Выявление творческих способностей детей средствами современной хореографии

vyyavlenie-tvorcheskikh-sposobnostey-detey-sredstvami-sovremennoy-khoreografii

Выявление творческих способностей детей средствами современной хореографии

Исследователи в основном изучали проблемы творческого развития студентов во время профессионального хореографического обучения. Вопросами методологии применения современного танца как средства развития личности в системе работы детских хореографических коллективах уделялось недостаточно внимания.

Цель исследования — разработать задачи и критерии оценки уровня развития хореографических способностей детей 12-14 лет средствами современного танца.

Для проведения эксперимента мы разработали 2 вида творческих задач, которые провели в период прохождения производственной практики в детских хореографических коллективах.

Первая задача «Маска» предусматривало выявления умений участников эксперимента передать различные эмоциональные состояния человека (счастье, энергичность, влюбленность, мечтательность, ярость, несчастье, печаль, страсть, безумие) на основе ранее изученного танцевального материала (комбинации). Для этого заранее подобрано разнохарактерный музыкальный материал, который ассоциировался с той или иной эмоцией. Выполнение задания проходило в групповой форме, то есть часть детей импровизировала, а другая — наблюдала вместе с экспериментатором за выполнением поставленной задачи, а затем анализировала деятельность тех, кто импровизировал.

Второе творческое задание «Одно и то же, но по-разному» имело целью выявление умения детей создавать танцевальный фрагмент на основе предоставленного экспериментатором перечня движений: PIROUTTE (вращение исполнителя на одной ноге), RELEASE (расширение объема тела), CONTRACTIOn (сжатие, уменьшение объема корпуса и округления позвоночника), ROLLDOWN (спиральный наклон вниз-вперед , начиная от головы), ROLLUP (постепенное раскручивание и выпрямления торса в исходную позицию), правый шпагат, перекат на правом плече назад с раскрытием в шпагат, кувырок вперед с раскрытием в шпагат. Эта задача проводилось в форме танцевального проекта и предусматривало индивидуальную форму исполнения. Сначала экспериментатор называл и напоминал методику выполнения движений выбранных им для импровизации, затем предлагал прослушать музыкальное сопровождение и давал время для самостоятельной апробации творческого материала (15 минут). После этого детей были разделены на две группы: одна выполняла роль участников проекта, а другая -жури, которое выставляло соответствующую сумму балла каждому участнику за презентацию своей творческой импровизации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Хореографическое искусство как фактор творческой деятельности ребёнка

Для проведения результатов выполнения этих задач, мы разработали критерии оценки:

0 баллов — отказ от выполнения задания;

1-2 балла (низкий уровень) — ребенок без инициативы относилась к выполнению задания, демонстрировала неточные движения, эмоционально-мимической не соответствие характера музыки, отсутствие внешних проявлений эмоционально-образных и пластических перевоплощений;

3-4 балла (средний уровень) — ребенок не способен самостоятельно к ярким проявлениям мимики и пантомимы, демонстрирует технически точные движения, уверенно ориентируется в пространстве;

5 баллов (высокий уровень) — ребенок правильно выполняет содержание обеих задач, импровизирует с удовольствием использует оригинальные движения, умеет ярко передавать различный эмоциональное состояние человека, применяет выразительную мимику и пантомиму, исходя из характера музыки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Философский анализ дошкольного воспитания в контексте музыкального воспитания

Результаты эксперимента показали, что дети обоих коллективов имеют среднее развитие творческих способностей. Основным недостатком было то, что участники эксперимента уделяли больше внимания не поиску оригинальных движений, а технике выполнения уже знакомого материала. Большинство детей не понимали с чем может быть связан тот или иной эмоциональное состояние, они передавали, что делало их творческую импровизацию НЕ выразительной как в техническом так и в эмоциональном смысле.

Вместе с тем, мы можем констатировать, что руководители обоих коллективов применяют в своей работе творческие задания на импровизацию и интерпретацию знакомого танцевального материала. Но, считаем, что уровень творческих способностей можно значительно повысить при условии: систематического введения в содержание уроков современного танца различных видов творческих заданий; использование метода оценки педагога, взаимооценки и самооценки; применение метода сотворчества хореографа с детьми; привлечение детей к поиску интересного танцевального материала современного танца в интернетный источниках.

Итак танцевальную импровизацию можно считать благоприятным средством для формирования умения интерпретировать, варьировать, придумывать оригинальные движения современного танца. Современный танец не имеет границ и творчество детей может достичь высокого уровня при условии ее правильной и систематической организации.

Похожее ...

Добавить комментарий