Философский анализ дошкольного воспитания в контексте музыкального воспитания

Философский анализ дошкольного воспитания в контексте музыкального воспитания

Философский анализ дошкольного воспитания в контексте музыкального воспитания

Постепенное совершенствование традиционных форм и методов воспитательного воздействия, современные направления методики формирования музыкальных способностей у детей дошкольного возраста требуют анализа по их использованию в теории и на практике, а также научного обоснования их организационно — методических основ. Этим обусловлено обращение к философской концептуализации дошкольного образования в контексте музыкального воспитания.

Реформирование дошкольного образования невозможно без обобщения ведущих научных подходов к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Среди основных педагогических подходов можно выделить личностный и систематический. Суть личностного подхода заключается в привлечении дошкольников к определенной области музыкальной среды с учетом способностей субъектов к отдельному роду музыкального искусства. Главным признаком этого подхода является направленность педагогического коллектива на создание соответствующих условий, благоприятной среды для полноценного музыкального восприятия ребенком, использование креативных, специфических и особых методов воспитания. Задачей такого подхода является восприятие произведений искусства в соответствии с общей цели художественного воспитания ребенка.

Выдающиеся педагоги-музыканты считали, что для формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста нужно использовать классическую музыку и произведения народного фольклорного наследия. Что каждый народ должен начинать музыкальное воспитание со своей аутентичной музыки, а потому для того, чтобы сформировать индивидуальный музыкальный вкус личности, необходимо использовать весомые и ценные музыкальные произведения. Современная философия воспитания направляет педагогику на воспитание детей в духе национальной культуры и общечеловеческой морали. Мы считаем, что украинский детский музыкальный фольклор — детские игры, обрядовые песни, колыбельные и др. — Положительно влияет на личность ребенка и помогает повлиять на дальнейшее развитие хорошего эстетического вкуса.

Системный подход представляет собой принцип способности сформировать любые способности у каждого ребенка. Психолог Б. Теплов, специально исследовал музыкальные способности, поставил проблему музыкальности, прежде всего, как проблему качественную, а не количественную. То есть, для решения педагогических задач, связанных с музыкальным развитием ребенка, необходимо обращать внимание на природу ее музыкальности и, соответственно этому, планировать целенаправленную стратегию обучения. Понятие «музыкальность» он определяет как «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от любой другой, но в то же время связанных с любой -каким видом музыкальной деятельностью». Выдающийся российский психолог В. Бехтерев считал, что развитие личности безмерно зависит от планировки музыкального воспитания, ведь правильно организованное музыкальное воспитание с раннего детства позволяет детям развивать чувство, обогащать интеллект. В общем, в современном обществе наблюдается положительное влияние системного подхода в музыкальном воспитании на развитие умений и навыков, речи, мышления, которые необходимы детям дошкольного возраста для дальнейшей школьной деятельности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Выявление творческих способностей детей средствами современной хореографии

Одной из главных задач дошкольных учреждений можно определить развитие духовной культуры детей дошкольного возраста через привлечение их к искусству, а значит воспитывать их эмоционально благоприятными и эстетически чуткими слушателями, зрителями, ценителями, исполнителями, способными к творчеству и креативности, определяя эти качества главными в воспитании будущего личности. Большую роль для реализации этой задачи играет правильная постановка музыкальных занятий.

Проведя анализ исследований, музыкальные задачи можно разделить на следующие типы: доминантное, комплексное, традиционное, тематическое. Задача доминантного занятия — сосредоточить внимание детей на определенном виде музыкального искусства (разучивание песен или танцевальных движений в определенных праздников). Комплексное музыкальное занятие имеет основу синтез различных видов творческой деятельности (например во время прослушивания определенного вида музыки дети рисуют, делают аппликации и др.). Задача традиционного музыкального занятия — выявить у детей дошкольного возраста способности воспринимать и исполнять музыкальные элементы. На тематическом занятии детей учат чувствовать музыку, понимать и осваивать определенные музыкальные произведения. В современных дошкольных учебных заведениях применяются различные формы занятий для освоения музыкального материала: игры, разучивание песен и танцевальных этюдов, пьес, драматизация сказок. В общем все типы музыкальных занятий оказывают положительное влияние на формирование будущего музыкального вкуса у детей дошкольного возраста.images (7)

Практическое использование различных форм развития у ребенка музыкального слуха, эстетического восприятия однозначно положительно влияет на развитие будущего личности. Большую популярность в современной системе воспитания приобрела форма театрализованных игр, в которой происходит интегрированное воспитание. Такая форма помогает раскрыть каждого ребенка как личность, применяя при этом свои возможности и умения. Дети учатся выразительному чтению, игре на музыкальных инструментах, пластике движения, владение своим телом во время танца. Также дошкольников обучают основам кукловождения, развивают актерское творчество, песенное и танцевальное сферу. Поэтому популярным в современных дошкольных учебных заведениях является проведение различных праздников и развлечений. Такой вид воспитательного процесса, как игры, игрушки, считалки, разучивание песен и танцев, зарядка под музыку имеет не только функцию досуга — грамотно спланированные занятия развивают у детей смекалку, ловкость, внимание, сосредоточенность, гибкость, изобретательность и чувство коллективизма. В процессе музыкальной игры дошкольники ярче познают окружающий мир, развивают фантазию и воображение, учатся преодолевать трудности и проявлять организаторские способности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Становление творчества дошкольников в конструировании

Непосредственную роль музыки в формировании личности композитор Д. Кабалевский определял так: «Музыка, как любой -которое искусство, помогает детям познавать мир, воспитывает детей». Конечно, во время музыкальных занятий открываются безграничные возможности для всестороннего развития дошкольников. Формирование основ нравственно-эстетических качеств закладывается именно в этот период, дошкольное; эмоциональная сила музыки, содержание песен, которые слушают и выполняют дети раскрывают будущую личность как эстетически — развитую.

Так как в каждом дошкольном учреждении дети разделены на группы, то для каждой существует своя форма развития музыкального слуха. Уже в таком раннем возрасте как от двух до трех лет, у детей проявляются эстетические чувства музыки, выражающиеся в подпевках, участия в играх или танцах. Детей учат вслушиваться в музыку, реагировать на нее и запоминать ее, учиться интонировать мелодию, развивать чистый и точный музыкальный пение. Происходит реализация этих задач благодаря игровой форме, разучиванию песен и танцев. Для группы детей в возрасте от трех до четырех лет свойственно использование различных типов занятий (комплексные, интегрированные, тематические, доминантные), используются различные методические приемы. В этой группе шире и полнее раскрывают умение ребенка к определенному виду музыкального творчества: пения, танца или игре на музыкальном инструменте. В группе детей от четырех до пяти лет, музыкальный руководитель должен давать более сложные задачи, которые требуют достаточной сосредоточенности, ведь дети уже получили базовые знания о музыкальном творчестве. Однако, специфика музыкального развития детей такого возраста требует все той же сохраняемости развлекательно-игрового характера. В группе детей в возрасте от пяти до шести лет (подготовительная к школе) дошкольники имеют свои сложившиеся интересы и любимые виды музыкальной деятельности. Задача становятся еще более сложными, музыкальный руководитель должен расширять репертуар и требовательно относиться к качеству выполнения того или иного музыкального произведения.

Похожее ...

Добавить комментарий