Трагедия маргариты. Маргарита и Фауст: история несчастной любви. Другие сочинения по этому произведению

Центральные женские образы в трагедии Гёте -- это, безусловно, Гретхен и затем Елена. Обеих этих женщин доктор Фауст любил и стремился к ним. Их роль в трагедии трудно переоценить.

В первой части трагедии основной конфликт происходит между Мефистофелем и Гретхен: они борются за душу Фауста, которую Маргарита пытается вырвать из лап дьявола и вернуть к Богу.

Во второй части трагедии Фауст, фактически случайно увидев образ Елены, которая по сути больше, чем женщина: она -- воплощение мифической античной красоты, -- влюбляется и ищет способ вернуть ее к жизни. Елена точно так же, как и Маргарита, разгадывает Мефистофеля и чувствует, что он -- зло, он интуитивно не нравится ей.

Как мы видим, святая Женственность в облике Гретхен и Елены -- это сила, неподвластная злу, пытающаяся спасти Фауста и вернуть на путь истинный. Эту силу нельзя осквернить и опорочить, как бы ни старался Мефистофель: несмотря на то, что Гретхен лишается невинности и даже совершает убийство, она все равно чиста и попадает после смерти на небеса. Фауст стремится к этой силе, каким бы заблудшим и погрязшим во грехах он ни был, пусть и не понимает настоящей причины.

И Гретхен, и Елена (как позже и Бавкида, которая, хоть и стара, все-таки представляет собой женское начало) сразу чувствуют, кто такой в самом деле Мефистофель; они обладают даром духовидчества, первая -- за счет ее невинности и чистоты, вторая -- как воплощение красоты, женственного принципа.

Женственное вечно и существует в раю; в финале трагедии Фауст спасен и возносится на небеса, где его встречает Гретхен и сама mater gloriosa. Именно Гретхен молилась за него, а Богородица спасла его душу.

Здесь вполне можно провести параллель с Беатриче «Божественной комедии» Данте: Гретхен -- такая же святая покровительница доктора Фауста, какой была Беатриче для героя Данте.

Отчего же именно Вечно-Женственное играет такую роль в трагедии (и в жизни вообще)? Я думаю, это связано с тем, что женщина -- это мать. Мать защищает и оберегает своего ребенка, каким бы он ни был, какие бы проступки он ни совершил. В трагедии Гёте упоминает отца Фауста, но ничего не говорит о его матери: возможно, она умерла слишком рано, и тогда можно предположить, что именно из-за ее ранней смерти доктор Фауст сбился с жизненного пути, лишенный ее наставлений, но Богородица, мать Христа, все-таки не оставляет его до самого конца и спасает.

Маргарита и Елена

Еще в преданиях о чернокнижнике Фаусте Елене Прекрасной было отведено немаловажное место; в числе благ, приобретенных Фаустом взамен на его душу, было обладание самой красивой женщиной мира, женой спартанского царя, возрожденной при помощи колдовства. Маргарита (Гретхен), простая немецкая горожанка, представляет собой неполный образ Елены, который преподносит Фаусту обманчивый Мефистофель. Томас Манн писал о ней: «В Гретхен наполовину стерлись черты Елены; первоначально она была Еленой и чуточку осталась ею; однако, благодаря тому, что воспетая в легендах красавица превратилась в миловидную злосчастную дочку закладчицы, возник бесконечно более жизненный женский образ, чем тот, который получился бы, последуй молодой поэт за легендой о Фаусте, вместо того, чтобы создать свой собственный образ Цитата по Аниксту . Аникст А.А. «Фауст» Гёте. М, 1979.».

Гретхен -- соблазненная и покинутая героиня, первоначально невинная и богобоязненная, по вине Фауста погибшая и морально, и физически. Таким образом, роман Фауста и Гретхен завершается трагедией; хотя Фауст, если верить Гёте, искренне полюбил эту простую девушку, их любовь обречена, поскольку основывается на чувственной связи.

