Финансово-экономическая модель образовательных услуг

Финансово-экономическая модель образовательных услуг

Финансово-экономическая модель образовательных услуг

Финансово-экономическая модель образовательных услуг

Рыночные условия, в которых находится современное общество, сказываются на всех аспектах его жизнедеятельности. Товарно-рыночные отношения проникли в сферы, которые длительное время на территории нашего государства считались некоммерческими: здравоохранение, церковь, образование. Указанная тенденция неоднозначна и требует рассмотрения / оценки по крайней мере с двух позиций.

С одной стороны, существует объективная необходимость формирования материальной базы для удовлетворения любой потребности (в т. ч. в лечении, обучении или др.). И с этой точки зрения коммерциализация указанных сфер вполне закономерной.

Однако, с другой стороны (и на этом стоит особо подчеркнуть), — речь идет о учреждения, призванные удовлетворять насущные потребности человека как живого организма (например, в здоровье) и как члена общества (в учебе и саморазвития).

Мы выделили слово «обеспечивается», чтобы акцентировать внимание на том, что из содержания приведенной статьи следует: государство берет на себя обязанность обеспечить реализацию этих прав или она поручает эти функции определенным своим представителям. Кроме того, не следует забывать, что в начале пути получения высшего образования потребители образовательных услуг еще не имели возможности обеспечить себя финансово (до 17-18 лет) и полностью зависимыми от посторонних лиц.

Итак, имеем конфликт между правами человека на духовное и физическое развитие и реальной возможностью реализовать эти права

При этом не будем игнорировать свершившийся факт актуальности указанного конфликта для значительной части одаренных и заинтересованных в саморазвитии и образовании граждан. И хотя еще не проводились исследования с целью установления социально-экономических, научно-технических и других потерь государства от отсечения неплатежеспособной части населения юного и молодого возраста от получения образовательных услуг, понимаем, что потери эти являются существенными. Ведь государственный заказ, во-первых, имеет другую цель, во-вторых, формируется на других принципах, а в-третьих, имеет не такой значительный объем.

Проведенный нами анализ методов решения обозначенной проблемы в странах постсоветского пространства, Западной Европы, Азии, Северной и Южной Америки позволил обобщить мировой опыт финансирования предоставления и получения образовательных услуг и сформулировать несколько выводов:

— Во всех странах, на примере которых проводилось исследование, функционируют как государственные, так и частные учебные заведения;

— Частные заведения, как правило, более престижные, поскольку имеют финансовые возможности сформировать лучшую материально-техническую базу, организовать комфортные условия для обучения и преподавания, привлечь лучших преподавателей и соответственно обеспечить современные образовательные технологии;

— Страны, оказывают значительное внимание успешной реализации стратегии национального развития, одновременно имеют хорошо развитую систему грантов и стипендий в поддержку талантливой молодежи;

— В большинстве стран (с исследуемой выборки) уровень оплаты за обучение сопоставим с размером возможной материальной компенсации (в форме гранта, помощи или др.), а также средней заработной платой.

Кроме того, опрос представителей — выходцев из указанного круга стран — показало, что совершенной системы финансирования предоставления / получения образовательных услуг на сегодня еще не создано ни в одной из них. Однако, практически в каждой присутствуют отдельные атрибуты, которые полезно апробировать и адаптировать к системе образования нашей страны.

Читайте также  Инструмент инновационного развития инженерного образования

Основываясь на результатах проведенного исследования сформулировали исходные положения формирования финансово-экономических моделей предоставления / получения образовательных услуг:

— Обеспечение мультивариантности моделей, то есть формирование условий для одновременной реализации различных моделей, с учетом потребностей потребителей образовательных услуг;

— Обеспечение эффективности отрасли высшего образования, с одной стороны, и в стратегическом, и в тактическом плане, но с другой — на всех возможных уровнях (государства, университета, преподавателя, студента).

Поэтому целесообразно гармонизированное сочетание таких финансово — экономических моделей предоставления / получения образовательной услуги:

1) государственное финансирование — выявление наиболее талантливых абитуриентов, обучение их за государственные средства по специальным учебным программам и с мотивационными программами дальнейших перспектив карьерного и творческого роста;

2) деловое финансирования — подготовка специалистов, в которых нуждаются представители определенных отраслей по их средства и на условиях тесного сотрудничества с ними, предусматривающий согласование программ обучения и практики, преподавания определенных дисциплин практиками, стажировки преподавателей и прохождения практики студентами, трудоустройство выпускников (целесообразность модели гарантируется потребностями бизнеса)

3) кредитное финансирование — получение кредита на обучение (от будущего работодателя, от независимого спонсора, от государства и др.) — Эта модель на сегодня возможна лишь при условии обеспечения государством финансовой безопасности как кредитора, так и заемщика (целесообразность модели гарантируется кредитором )

4) самофинансирование — обучение за счет собственных средств (целесообразность модели гарантируется учебным заведением и государством на основе данных информационной базы для потребностей в специалистах)

5) комбинированное финансирование — сочетание приведенных моделей, исходя из условий, которые сложились.

