Формирование компетенций современного инженера

Формирование компетенций современного инженера

Формирование компетенций современного инженера

Формирование компетенций современного инженера в условиях перехода на ступенчатую систему образования

Сегодня образовательная деятельность вузов страны базируется на основных принципах Болонского процесса, ступенчатой ​​подготовки и компетентностного подходе к процессу обучения.

Разработка новых принципов создания образовательных программ и организации учебного процесса на основе компетентностного подхода обеспечит непрерывную многоуровневую подготовку

высококвалифицированных специалистов новой формации. Основной акцент ставится на том, чтобы предложить в рамках действующего законодательства «готовые» технологии подготовки специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда. Именно поэтому главное внимание уделяется реализации таких принципов Болонской декларации, как обеспечение высокого качества учебно-научного процесса, доступность и прозрачность образовательных услуг, ориентация на международные квалификационные требования для повышения мобильности студентов, внедрение системы признания академических достижений студентов — системы зачетных единиц (БСК). Важно отметить, что они неразрывно связаны между собой, попытки реализации одного из них требуют усилий и в других направлениях.

Уже на этапе разработки образовательной программы необходимо обеспечить условия для выбора специализации, а в процессе обучения предоставить студенту помощь (в том числе и психологическую) в формировании его индивидуальной траектории. Процесс создания образовательных программ должен быть переосмыслен в первую очередь, разработана концепция проектирования образовательных программ на основе компетентностного модели специалиста, системы зачетных единиц и принципа мобильности студентов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Опыт проведения занятий

Концепция предусматривает применение комплексного подхода к разработке программ, позволяет:

— гармонично учесть потребности работодателей региона, самих выпускников, а также академического сообщества;
— использовать систему зачетных единиц как инструмент, отражающий значимость тех или иных компетенций;
— обеспечить возможность формирования гибких образовательных траекторий в ходе подготовки специалиста;
— предусмотреть прозрачность и совместимость получаемых квалификаций с зарубежными аналогами.

Опыт, полученный в ходе попытки разработки компетентностного модели выпускников по направлению 6.050502 «Инженерная механика» показывает, что формулировка компетенций, особенно специальных, составляет для работодателей довольно серьезную проблему. Среди общих компетенций часто называют «умение работать в команде», «умение приобретать новые знания», «знание и готовность к использованию инновационных идей», однако такого рода формулировки, как правило, требуют серьезной доработки с участием представителей вузовской общественности. Здесь важно отметить, что общие компетенции является в достаточной мере универсальными для различных направлений подготовки выпускников, и на этапе разработки модели целесообразно выделить и согласовать необходимый минимум компетенций, составляющих «универсальное ядро» подготовки современного специалиста. В первую очередь речь идет о социально-личностные и организационно-управленческие

компетенции, характеризующие взаимодействие человека с обществом и другими людьми, его умение планировать свою деятельность, принимать управленческие решения. Такой подход позволяет оптимизировать процесс подготовки специалиста, то есть в условиях сокращения сроков обучения в бакалавриате обеспечить минимальный набор компетенций, необходимых для его быстрой адаптации на рынке труда, предоставляя при этом широкие возможности для самосовершенствования в ходе изучения дополнительных дисциплин. В этом случае, с одной стороны, создаются условия для формирования индивидуальных образовательных траекторий студентов, с другой — появляется возможность углубления профессиональной подготовки за счет некоторой минимизации общих знаний.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Креативная среда вуза - основа инновационной активности специалистов

Выделение «универсального ядра» актуально и для общенаучных компетенций, определяющих, по сути, фундаментальность инженерной подготовки

Это позволит сделать ее ступенчатой, сформулировать квалификационные характеристики бакалавра и магистра.

Специальные компетенции выпускника также не должны быть «всеобъемлющими». На практике в каждой профессии можно выделить несколько основных направлений профессиональной деятельности: производственно-технологический, научно-исследовательский, организационно-управленческий. Студент должен иметь возможность сделать осознанный выбор соответствующих компетенций исходя из своих потребностей и психологических особенностей. Стремление «научить всему» в обязательном порядке в условиях сокращения сроков обучения в бакалавриате не даст положительного эффекта. Таким образом, формирование компетенций современного инженера достаточно весомой составляющей подготовки будущих специалистов высшей квалификации.

Похожее ...

Добавить комментарий