Важность Гретхен в трагедии заключается, вне всякого сомнения, в том, что она, попадая на небеса, молит Бога о Фаусте и в итоге предстает его защитницей, прощает ему все, несмотря ни на что. Именно Гретхен, не Елена встречает его в финале трагедии, когда Фауст уже умер и попадает на небо.

Истинную Елену Фауст встречает позже, когда находится при дворе императора и по прихоти последнего вызывает к жизни Елену и Париса. Чернокнижник отчаянно влюбляется в самую прекрасную женщину мира и требует от Мефистофеля, чтобы тот привел ее ему.

Даже для Мефистофеля подобная задумка непроста. Ведь Елена -- представительница античного языческого мира, и Мефистофель, дьявол Запада, не может легко проникнуть в языческий потусторонний мир, и ему приходится принять облик форкиады, женского демонического существа крайнего безобразия, чтобы удалось воскресить Елену. Тем не менее это получается, и долгое время Фауст сожительствует с Еленой в некоей призрачной реальности, соединяющей два мира: новоевропейский и античный, на территории условной Аркадии, где и рождается их дитя Эвфорион «как символ священного союза, в котором сливаются античный мир с его объективной красотой и романо-германский средневеково-новоевропейский мир с его этикой, музыкой, психологией, индивидуализмом А.Л. Доброхотов. Эвфорион, или стадии духовного роста в «Фаусте» Гёте. // Филология: научные исследования. -- 2011. -- № № 3. -- C. 22--28.».

Брак с Еленой точно так же, как и роман с Гретхен, нельзя назвать удачным: в итоге Эвфорион, перейдя запретную грань, уходит в Аид, -- погибнуть он, как виртуальный образ, извлеченный из потустороннего мира, не может, -- и вместе с ним уходит его мать, Елена.

Трагедия Гёте «Фауст» – синтез просветительской эпохи.

Завершившийся Великой французской революцией XVIII век развивался под знаком сомнения, разрушения, отрицания и страстной веры в победу разума над суевериями и предрассудками, цивилизации над варварством, гуманизма над тиранией и несправедливостью. Поэтому историки называют его веком Просвещения. Идеология просветителей - восторжествовала в эпоху, когда рушился старый средневековый уклад жизни и складывался новый, буржуазный порядок, прогрессивный для того времени. Деятели Просвещения горячо защищали идеи культурного развития, самоуправления, свободы, отстаивали интересы народных масс, клеймили ярмо феодализма, косность и консерватизм церкви. Бурная эпоха рождала своих титанов - Вольтера, Дидро, Руссо во Франции, Ломоносова в России, Шиллера и Гёте в Германии.

Художественные вкусы эпохи были многообразны. Все большей популярностью пользовались произведения, героями которых становились люди «третьего сословия».

Творчество Гёте было своеобразным итогом века Просвещения, итогом его исканий и борений. А трагедия «Фауст», которую поэт создавал более тридцати лет, отразила движение не только научных и философских идей, но и литературных направлений. Хотя время действия в «Фаусте» не определено, рамки его бесконечно раздвинуты, весь комплекс идей отчетливо соотносится с эпохой Гёте. Ведь первая часть его написана в 1797-1800 годах под влиянием идей и свершений Великой французской революции, а последние сцены написаны в 1831 году, когда Европа пережила взлет и падение Наполеона, Реставрацию.

В основе трагедии Гёте - народная легенда о Фаусте, возникшая в XVI веке. Ее герой - бунтарь, стремящийся проникнуть в тайны природы, выступающий против церковной идеи рабской покорности и смирения. В полуфантастической форме образ Фауста воплощал в себе силы прогресса, которые нельзя было задушить в народе.

Просветители, и Гёте в том числе, не отвергали идею Бога, они лишь подвергали сомнению доктрины церкви. И в «Фаусте» Бог выступает как высший разум, стоящий над миром, над добром и злом. Фауст в трактовке Гёте - прежде всего ученый, подвергающий сомнению все - от устройства мира до моральных норм и правил поведения. Мефистофель для него - орудие познания. Средства научных исследований во времена Гёте были так несовершенны, что многие ученые согласились бы продать душу дьяволу для того, чтобы понять, как устроены Солнце и планеты или человеческий глаз, почему существуют эпидемии чумы и что было на Земле до появления человека.