Понятно, что внедрение указанных моделей в нашем государстве требует разработки соответствующего идеологического (концептуального), маркетингового и правового обеспечения, к которому (среди прочего) должны войти следующие составляющие:

1) стратегия инновационного развития образования,

2) порядок формирования инфраструктуры обеспечения информационной поддержки принятия решений,

3) критерии определения целесообразности выбора той или иной финансово-экономической модели предоставления / получения образовательных услуг,

4) перечень и последовательность внесения поправок в законодательную базу, цель которых — обеспечение эффективного функционирования каждой модели, а также получение дополнительных возможностей финансирования образовательных услуг.

На наш взгляд, стратегия инновационного развития образования имеет иметь несколько уровней и, безусловно, должна стать приоритетной составляющей Национальной стратегии развития. В ней следует предусмотреть создание: во-первых, системы изучения и прогнозирования потребности в специалистах на близкую и стратегическую перспективу; во-вторых, системы гибкой образовательной предложения, способной мобильно реагировать на метаморфозы среды (что невозможно без соответствующей автономии учебных заведений); в-третьих, системы содействия и мотивации преподавателей (инструкторов, тренеров и т.д.) к повышению квалификации; в-четвертых, системы содействия развитию личности, начиная с помощи в выборе пути, который бы наиболее соответствовал естественным данным, и заканчивая развитием актуальных в определенный период адаптивных характеристик; в-пятых, системы дифференцированного обучения для студентов, позволяющей им максимально удовлетворять индивидуальные потребности в образовании; в-шестых, системы создания и развития многовариантного финансирования предоставления / получения образовательных услуг.

Читайте также  Формирование эстетической компетентности будущего учителя

Формирование инфраструктуры обеспечения информационной поддержки принятия решений необходимо потому, что все указанные модели должны функционировать в рамках единой информационной базы о потребностях в специалистах. Это исключит возможность такого распространенного сегодня негативного явления как необоснованные заказа. В свою очередь ведет к дефициту одних и перепроизводства других специалистов, их некачественной подготовки и тому подобное. Кроме того, важной задачей этого элемента является сбор и накопление информации, без которой невозможно эффективное функционирование моделей. Предлагаемая нами модель инфраструктуры предусматривает три уровня: государство — отрасль — университет — студент.

На государственном уровне необходимо предусмотреть функционирование маркетингового департамента, главными функциями которого будут такие:

— экспертное определение гипотез приоритетных проблем;
— разработка рекомендаций по оптимизации источников информации (в т. ч. выборок / панелей) и методов сбора данных;
— организация и проведение кабинетных и полевых, качественных и количественных исследований;
— формирование базы данных на основе сбора первичной и вторичной информации, анализа международных и национальных документов и данных, которые предоставили потребители и производители образовательных услуг;
— интерпретация информации (на основе проведенного анализа рынка образовательных услуг);
— выбор возможных вариантов решения определенных проблем;
— формирование нужных срезов информации в ответ на конкретные запросы университетов, студентов и др.

На отраслевом уровне следует обеспечить формирование базы данных на основе информации, предоставили университеты, предприятия отрасли и т.д. И анализа документов, освещающих определенные проблемы.

Для этого предусмотреть выполнение следующих функций:

— помощь в проведении маркетинговых исследований, организует государственный департамент;
— аккумулирования фрагментарных данных по отрасли и мировых тенденций ее развития;
— формирование прогнозов по актуальным ныне и перспективных специальностей;
— предоставление коммуникационных услуг для потребителей и производителей образовательных услуг;
— консультирование абитуриентов (о возможностях получения образования) и учебные заведения (о перспективах развития / сокращение спроса на ту или иную специальность);
— просветительская работа среди потенциальных студентов, их семей, организация мероприятий с привлечением СМИ и тому подобное.

На уровнях университета и студента возможно:

— формирование базы данных по показателям объема и структуры реализованного и потенциального спроса на образовательные услуги;
— показателей отношения потребителей образовательных услуг к их качеству и практической целесообразности;
— оценок учебных технологий, графиков обучения, эффективности практики и др.;
— показателей успехов в карьерном росте выпускников учебных заведений, их оценок полученного образования на основе практического опыта и др.

В перспективе описано маркетинговое обеспечение должно стать тем информационным основанием. Которое позволит взвешенно разработать и наиболее эффективно применять предложенные финансово-экономические модели предоставления/получения образовательных услуг.

Похожее ...

Добавить комментарий