Внедрение инновационных форм подготовки педагогических кадров в медицине

vnedrenie-innovatsionnykh-form-podgotovki-pedagogicheskikh-kadrov-v-meditsine

Внедрение инновационных форм подготовки педагогических кадров в медицине

Проблема повышения профессионального мастерства научно-педагогических работников и необходимость совершенствования форм организации методической работы в высших учебных заведениях (ВУЗ) является первоочередной и актуальной. Сформированность профессиональных знаний, умений и навыков является важной составляющей компетентности врачей, их конкурентоспособности и способности решать профессиональные задачи.

Учитывая вышесказанное университет постоянно работает над усовершенствованием педагогической компетентности молодых преподавателей и внедрением новейших форм их обучения с использованием в учебном процессе эффективных технологий.

При этом мы четко придерживаемся основных критериев, которые являются основой деятельности теоретических кафедр при преподавании соответствующих дисциплин:

1) преемственности обучения,

2) профессиональной деятельности.

На кафедре пытаемся совместить традиционные формы методической работы с инновационными технологиями. Классическими остаются написание и подготовка конспектов занятий, взаимопосещения практических занятий и лекций с последующим их обсуждением. С целью обмена опытом и обучения молодых преподавателей на кафедре внедряется практика проведения мастер-классов, которые проводят опытные преподаватели. Ими в основном демонстрируются практические навыки, которые интегрированы с клиникой, соответствуют международным стандартам и предусматривают технике безопасности. Кроме того, в перечень практических навыков включены такие, которые реально можно выполнить. Вместе с молодыми преподавателями создаются инструкции для их выполнения, как фрагмент методической разработки студентов. На методических совещаниях постоянно отмечается, что важнейшим условием овладения практическими навыками является высокий уровень квалификации преподавателя.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Анализ особенностей методики обучения информатике в начальной школе

Положительно оцениваем такую ​​форму обучения как открытые лекции, практические занятия. В презентациях лекций используются элементы видеофрагментов результатам новейших исследований в области молекулярной биологии, генетики, медицинской паразитологии. На открытых практических занятиях внедряются методы «деловой игры», «мозгового штурма». Для лучшего овладения навыками в коротких презентациях лабораторных занятий применяются элементы, которые помогают интегрировать предмет медицинской биологии с такими дисциплинами, как анатомия, физиология. На практических занятиях по паразитологии внимание англоязычных студентов акцентируется на заболеваниях, характерных для их регионов (серповидно-клеточная анемия, малярия, лейшманиоз, трипаносомозе). Студентам предлагается составление схем, алгоритмов, таблиц, обобщающих разделы или несколько тем (схема жизненного цикла паразита, меры профилактики паразитозов и т.д.).

Кроме традиционных форм организации педагогической работы кафедра медицинской биологии ИФНМУ предлагает проведение так называемых занятий ознакомительного характера, на которых перед началом учебного года или семестра молодые преподаватели знакомятся с литературными источниками, особенностями написания методических рекомендаций для студентов и преподавателей, характером тестовых заданий. Внимание следует уделить учебным тренингам, семинарам с целью усовершенствования классических методик преподавания биологии и внедрение инновационных. Популярным среди профессорско-преподавательского состава является предоставление консультативной помощи для устранения «слабых» мест и недостатков в учебно-методической работе. Интерактивной форме совершенствования профессионально-педагогического мастерства является организация круглых столов и проводок дискуссий с возможностью обсуждения со своими коллегами актуальных проблем преподавания. Одной из новых форм повышения квалификации молодых преподавателей является организация наставничества. Молодежь имеет возможность повышать свой уровень благодаря опыту старших коллег не только на педагогическом поприще, но и в сфере науки. Так, молодые преподаватели привлекаются к работе в генетической лаборатории с целью усвоения практических навыков по медицинской генетике и использования их результатов в учебном процессе. Практикуется ознакомления клинических ординаторов с методами диагностики наследственных болезней, которые внедрены в лаборатории.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Особенности социальной адаптации студентов первого курса

Неотъемлемой частью в процессе самосовершенствования профессионально-педагогической деятельности является стажировка и организация «летних школ», общенациональных, межвузовских конференций. Актуальным в приобретении научно-педагогического опыта является посещение лекций известных отечественных и зарубежных ученых в области генетики и молекулярной биологии.

Таким образом, внедрение инновационных форм в научно-педагогический процесс позволяет усовершенствовать качество подготовки молодых преподавателей, обеспечивает повышение качественного уровня сформированности профессиональных умений и навыков студентов, усиливает мотивацию обучения, активизирует самостоятельную работу студентов, создает условия для развития их индивидуальных способностей, побуждает их к самоанализа, самооценки и самосовершенствования.

Похожее ...

Добавить комментарий