Бунт Фауста, его терзания, раскаяние и прозрение, заключающееся в том, что только труд на пользу человечества делает человека неуязвимым для скуки и уныния, - все это художественное воплощение идей эпохи Просвещения, одним из гениев которой был Гёте.

Трагедия Маргариты («Фауст» Гете).

Первая красивая девушка, увиденная Фаустом, возбуждает его желание, и он требует от чёрта чтобы тот ему сразу предоставил красавицу. Мефистофель помогает ему познакомиться с Маргаритой, надеясь что Фауст в её объятиях найдёт то прекрасное мгновенье, которое он захочет продлить до бесконечности. Но и тут чёрт оказывается побит.

Если поначалу отношение Фауста к Маргарите было только грубо чувственным, то уже очень скоро оно сменяется всё более истинной любовью.

Гретхен - прекрасное, чистое юное существо. До встречи с Фаустом её жизнь текла мирно и ровно. Любовь к Фаусту перевернула всю её жизнь. Ею овладело чувство, столь же могучее, как и то, что охватило Фауста. Их любовь взаимна, но, как люди, они совершенно различны, и в этом отчасти причина трагического исхода их любви.



Простая девушка из народа, Гретхен обладает всеми качествами любящей женской души. В отличии от Фауста, Гретхен приемлет жизнь как она есть. Воспитанная в строгих религиозных правилах, она считает естественные склонности своей натуры греховными. Позже она глубоко переживает своё "падение". Изображая героиню так, Гёте наделил её чертами, типичными для женщины в его время.

Чтобы понять судьбу Гретхен, надо достаточно ясно представить себе эпоху, когда подобные трагедии действительно имели место. Гретхен оказывается грешницей как в собственных глазах, так и в глазах окружающей среды с её мещанскими и ханжескими предрассудками. Гретхен оказывается жертвой, обречённой на гибель. Не могли принять как должное последствия её любви окружающие, считавшие позором рождение внебрачного ребёнка. Наконец, в критический момент около Гретхен не оказалось Фауста, который мог бы предотвратить убийство ребёнка, совершённое Гретхен. Ради любви к Фаусту она идёт на "грех", на преступление. Но это надорвало её душевные силы, и она лишилась рассудка.

Своё отношение к героине Гёте выражает в финале. Когда в темнице Мефистофель торопит Фауста бежать, он говорит, что Гретхен всё равно осуждена. Но в это время раздаётся голос свыше: "Спасена!". Если Гретхен осуждена обществом, то с точки зрения небес, она оправдана. До последнего мига она даже в помрачении рассудка полна любви к Фаусту, хотя эта любовь и привела её к гибели.
Гибель Гретхен - трагедия чистой и прекрасной женщины, из- за своей великой любви оказавшейся вовлечённой в круг страшных событий. Гибель Гретхен - трагедия не только для неё, но и для Фауста. Он любил её всеми силами души; женщины, прекрасней чем она, для него не было. Фауст был сам отчасти виноват в смерти Гретхен.

Гёте избрал трагический сюжет потому, что хотел поставить своих читателей перед лицом самых тяжёлых фактов жизни. Он видел свою задачу в том, чтобы возбудить внимание к не решённым и трудным вопросам жизни

В образе Фауста воплощена вера в безграничные возможности человека. В Фаусте воплощено горячее стремление познать смысл жизни, стремление к абсолюту, желание выйти за пределы, ограничивающие человека.

В процессе искания Фауст , преодолевая созерцательность немецкой общественной мысли, выдвигает деяние как основу бытия. В произведении Гете нашли отражение гениальные произведения – диалектики (монолог Духа земли противоречивые стремления самого Фауста).

История Гретхен становится важным звеном в процессе исканий Фауста. Трагическая ситуация возникает в результате неразрешимого противоречия между идеалом естественного человека, каким представляется Фаусту Маргарита, и реальным обликом ограниченной девушки из мещанской среды. Вместе с тем Маргарита – жертва общественных предрассудков и догматизма церковной морали. В стремлении утвердить гуманистический идеал Фауст обращается к античности. Брак Фауста и Елены выступает символом единения двух эпох. Итогом исканий Фауста становится убеждение, что идеал надо осуществлять на реальной земле.

«Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой!» - таков конечный вывод, вытекающий из оптимистической трагедии Гете.

Трагедия Гретхен

Важное место в первой части трагедии занимает история Гретхен.

Мефистофель стремится отвлечь Фауста от его высоких помыслов и разжигает в нем страсть к девушке, которая случайно повстречалась им на улице. На какой-то момент Мефистофелю удается его замысел. Фауст требует, чтобы он помог ему соблазнить девушку. Но девичья комната Маргариты, в которой он появляется, будит в нем лучшие чувства. Он очарован патриархальной простотой, чистотой и скромностью этого жилища.

Сама Маргарита как бы воплощает в себе мир простых чувств, естественного, здорового существования.

Фауст, с презрением отбросивший мертвое знание, вырвавшийся из полумрака своего средневекового кабинета, тянется к ней, чтобы обрести всю полноту жизненного счастья, земной, человеческой радости, не сразу увидев, что маленький мир Маргариты – часть того узкого, душного мира, из которого он стремился вырваться.

Все тяжелее и мрачнее сгущается вокруг нее атмосфера.

Уже исчезли светлые, радостные интонации в голосе Маргариты. В душевном смятении она молится перед бессловесной статуей. Тут же подстерегают ее новые удары: упреки брата и его гибель, смерть матери, отравленной Мефистофелем. Маргарита ощущает себя трагически одинокой.

Гёте выразительно рисует те силы, которые обрушиваются на несчастную жертву и уничтожают ее.

Гретхен оказывается грешницей как в собственных глазах, так и во мнении окружающей среды с ее мещанскими и ханжескими предрассудками. В условиях общества, где природные влечения осуждаются суровой моралью, Гретхен становится жертвой, обреченной на гибель.

Трагический конец ее жизни обусловлен таким образом, внутренним противоречием и враждебностью мещанской среды. Искренняя религиозность Гретхен делала ее в собственных глазах грешницей. Она не могла понять, почему любовь, давшая ей такую душевную радость, приходила в противоречия с моралью, в истинности которой она всегда верила. Не могли понять как должное последствие ее любви окружающие, считавшие позором рождение внебрачного ребенка. Наконец, в критический момент около Гретхен не оказалось Фауста, который мог бы предотвратить убийство ребенка, совершенное Гретхен.

Напрасно в финале злорадствует Мефистофель. Пусть Маргарита виновна, но она предстает перед нами как человек, и прежде всего потому, что ее чувство к Фаусту было искренним, глубоким, беззаветным.

Путь Фауста сложен. Сначала он бросает гордый вызов космическим силам, вызывая духа земли и надеясь помириться с ними силами. Но он лишается чувств от зрелища той необъятности, которая предстает перед ним и тогда в нем рождается ощущение своей полной ничтожности. Смелый порыв сменяется отчаянием, но затем в Фаусте возрождается жажда достичь цели даже при сознании ограниченности своих сил.

Жизнь Фауста, которую развертывает перед читателем Гете, - это путь неустанных исканий.

В критический момент на пути Фауста встречается Мефистофель.

Появление Мефистофеля перед Фаустом, следовательно, не случайно. Как и в стародавней легенде, черт явился «соблазнить» человека. Но Мефистофель совсем не похож на черта из наивных народных преданий. Образ, созданный Гете, полон глубокого философского смысла. Он – совершенное воплощение духа отрицания. Мефистофель не может быть определен как носитель одних лишь дурных начал. Он сам говорит о себе, что «творит добро, всему желая зла».

Гибель Гретхен – трагедия чистой и прекрасной женщины из-за своей великой любви оказавшейся вовлеченной в круговорот страшных событий приведших к тому, что она стала убийцей собственного ребенка, сошла с ума и была осуждена на казни.

