Философский анализ дошкольного воспитания в контексте музыкального воспитания

Философский анализ дошкольного воспитания в контексте музыкального воспитания

Философский анализ дошкольного воспитания в контексте музыкального воспитания

Постепенное совершенствование традиционных форм и методов воспитательного воздействия, современные направления методики формирования музыкальных способностей у детей дошкольного возраста требуют анализа по их использованию в теории и на практике, а также научного обоснования их организационно — методических основ. Этим обусловлено обращение к философской концептуализации дошкольного образования в контексте музыкального воспитания.

Реформирование дошкольного образования невозможно без обобщения ведущих научных подходов к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Среди основных педагогических подходов можно выделить личностный и систематический. Суть личностного подхода заключается в привлечении дошкольников к определенной области музыкальной среды с учетом способностей субъектов к отдельному роду музыкального искусства. Главным признаком этого подхода является направленность педагогического коллектива на создание соответствующих условий, благоприятной среды для полноценного музыкального восприятия ребенком, использование креативных, специфических и особых методов воспитания. Задачей такого подхода является восприятие произведений искусства в соответствии с общей цели художественного воспитания ребенка.

Выдающиеся педагоги-музыканты считали, что для формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста нужно использовать классическую музыку и произведения народного фольклорного наследия. Что каждый народ должен начинать музыкальное воспитание со своей аутентичной музыки, а потому для того, чтобы сформировать индивидуальный музыкальный вкус личности, необходимо использовать весомые и ценные музыкальные произведения. Современная философия воспитания направляет педагогику на воспитание детей в духе национальной культуры и общечеловеческой морали. Мы считаем, что украинский детский музыкальный фольклор — детские игры, обрядовые песни, колыбельные и др. — Положительно влияет на личность ребенка и помогает повлиять на дальнейшее развитие хорошего эстетического вкуса.

Системный подход представляет собой принцип способности сформировать любые способности у каждого ребенка. Психолог Б. Теплов, специально исследовал музыкальные способности, поставил проблему музыкальности, прежде всего, как проблему качественную, а не количественную. То есть, для решения педагогических задач, связанных с музыкальным развитием ребенка, необходимо обращать внимание на природу ее музыкальности и, соответственно этому, планировать целенаправленную стратегию обучения. Понятие «музыкальность» он определяет как «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от любой другой, но в то же время связанных с любой -каким видом музыкальной деятельностью». Выдающийся российский психолог В. Бехтерев считал, что развитие личности безмерно зависит от планировки музыкального воспитания, ведь правильно организованное музыкальное воспитание с раннего детства позволяет детям развивать чувство, обогащать интеллект. В общем, в современном обществе наблюдается положительное влияние системного подхода в музыкальном воспитании на развитие умений и навыков, речи, мышления, которые необходимы детям дошкольного возраста для дальнейшей школьной деятельности.

Читайте также  Становление творчества дошкольников в конструировании

Одной из главных задач дошкольных учреждений можно определить развитие духовной культуры детей дошкольного возраста через привлечение их к искусству, а значит воспитывать их эмоционально благоприятными и эстетически чуткими слушателями, зрителями, ценителями, исполнителями, способными к творчеству и креативности, определяя эти качества главными в воспитании будущего личности. Большую роль для реализации этой задачи играет правильная постановка музыкальных занятий.

Проведя анализ исследований, музыкальные задачи можно разделить на следующие типы: доминантное, комплексное, традиционное, тематическое. Задача доминантного занятия — сосредоточить внимание детей на определенном виде музыкального искусства (разучивание песен или танцевальных движений в определенных праздников). Комплексное музыкальное занятие имеет основу синтез различных видов творческой деятельности (например во время прослушивания определенного вида музыки дети рисуют, делают аппликации и др.). Задача традиционного музыкального занятия — выявить у детей дошкольного возраста способности воспринимать и исполнять музыкальные элементы. На тематическом занятии детей учат чувствовать музыку, понимать и осваивать определенные музыкальные произведения. В современных дошкольных учебных заведениях применяются различные формы занятий для освоения музыкального материала: игры, разучивание песен и танцевальных этюдов, пьес, драматизация сказок. В общем все типы музыкальных занятий оказывают положительное влияние на формирование будущего музыкального вкуса у детей дошкольного возраста.images (7)

Практическое использование различных форм развития у ребенка музыкального слуха, эстетического восприятия однозначно положительно влияет на развитие будущего личности. Большую популярность в современной системе воспитания приобрела форма театрализованных игр, в которой происходит интегрированное воспитание. Такая форма помогает раскрыть каждого ребенка как личность, применяя при этом свои возможности и умения. Дети учатся выразительному чтению, игре на музыкальных инструментах, пластике движения, владение своим телом во время танца. Также дошкольников обучают основам кукловождения, развивают актерское творчество, песенное и танцевальное сферу. Поэтому популярным в современных дошкольных учебных заведениях является проведение различных праздников и развлечений. Такой вид воспитательного процесса, как игры, игрушки, считалки, разучивание песен и танцев, зарядка под музыку имеет не только функцию досуга — грамотно спланированные занятия развивают у детей смекалку, ловкость, внимание, сосредоточенность, гибкость, изобретательность и чувство коллективизма. В процессе музыкальной игры дошкольники ярче познают окружающий мир, развивают фантазию и воображение, учатся преодолевать трудности и проявлять организаторские способности.

Читайте также  Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрально-сценический деятельности

Непосредственную роль музыки в формировании личности композитор Д. Кабалевский определял так: «Музыка, как любой -которое искусство, помогает детям познавать мир, воспитывает детей». Конечно, во время музыкальных занятий открываются безграничные возможности для всестороннего развития дошкольников. Формирование основ нравственно-эстетических качеств закладывается именно в этот период, дошкольное; эмоциональная сила музыки, содержание песен, которые слушают и выполняют дети раскрывают будущую личность как эстетически — развитую.

Так как в каждом дошкольном учреждении дети разделены на группы, то для каждой существует своя форма развития музыкального слуха. Уже в таком раннем возрасте как от двух до трех лет, у детей проявляются эстетические чувства музыки, выражающиеся в подпевках, участия в играх или танцах. Детей учат вслушиваться в музыку, реагировать на нее и запоминать ее, учиться интонировать мелодию, развивать чистый и точный музыкальный пение. Происходит реализация этих задач благодаря игровой форме, разучиванию песен и танцев. Для группы детей в возрасте от трех до четырех лет свойственно использование различных типов занятий (комплексные, интегрированные, тематические, доминантные), используются различные методические приемы. В этой группе шире и полнее раскрывают умение ребенка к определенному виду музыкального творчества: пения, танца или игре на музыкальном инструменте. В группе детей от четырех до пяти лет, музыкальный руководитель должен давать более сложные задачи, которые требуют достаточной сосредоточенности, ведь дети уже получили базовые знания о музыкальном творчестве. Однако, специфика музыкального развития детей такого возраста требует все той же сохраняемости развлекательно-игрового характера. В группе детей в возрасте от пяти до шести лет (подготовительная к школе) дошкольники имеют свои сложившиеся интересы и любимые виды музыкальной деятельности. Задача становятся еще более сложными, музыкальный руководитель должен расширять репертуар и требовательно относиться к качеству выполнения того или иного музыкального произведения.

Похожее ...

Добавить комментарий