Формирование образовательной инновационной инфраструктиры вузов

formirovanie-obrazovatelnoy-innovatsionnoy-infrastruktiryi-vuzov

Формирование образовательной инновационной инфраструктиры вузов

Инновационная модель, которую пытается освоить страна, рассматривая ее как панацею от многочисленных вызовов XXI века., должна обеспечить устойчивое развитие, о чем свидетельствуют публикации ведущих отечественных экономистов. Однако никто из них не придал значения цены внедрения ее в жизнь и откуда брать на это средства. Дело в том, что данная модель нуждается в перестройке всей совокупности общественных отношений. Этого невозможно достичь не изменив самого человека, который бы имел новое мышление, новое мировоззрение, новую психологию, новую культуру, новую мораль, новые знания.

Решающая роль инновационная модель развития отводит образовательной сфере, поскольку именно в ней происходит предварительный отбор и подготовка специалистов для народного хозяйства, формируется интеллектуальная и научно-техническая элита народа. От достижений в сфере образования зависят успехи во всех сферах общественной жизни. Именно образование становится приоритетным направлением конкурентной борьбы в современном мире, потому что знания способствуют преодолению неопределенности, обеспечивают преимущество стране в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Так, по мнению известного американского экономиста Дж. Гэлбрейта, власть переходит к тому фактора производства, который наименее доступен, и который труднее всего заменить. Таким фактором является власть знаний.

Во время системного кризиса, разразился в стране и поставила под сомнение существование ее как самостоятельного и независимого государства, внедрение инновационной модели вообще, и в сфере образования в частности, становится неотложным делом. Данная модель не исключает наследственность. То есть, с одной стороны она предполагает сохранение старой инфраструктуры образования от разрушения и уничтожения, а с другой — требует поиск средств для ее реформирования и модернизации, чтобы она отвечала современным достижениям научно-технического прогресса. Как справедливо подчеркивают специалисты, потери, которые понесет образование во время кризиса, будут иметь для страны более глобальное значение, чем потери экономики.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Опыт проведения занятий

Выполнение образованием своей инновационной функции невозможно без создания для него соответствующих условий, которые зависят от существующей инфраструктуры. Она определяет конкурентоспособность вузов, влияет на уровень конкуренции в сфере образования. Мировая практика показывает, что важно не количество вузов, а их научно- технический потенциал с соответствующей инфраструктурой. Это означает, что стране нужно оптимизировать количество вузов (университетов III-IV уровня аккредитации), в которых будут сформированы большие научно педагогические коллективы способными заниматься фундаментальными исследованиями.

По нашему убеждению, если средства на формирование образовательной инновационной инфраструктуры вузов будут найдены, то приступив к реализации этого проекта необходимо решить следующие задачи:

Во-первых, создать принципиально новые вузов, которые представляют собой научно-промышленные и учебные комплексы с разветвленной сетью учебных заведений разных уровней аккредитации, которые имеют разное назначение. Каждый вуз — это не столько учебное заведение, сколько научно-исследовательское учреждение, где формулируются и осмысливаются новые идеи, нетрадиционные методы исследования и тому подобное. Вузов, как структурная единица образования, должен иметь современные условия для занятий научной деятельностью. Его материально техническая база должна быть адекватной для подготовки кадров способных освоить YI технологический уклад. Чтобы источника для построения инновационной инфраструктуры вуз должен научиться зарабатывать деньги за счет научной деятельности преподавателей, лаборантов, аспирантов, студентов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Преподавание дисциплины «финансовый контроль»

Во-вторых, следует изменить учебные планы, ограничив академическую нагрузку преподавателей и предоставив им возможность заниматься исследовательской деятельностью и внедрять результаты исследований в жизнь, широко используя для этого систему стимулов. Добиться оптимального соотношения между специальными и гуманитарными дисциплинами. Само обучение, построенное на основе информационных технологий, и в котором отражаются современные научные достижения, становится постоянно обновленным процессом.

В-третьих, необходимо применить новые критерии к отбору преподавателей, которые хотят работать в вузе, и оценки их труда. Они должны иметь способности к исследовательской деятельности, которая становится определяющей в их профессии. Успешно проведя диссертационные исследования, творческий поиск должен сопровождать их на протяжении всей научно-педагогической деятельности.

В-четвертых, в новых условиях Министерство образования и науки должно выполнять роль координатора, определяя приоритетные направления научных исследований, создавая временные творческие коллективы ученых из разных вузов объединенных общими научными интересами и тому подобное.

Похожее ...

Добавить комментарий