Фауст нашел смысл жизни в исканиях, в борьбе, в труде. Такой и была его жизнь. Она приносила ему краткие периоды счастья и долгие годы преодоления трудности. К своим достижениям и победам, терзаемый сомнениями и постоянной неудовлетворенностью. Он видит теперь, что все это было не напрасно. Пусть незавершен еще его замысел, он верит в конечное осуществление его. Трагично то, что высшую мудрость Фауст обретает лишь на исходе жизни. Он слышит стук лопат и думает, будто ведется работа, намеченная им. На самом деле фантастические существа лемуры, подвластные Мефистофелю, роют

Предромантизм.

Предромантизм (фр. preromantиsme - предромантизм) - совокупность идейно-стилевых тенденций в европейской литературе второй половины XVIII - начала XIX ст., которые, не порывая с сентиментализмом, предусматривали появление романтизма, порывали с культом ума, присущим классицизму и Просвещению. Наиболее полно предромантизм проявился в Англии и Шотландии (творчество Т. Чаттертона, Дж. Макферсона, Г. Уолпола и др.), обусловив так называемый «осианизм», готический роман и т. п.

Развитие романтического типа творчества, которое началось в предромантизме, как общеевропейское явление было связано с глубоким мировоззренческим изломом в конце XVIII - в начале XIX ст., с опровержением принципов механистического материализма. В преодолении этих метафизических основ решающую роль сыграла немецкая идеалистическая философия, которая оказала огромное влияние на формирование мировоззренческой основы романтизма.

Романтизм стал новым типом идеолога и художественного сознания, который охватил разные участки человеческой деятельности: историю, философию, психологию, право, политическую экономию. Унаследовав культурологические идеи Вико и Руссо, руссоистскую антропологию с ее культом природы, «дух народа» (Фихте), своеобразность, назначение и место каждого народа в развитии мировой истории (Гердер, Шеллинг, Гегель).

Учитывая единство макрокосмоса и микрокосмоса (человека), романтизм поставил человека в центр стечения мировых сил и законов, в неразрывную связь с природой, вселенной, обществом, судьбой и Богом как вечной животворной силой. Находясь в центре универсального бытия, человек в романтизме словно выламывается из прозы ежедневного быта, меркантильных интересов общества, поскольку эмпирическая материальная жизнь не исчерпывает безграничных возможностей бытия. Настоящая жизнь, преисполненная свободы и красоты, - в сфере духа и природы. Тогда как пафосом Возрождения и Просвещения было подчинение человека общественным интересам, в романтизме основным является конфликт между лицом и обществом, бунт личности против преобразования ее в обывателя, протест против угнетения народа и индивида.

Главным критерием ценности произведения является его новизна и оригинальность. Художник не подражает природе или каким-то образцам и правилам, а силой своей фантазии создает новый мир, выступая сам как часть животворной природы (А. В. Шлегель). Поскольку образ жизни, обычаи и внутренний мир каждая нация имеет свои, время и пространство, которые были для классицистов нейтральным фоном, местом действия, у романтиков наполняются конкретным историческим, национально-неповторимым содержанием.

Бомарше

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799) – знаменитый француский драматург и публицист.

Итак, 24 января 1732 года в Париже в семье часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698-1775) родился ребенок – мальчик, нарекли его Пьер-Огюстен.

С 6 лет будущий класик был отдан на обучение в коллеж Альфора для изучения французского языка, истории и латыни, и обучался он этим наукам до 13 лет. А когда ему испонилось 13 лет, отец сделал сына своим подмастерьем.

Однако честная карьера часовых дел мастера не устроила молодого человека.

В 1756 году он женился на богатой вдовушке Мадлене-Катерине Обертен, вдове Франке (Madelaine-Catherine Aubertin, veuve Franquet), старше его на 10 лет. А через год новоиспеченного супруга постигло тяжелое горе: жена его неожиданно скончалась, оставив мужу всё своё состояние. В том же году он взял себе новое имя Бомарше – так называлась земля, принадлежавшая его жене, которую он наследовал как супруг покойной.

Все это время Пьер-Огюстен не забрасывал музыку.

