Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрально-сценический деятельности

Хореографическое искусство как фактор творческой деятельности ребёнка

Хореографическое искусство как фактор творческой деятельности ребёнка

Актуальной проблемой сегодня является поиск перспективных путей и выявление эффективных условий, которые будут способствовать формированию у подрастающих поколений системы специальных знаний в различных областях искусства, развития творческой активности и мышления, творческих способностей, мировоззренческих ориентаций, системы духовных ценностей.

В основу формирования личности должны лечь, прежде всего, идеи гуманистической парадигмы личностно-ориентированного образования и воспитания. Цель личностно-ориентированной гуманной образования — не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить способности ребенка, заложить в ней механизм самореализации личности

Педагогической казной для воспитателей и учителей является исследование В. Сухомлинского о творческой личности. Его глубокое понимание значения развития творческих возможностей для самоорганизации личности и ее развития в различных учебных и культурно-досуговых учреждениях дает педагогическим работникам большую и разнообразную палитру для собственного творчества в реализации данного направления.

М. Бахтин отмечал, что педагогические возможности уже заложены в саму природу театрального искусства в различных его функциях и ком-понент. Он рассматривал «обучающих» и «воспитательную» роль театрального искусства и исследовал возможности использования сценического искусства в учебном процессе. По его мнению театральное искусство по своей природе близок к детской творческой игры, которая имеет большое значение для воспитания многих ценных качеств личности ребенка

Привлечение детей дошкольного возраста к занятиям театрально-сценической деятельности может стать первой ступенькой к их понимание сценического искусства и творческого развития.

Театрально-сценическая деятельность как определенная педагогическая система, предполагает решение целого круга воспитательных задач. Прежде всего, театрально-сценическая работа была и является мощным фактором эстетического воспитания детей. А элементы театра, внедрены в работу ребенок чих дошкольных учебных заведений, и учреждений культурно-досуговой делают жизнь детей дошкольного возраста еще более интересным и содержательным, обогащают его яркими и эмоциональными впечатлениями.

Если обратить внимание на детей, играющих, то на ваших глазах эти маленькие волшебники превращают кусок дерева, бумаги ткани на самолет, корабль и даже человека: все зависит от ситуации и требований игры. А с помощью игрушек дети разыгрываются целые спектакли. Игрушка является для ребенка средством общения с окружающим миром, с людьми, тем средством, помогающим проявлять себя и свое собственное отношение к этому миру.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Хореографическое искусство как фактор творческой деятельности ребёнка

Быстрое превращение, вера в предложенные обстоятельства, полное включение в тех событиях, происходящих — все это является проявлением тех качеств, на яки многократно указывали известные психологи, когда анализировали особенности детской игры.

Однако следует отметить, что речь идет именно о тех играх, при которых нет зрителей. А само наличие зрителя является обязательным условием театрального искусства. В этом и заключается главное отличие детской игры от игры театральной. И. Гончаров рассматривает детскую игру как первичную драматическую форму, где актер, зритель, автор пьесы, декоратор и работник сцены сочетание в одном человеке

В театральной игре осуществляется процесс перевоплощения ребенка, возникает способность к взаимопониманию, сострадания и соучастия, раскрываются многие плановые задатки ребенка. Именно ролевые игры («игры в театр»), определенные Л. Выготским, как действенное средство творческого развития и творческой самореализации ребенка. Одновременно игровая деятельность соответствует коммуника-ным потребностям ребенка, потребностям общению со сверстниками. Это является благоприятным условием по их развитию.

Не принижая значение музыки, литературы, хореографии, изобразительного искусства и других видов искусств в воспитании, и их влияния на творческое развитие личности ребенка, следует отметить значительное место театрального искусства в творческом развитии личности.

Проведенное исследование показало, что театральное искусство по своей образно-художественной сути близок к сказке, к особенностям этого жанра, где художественный образ способен жить сам по себе без предварительных объяснений. Сказка, как народная, так и классическая — это художественная сокровищница, хранящая исторический опыт, накопленный человечеством на протяжении веков.

Сказка — это первая школа жизни для ребенка, это также и знакомство с силами добра и зла. Сказка — это необязательно мистика, это — форма, метод, позволяющий делать большие образные обобщения.

Следует отметить тот факт, что привлекательность театрального искусства для детей дошкольного возраста обусловлена ​​его Синкретичность, благодаря чему обеспечивается всестороннее творческое развитие детей. Работа над созданием детского спектакля включает в себя литературу (драматургию), хореографию, музыку, изобразительное искусство, декоративное искусство, которые соединены на основе единой сценического действия. Каждый из этих компонентов в свою очередь, имеет свою особую систему средств по сценической выразительности выразительности и эмоционального воздействия.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Становление творчества дошкольников в конструировании

Любая представление, над которой работают дети вместе со своим руководителем, предусматривает музыкальное оформление. В процессе общения с музыкой ребенок чувствует радость, удивляется, делает свои собственные открытия. Ее привлекает возможность выразить свои чувства, впечатления, фантастические образы в таинственных и пока еще неизвестных звуках и в их сочетаниях, в которых она интуитивно узнает ей одной понятный смысл.

Театрально-сценическая деятельность позволяет каждому ребенку в рамках проведения одного занятия попробовать свои силы в различных видах творческой работы. Особая ценность таких занятий с детьми дошкольного возраста заключается еще и в том, что они способны значительно повысить уровень эмоциональной приподнятости и организованности, сформировать навыки коллективной работы, ответственного отношения к своим поступкам.скачанные файлы (3)

Педагогической ценностью творческой театрально сценической деятельности детей дошкольного возраста выступает как сам спектакль (своеобразный выражение коллективного творчества детей), так и сам процесс ее создания, что представляет собой комплекс разнообразных творческих художественно-эстетических действий, с учетом их интересов, способностей и предыдущего эстетического опыта . Представление, которое создают дети, с помощью воспитателя или руководителя, способствует развитию у них творческого мышления, эстетического восприятия действительности и влияет на формирование эстетической культуры.

Изучение существующего педагогического опыта, тщательный анализ научной, педагогической и учебно-методической литературы и проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

— Творчество — это необходимое условие становления личности, ее самопознания, развития и раскрытия как талантов;

— Театральное искусство является привлекательным для детей младшего дошкольного возраста, как с точки зрения его восприятия, так и со стороны творческой театрально-сценической деятельности;

— Знание данного вида искусства, особенностей и педагогических перспектив относительно процесса творческого развития личности ребенка дошкольного возраста, позволяет определить место театрального искусства в целостной системе эстетического воспитания, как средства стимулирования к творческой деятельности, формирование эстетической культуры и всестороннего развития.

Данное исследование в полной мере не исчерпывает всех аспектов данной проблемы, и потребует тщательного изучения, анализа и дальнейших исследований и освещение в научных публикациях.

Похожее ...

Добавить комментарий