родители), содержания образования (система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения), методов и форм организации педагогического процесса, материальной базы (средств).
    ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Определяет особое место ведущих деятельностей, обеспечивающих возможность реализации различных потребностей ребенка, осознание себя субъектом (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Большое значение в развитии ребенка и имеет игра как ведущая деятельность, творческая по характеру, самостоятельная по организации и эмоционально-привлекательная для проявления себя «здесь и теперь». В ФГОС к ООП дошкольного образования перечислены детские виды деятельности: двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.
    ДЕЯТЕЛЬНОСТНО­ ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД Раскрытие потенциала каждого ребенка, его способности к активности, творчеству, инициативности.
    ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД Развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка. Предпочтение отдается гуманному, демократичному (помогающему) стилю воспитания. Смысл педагогической позиции заключается в поддержке: взрослый помогает лишь тому, что уже имеется в наличии, но еще не достигло должного уровня, т.е. развитию самостоятельности ребенка.
    СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Рассмотрение каждого участника образовательного процесса (воспитанники, педагоги, родители) как субъектов саморазвивающейся подсистемы. Каждый субъект имеет потенциал для перехода от развития к саморазвитию, самосовершенствованию. Ребенок способен к самоорганизации и постоянной


    обратной связи с педагогом (так, на занятии педагог с помо щь ю вопросов выясняет, насколько усвоен прежний материал, и последующее объяснение зависит от результатов усвоения).

    Методологические подходы дошкольной педагогики определяют поз ици ю педагога, его отношение к личности ребенка, понимание собственной роли в воспитании и обучении детей.

    С точки зрения гуманистической концепции человек рассматривается как личность, индивидуальность, обладающая свободой, ответственностью, потребностью к творческому преобразованию себя и окружающего. Эти идеи находят непосредственное отражение в сфере дошкольного образования. Ребенок рассматривается в качестве субъекта, т.е. носителя предметно­практической активности и познания.

    Таким образом, воспитание - это не просто передача предшествующим поколением последующему социального опыта деятельности и отношений, но и формирование субъектных свойств, которые позволяют каждому последующему поколению обогащать и надстраивать этот опыт.

    Современные педагогические теории и концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника

    Педагогическая теория - система знаний, описывающая и объясняющая строго очерченный круг педагогических явлений, структурными элементами которой являются идеи (исходные положения), понятия; законы и закономерности, принципы, правила, рекомендации.

    Педагогическая концепция - это система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и методах осуществления.

    В качестве методологических ориентиров в современной дошкольной педагогике выделяют следующие концепции детства.

    Концепция Природа детства рассматривается в контексте

    Д. Б. Эльконина конкретно-исторических условий, которые определяют

    развитие, закономерности, своеобразие и характер изменения детства человека.

    Детство рассматривается как социально­психологическое явление в жизнедеятельности человека, как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей, овладения человеческой культурой.

    Роль взрослого - оказание помощи ребенку в овладении родным языком, практическими действиями, культурой.

    Концепция Д. И. Фельдштейна Детство - особое явление социального мира. Функционально детство - необходимое состояние в системе развития общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения, подготовки к воспроизводству будущего общества. Содержательно детство - это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, определения себя в окружающем мире, собственная самоорганизация в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах и взаимодействиях со взрослыми и другими детьми. Сущностно детство - особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, значительно проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.
    Концепция Ш. А. Амонашвили Детство определяется как безграничность и неповторимость, как особая миссия для себя и для людей. Ребенок наделен от природы неповторимым индивидуальным сочетанием возможностей и способностей. Взрослый должен помочь ему вырасти, создать условия доброжелательности и заботы, и тогда ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям радость. «Человек нужен человеку, и люди рождаются друг для друга. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией».
    Концепция В. Т. Кудрявцева Детство определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Ценность детства во взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры. Выделяются две ведущие взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок - культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, который поддерживает и обогащает опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства.
    Концепция детства В. В. Зеньковского Подчеркивается особая роль игры в детстве. В игре ребенок активен, он фантазирует, воображает, творит, переживает, создавая образы, которые всплывают в сознании и которые служат средством выражения эмоциональной сферы, а сама игра служит целям телесного и психического выражения чувств ребенка.

    Педагогические теории подразделяются на глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности.

    2.1 Современные педагогические теории воспитания и развития ребенка дошкольного возраста

    Педагогическая теория рассматривается как система знаний, описывающая и объясняющая строго очерченный круг педагогических явлений.Ее структурными элементами являются идеи (исходные положения), понятия; законы и закономерности, принципы, правила, рекомендации. Педагогические теории подразделяются на глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности. Глобальные теории делятся на теории воспитания и теории обучения (Б.И. Коротяев, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин и др.). Одна из их центральных проблем - рассмотрение соотношения обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника. К концу 30-х гг. XX в. сложились три основные теории, посвященные этому вопросу.

    Первая теория рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс (А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). Ей соответствует дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности. Эта теория не признает развивающего обучения. Главное в ней - спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли.

    Вторая теория базируется на взаимосвязи развития и обучения (Т.С. Костюк, НА. Менчинская и др.). Согласно ей, развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение практически отождествлены друг другу.

    Согласно третьей теории, развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л.С. Выготский). Взрослый, опираясь на зону ближайшего развития, забегает немного вперед, опережая развитие ребенка. Он ведет за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей. Данные идеи были конкретизированы предметным содержанием в работах А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др.