Книга «Женитьба Фигаро»

В 1775 году Бомарше написал пьесу «Севильский цирюльник». Успех был неимоверный. Бомарше был незамедлительно провозглашен первым драматургом Франции. Это подтолкнуло его к идее продолжить пьесу, и в 1784 году он пишет «Женитьбу Фигаро», а в 1792 году завершает трилогию мелодрамой «Виновная мать». Пьесы Бомарше имели огромнейший успех. По мотивам пьес Бомарше в 1786 году Моцарт написал оперу «Свадьба Фигаро», а Россини в 1816 году создал оперу «Севильский цирюльник».

Бомарше оставил после себя не столь обширный список произведений, но сколь ярких!

Евгения (1767)
Два друга (1770)
Воспоминания (1773 – 1774)
Продолжение воспоминаний (1778)
Севильский цирюльник (постановка – 1775; комедия, 1 часть трилогии о Фигаро)
Женитьба Фигаро (постановка – 1784; комедия, 2 часть трилогии о Фигаро)
Виновная мать (постановка 1792; комедия, 3 часть трилогии о Фигаро)

Фигаро- герой трёх пьес Бомарше и созданных на их основе опер; испанец из Севильи, ловкий пройдоха и плут, первоначально парикмахер (цирюльник), затем слуга графа Альмавивы. Имя - ставшее нарицательным.

Фигаро - изобретателен, остроумен, жизнерадостен и энергичен. Он - представитель низшего сословия. Необыкновенно сообразительный, он с лёгкостью придумывает интриги и добивается своих целей.

Фигаро обладает множеством талантов и полезных навыков. В предисловии к «Севильскому цирюльнику» автор перечисляет их: краснобай, сочинитель стихов, певец и гитарист.

Он обладает даром слова: в Андалусии его стихи, загадки и мадригалы печатались в газетах, из-за чего он и был уволен с государственной службы. Писал пьесы, работал в театре (тут черты личности самого Бомарше). В трудный период своей жизни он обошёл пешком всю Испанию, бывало, сидел в тюрьме.

Фигаро щегольски одевается - в списке действующих лиц «Севильского цирюльника» описан его костюм, так одевались испанские «махо».

Имя Фигаро, вероятно, придумано самим Бомарше.

Фигаро - самый яркий литературный образ, созданный драматическим искусством XVIII в., воплощение предприимчивой инициативы третьего сословия, его критической мысли, его оптимизма.

Образ Фигаро насыщен большим политическим пафосом; его острые выпады против «знатных господ» подымаются до протеста против всякого социального неравенства, гнета и унижения человека, и эти черты образа сохранили его звучание на протяжении полутора столетий и ввели его в ряд так наз. вековых образов.

Заслуга Бомарше, художественно воссоздавшего этот тип, сообщившего ему многие свои взгляды и стремления, заставившего его отозваться на жгучие вопросы французской действительности, хотя бы замаскированной мнимо-испанским нарядом, остаётся, тем не менее, несомненной.

Один из главных героев романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» - историк, ставший писателем и написавший гениальный роман о прокураторе Иудеи Понтии Пилате, казнившем Иисуса Христа. Он ни разу не назван Булгаковым по имени. В тексте романа этот герой фигурирует просто как «мастер», причем данное слово всегда пишется автором с маленькой буквы. Для удобства мы в дальнейшем будем писать это слово с заглавной буквы, как Мастер, но следует помнить, что неслучайно Булгаков пишет его с маленькой. Автор романа о Понтии Пилате, действительно, с точки зрения тех, кто заправляет литературой, - человек маленький, недостойный считаться советским писателем, поскольку написал идеологически сомнительную вещь - роман о Пилате и Христе. И это в ту пору, когда в стране развернуты беспрецедентные гонения на христианство. Судьба Мастера решена. Публикация отрывка из романа в газете вызывает целую кампанию травли его автора в печати. И эта кампания подсказала соседу и мнимому другу Мастера журналисту Алоизию Могарычу идею написать донос на подвергшегося гонениям человека, чтобы завладеть его квартирой и улучшить свои стесненные жилищные условия. Мастер сначала попадает в ГПУ, а затем, лишенный жилища, находит приют в психиатрической клинике профессора Стравинского. Он не хочет больше возвращаться во враждебный ему мир людей, не хочет бороться за свое великое произведение в проникнутой духом конъюнктуры литературной среде, заранее сознавая безнадежность этой борьбы. Мастер описывает поэту Ивану Бездомному, оказавшемуся его соседом в лечебнице, свое состояние после начала газетной кампании: «Статьи не прекращались. Над первыми из них я смеялся. Но чем больше их появлялось, тем более менялось мое отношение к ним. Второй стадией была стадия удивления. Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон. Мне все казалось, - и я не мог от этого отделаться, - что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим. А затем, представьте себе, наступила третья стадия - страха. Нет, не страха этих статей, поймите, а страха перед другими, совершенно не относящимися к ним или к роману вещами. Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания. Стоило мне перед сном потушить лампу в маленькой комнате, как мне казалось, что через оконце, хотя оно и было закрыто, влезает какой-то спрут с очень длинными и холодными щупальцами. И спать мне пришлось с огнем».

