Особенности социальной адаптации студентов первого курса

osobennosti-sotsialnoy-adaptatsii-studentov-pervogo-kursa

Особенности социальной адаптации студентов первого курса

Адаптация включает взаимодействие психологических, социальных и биологических факторов. Выделяют три главных аспекта адаптации: дидактический, профессиональный и социальный. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям среды как физического, так и социального. Именно ее рассмотрим подробнее.

Адаптация — это приспособление живого организма к динамическим условиям внешней и внутренней среды. В психологии интенсивно изучают адаптацию человека как личности в социальной среде с учетом требований общества, собственных потребностей, интересов и возможностей .

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к социальной среде в котором он находится. У каждого индивида социальная адаптация происходит в зависимости от ценностных ориентаций, избранных целей, возможностей. Она имеет непрерывный характер, но наиболее оказывается при изменении деятельности человека его социального окружения.

Специфика адаптации первокурсника зависит от того, насколько его жизненные ориентации и интересы сосредотачиваются на обучении в вузе или тесно с ним связанными. Важным моментом социальной адаптации является определенное противостояние между личными планами, привычками, способностями студента и тем, положением, которое он занимает в группе, на курсе, в вузе, теми требованиями, которые относятся к нему, как к студенту.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Особенности обучения основы алгоритмизации в начальный курс информатики

Выделяют два главных момента в процессе социальной адаптации:

  1. Успешность студента. Чувство удовлетворенности результатами учебной работы.
  2. Социальный успех. Заключается в освоение новых условий жизни, завоевание авторитета в студенческом коллективе и собственно у преподавателей вуза.

Особенностью коллектива на начальном этапе адаптации является то, что став студентами, они попадают в среду, где никто ничего не знает друг о друге. Но студенты учащихся в классе были замкнуты в себе, застенчивые, тихие, пассивные, могут проявить свои способности и занять определенный статус в группе. Можно сказать, что среда на первых порах более благоприятным для самореализации и самораскрытия, поскольку его изменение и новизна снимает некоторые эмоциональные барьеры. Стремление к самоутверждению личности во вновь коллективе может привести к конкуренции и борьбы между его членами за лидерство. В таких случаях очень сложно тем студентам первокурсникам, которые были лидерами в школе, привыкли быть первыми, а в студенческой жизни не выдержал этой борьбы. Тогда возникает ощущение отторжения и ненужности данному коллективу. Причиной возникновения этих ощущений является то, что человек не может сразу изменить свой статус и занять место к которому привыкла и всегда стремилась. Дополнительной проблемой является то, что группа не хочет видеть данную личность в той или иной роли. Такой ход событий больно влияет на личность данного студента, который в будущем не способен бороться с натиском всей группы и может стать «аутсайдером».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Роль народного слова в воспитании младших школьников

Для облегчения процесса адаптации можно использовать определенные правила, например:

Старайтесь выполнять новую интересную работу.

Активно старайтесь получить нужную информацию и знания.

Не избегайте тех, кто хочет помочь.

Не создавайте эмоциональный барьер в общении с одногруппниками, будьте приветливыми и доброжелательными.

Проводите свободное время с пользой, заводите новых друзей.

Всегда будьте оптимистом, верьте в свои возможности!

Итак, на основе проведенного нами теоретического исследования можно сделать следующие выводы, что социальная адаптация студентов к учебному процессу в вузе зависит от различных компонентов окружающей среды и внутреннего состояния самих студентов. Изменение среды требует от вчерашних школьников не только старания и подготовки, но и изменений. Трудности, с которыми сталкиваются первокурсники, не всегда могут быть решены успешно ими самими. В таких случаях нужна помощь и поддержка деканата, кураторов, преподавателей, а в некоторых случаях психолога.

Похожее ...

Добавить комментарий