    На этой базе было обосновано положение о ведущей роли обучения в развитии, но выявлены психолого-педагогические условия развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов).

    Педагогическая теория развивающего обучения предполагает максимальный уровень, быстрый темп обучения, непрерывное повторение учебного материала в новых условиях, воспитание у детей положительной мотивации учения и познания, гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей.

    Педагогическая теория развивающего обучения нашла отражение в современной практике дошкольного образования (Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, А.П. Усова, В.А. Петровский. З.А. Михайлова, В.Т. Кудрявцев и др.).

    Идея развивающего обучения реализуется в программах «Истоки», «Развитие», «Золотой ключик», «Детство», «Из детства - в отрочество», «Школа 2100».

    Приоритетом деятельности дошкольной ступени, согласно данной теории, становится развитие воображения и творческих способностей детей. Для этого педагоги должны использовать игры, конструирование, чтение сказок, самостоятельное сочинительство, символическое замещение, моделирование, экспериментирование (А.А. Агаева, О.М. Дьяченко, А.З. Зак, З.А. Михайлова, Н.Н. Поддьяков, Т.И. Ерофеева и др.).

    Вместе с тем нельзя игнорировать возрастные периоды детского развития. Как отмечает Е.О. Смирнова, «в своем стремлении "идти в ногу со временем" и "не отставать от жизни" педагоги и родители нередко начинают форсировать темпы детского развития. Под видом модернизации образования маленьких детей в детском саду вводятся риторика, естествознание, физика, компьютеризация и пр.».

    Педагогические теории должны учитывать пути развития детей. Акселерация - искусственное ускорение развития зачастую принимает форму симплификации, т.е. чрезмерного упрощения и обеднения (А.В. Запорожец). Развитие ребенка в этом случае отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений. Альтернативой акселерации А.В. Запорожец считал амплификацию детского развития, т.е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Подлинными источниками развития должны стать специфические виды детской деятельности. Именно в них формируются такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, компетентность, ответственность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим.

    Развитие ребенка должно ориентироваться на максимальную реализацию всех его потенциальных возможностей. Знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство полноценного развития личности ребенка. В общении и деятельности взрослый встает на позицию сотрудничества, партнерства. Приоритетами должны стать интересы ребенка и перспективы его дальнейшего развития как члена общества. Таким образом, современное дошкольное образование в целом может быть названо развивающим (В.Т. Кудрявцев), а дошкольная педагогика - педагогикой развития.

    В свете педагогической антропологии воспитание понимается как создание условий для развития детей. Точкой отсчета в них становится личность ребенка как субъекта, который нуждается в помощи и поддержке взрослого.

    В педагогических теориях дается классификация воспитания по содержанию. Традиционный подход включает умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Ставится вопрос о необходимости расширения содержания воспитания за счет полового, правового, экологического, этнокультурного и др.

    Психоаналитические теории рассматривают развитие потребностно-мотивационной сферы и формирование поло-ролевого поведения (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, Э. Берн, А. Адлер и др.). В них поднимается вопрос о тендерном воспитании и психосоциальном развитии (отношения ребенка с близкими людьми).

    Теория привязанности, в которой центральное место занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми (авторы Дж. Боулби, Мария Эйнсворт). В американской и европейской педагогической психологии появляется все больше исследований, в которых показывается и доказывается решающее влияние взаимной привязанности ребенка и матери на самые разные аспекты жизни ребенка: успешность адаптации к социальной среде, отношение к сверстникам и т.д.

    Бихевиористская теория рассматривает развитие личности через научение ее способам поведения: человек учится всю жизнь, он такой, каким научился быть (автор Дж. Уотсон). Научение через подражание является главным способом приобретения новых форм поведения (А. Бандура, Р. Сире, Б. Скиннер и др.). Слабая сторона этой теории состоит в переоценке сознания человека, его воли и собственной активности.

    Гуманистические теории предполагают личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию (К. Роджерс, А Маслоу, Ш. Бюлер). Сюда можно отнести личностно-ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира», педагогику С. Френе и др.

    Деятельностный подход, широко используемый в нашей стране, предполагает развитие личности в деятельности и благодаря ей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, АН. Леонтьев).

    Таким образом, современные научные исследования, обогащающие педагогическую теорию, выявляют позитивную тенденцию сближения разных видов деятельности, средств, форм на интересном для детей содержании и концентрацию на нем. Дети осваивают различные разделы программы параллельно, что позволяет добиться необходимого образовательного эффекта и сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.


    Информация о работе «Современные образовательные программы по физическому воспитанию в деятельности детского образовательного учреждения»

    Усилия для повышения уровня усвоения программы по развитию речи, причем детьми всех возрастных групп. Глава 3. Проект мероприятий и апробация введения новых педагогических технологий в МДОУ № 165 г. Новокузнецка 3.1 Особенности управления дошкольным образовательным учреждением на этапе внедрения педагогических технологий (проект мероприятий) Алгоритм управленческих действий на этапе...

    Овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, ...

    Законом «Об образовании» платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета. 3. Анализ и проблемы финансирования деятельности дошкольного образовательного учреждения №29 «Аленушка» 3.1 Анализ выполнения сметы расходов на содержание дошкольного образовательного учреждения №29 «Аленушка» за 2005 ...

    Что позволит ему направлять студентов в оптимальное русло работы по осмыслению нового материала. В ходе изучения особенностей организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей была отражена актуальность проблемы, определены цель, предмет и объект исследования. Были изучены и проанализированы: - ...