Мастер чувствует скрытый страх, который владеет авторами погромных статей. Они боятся, что если вдруг напишут что-то, идущее вразрез с генеральной линией, то сами подвергнутся преследованиям и даже репрессиям, боятся, что их обвинения в адрес автора романа о Понтии Пилате кому-нибудь наверху покажутся недостаточно громкими, и стараются не за совесть, а за страх. Однако Мастеру от этого не легче. Он все равно оказывается в гораздо худшей ситуации, чем его критики. Автор романа о Пилате и Иешуа фактически находится в положении гоголевского «маленького человека». В этом его трагедия. Мастер не может даже заработать на жизнь себе и своей возлюбленной. Не случайно Воланд на балу задает извлеченному по его повелению из лечебницы автору романа о Понтии Пилате вполне гоголевский вопрос: «А чем же вы будете жить?» Мастер бессилен перед обрекающим его на нищету и гибель обществом. Тоталитарное государство настолько запугало Мастера, что, как признается он Бездомному: «...Я вспомнить не могу без дрожи мой роман». Он, кажется, доволен жизнью в лечебнице, убеждая поэта: «Не надо задаваться большими планами!.. Я вот, например, хотел объехать весь земной шар. Ну, что же, оказывается, это не суждено. Я вижу только незначительный кусок этого шара. Думаю, что это не самое лучшее, что есть на нем, но, повторяю, это не так уж худо». Мастер сознает, как и сам Булгаков, что его родная страна - отнюдь не самое лучшее место в мире, но уже не надеется, что ему когда-либо доведется увидеть иные страны. Автор гениального романа говорит потом Воланду: «Я теперь никто». В минуту отчаяния он, подобно Гоголю, сжег рукопись любимого произведения, но сатана возродил ее из пепла со ставшими популярным афоризмом словами: «Рукописи не горят». «Да, его хорошо отделали», - констатирует Воланд,глядя на жалкое состояние творца романа о Пилате и Иешуа. Из гения травля, лишения, арест и пребывание в психиатрической больнице сделали жалкого «маленького человека», готового навсегда отказаться от творчества. Ведь даже от звания «мастер», которым его наградила Маргарита, он готов теперь отказаться, считая, что возлюбленная «слишком высокого мнения о романе», который он написал. Булгаковский герой утверждает, что ничего больше в жизни не хочет, что у него «больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет», что ничто и

никто вокруг его не интересует, кроме Маргариты. Мастер отклоняет предложение Воланда, раз тема Понтия Пилата исчерпана, начать писать хотя бы о том же Алоизии Могарыче: роман о гнусном доносчике имеет еще меньше шансов быть опубликованным, чем роман о пятом прокураторе Иудеи. Роман же о Пилате стал ему ненавистен, поскольку принес своему автору слишком много страданий. Воланд подытоживает перспективу дальнейшей жизни Мастера: «Итак, человек, сочинивший историю Понтия Пилата, уходит в подвал, в намерении расположиться там у лампы и нищенствовать...» Но предупреждает: «...Ваш роман вам принесет еще сюрпризы». И тут же успокаивает Мастера: «Нет, нет, это не грустно, ничего страшного уже не будет». Ибо дьявол собирается дать ему то, чего Мастер был лишен в современной Булгакову Москве, - необходимый для творчества душевный покой. Такой творческий покой гениальный писатель находит в последнем приюте, в подвластном Воланду потустороннем мире. Сатана не отпускает Мастера к Иешуа, в свет, потому что сам Га-Ноцри через своего верного ученика Левия Матвея попросил Воланда наградить создателя романа о Понтии Пилате не светом, а покоем, поскольку тот не заслужил света. Не заслужил, так как был готов отказаться от борьбы за свой роман и от самого творчества, удовлетвориться жизнью страдающего «маленького человека» в Москве, в условиях духовной несвободы. Воланд убеждает Мастера не следовать за Пилатом навстречу Иешуа: «...Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?» Но и в Москву ему возвращаться не советует - что делать ему в тесном арбатском подвальчике, где «романтический мастер» обречен либо на гибель, либо на жалкое прозябание. Воланд рисует перед Мастером соблазнительную картину последнего приюта: «...Неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула?» Там созданы идеальные условия для писательского творчества, которых Мастер не мог иметь при жизни.

Горькая ирония Булгакова состоит в том, что вернуть превращенному в «маленького человека» творцу великого романа о Понтии Пилате статус гения в современном мире способен только сатана, и для этого гениальному писателю нужно умереть, чтобы оказаться в потустороннем мире. Здесь Булгаков имел в виду прежде всего посмертную славу, которой часто удостаиваются многие действительно великие люди, не получившие заслуженного признания при жизни. Такая слава ждала и автора «Мастера и Маргариты».

В трагической поэме классика мировой литературы Иоганна Гёте нет малозначимых персонажей. Каждый из героев выступает ступенькой на пути достижения главной цели — раскрытия основной мысли произведения. Так образ Маргариты не уступает по силе образу самого . Её появление в судьбе героя лишь миг, дарующий блаженство и обернувшийся страшной бедой. Но этот миг доказывает силам тьмы и небесам существование истинной любви на земле и способность на это великое чувство любого из людей.

Козни Мефистофеля

Юная простушка Маргарита и серьёзный образованный Фауст не в силах противостоять возникшей между ними страсти. Девушка, воспитанная в семье праведников, рискует всем ради тайной встречи с возлюбленным. Она опаивает сатанинским зельем родную мать, чтобы вырваться из-под постоянного надзора и утонуть в объятиях своего избранника. Откуда было знать малообразованной бедняжке, что снотворное, подсунутое ей , на самом деле яд? Страшная правда сразит Маргариту наповал — мать мертва. И вся вина на ней. Брат совращенной девушки погибает от рук Фауста в поединке за честь сестры. Любимый стремительно исчезает из жизни Маргариты, спасаясь от наказания за содеянное преступление. Надежды девушки разбиты вдребезги, она опозорена и совершенно несчастна.

Грех Маргариты

Что остаётся героине? Бесчестие и вечное осуждение обществом пуритан. Вдобавок, бедняжка узнаёт, что ждёт дитя от незаконной связи. В приступе безумия Маргарита убивает свою новорожденную дочь. За тяжкие преступления потерявшую веру в жизнь и людей девушку бросают в тюрьму. Её ожидает смертная казнь.

Узнав о бедах Маргариты, Фауст является к своей оставленной возлюбленной. В его силах, конечно, не без помощи Сатаны, вытащить девушку из затягивающейся петли. Но истерзанная чувством вины, Маргарита отказывается от такой помощи. Ей не нужна больше жизнь во грехе. Она искренне раскаивается и желает понести наказание за содеянное зло.

Спасение

Образ героини трагичен и притягателен одновременно. Безумная сила любви, катализированная чёрной магией, превратила порядочную и невинную девушку в блудницу и убийцу. Но всё случившееся — наваждение, с которым несчастная жертва обстоятельств, просто не в силах была бороться. Чистота души Маргариты, её раскаяние и твёрдое решение нести свой крест до конца обеспечили ей спасение (Господь ее пожалел). И, самое главное, прощение: душа Маргариты отправится на небеса.