Можно ли предотвратить учительский стресс?

Можно ли предотвратить учительский стресс?

Можно ли предотвратить учительский стресс?

Кто-то когда-то сказал: лучший способ справиться со стрессом — умение его предотвращать. Абсолютное исключение стресса в нашей жизни является делом невозможным, поэтому необходимо обратить внимание прежде всего на способы контроле стресса.

Одной из возможностей предупреждения профессионального выгорания является активный подход к профессиональным задач и трудностей. Проведенных исследований выявлено, что творческий подход к задачам и трудностей в работе учителя может эффективно противодействовать выгоранию в труде.

Не менее важным является развитие профессиональных компетенции, которые можно развивать при повышении квалификации учителей, приобретение разнообразных знаний в работе с детьми, умение общения, решения проблемных ситуаций (сопротивление, нежелание, агрессия). Все эти навыки проводят учителя к чувству высокой профессиональной компетенции. Однако, повышение компетенции, квалификации учителя, хотя в большой степени способствуют нивелированию профессионального выгорания, не ликвидируют ощущение эмоционального и психофизического истощения. Тогда на помощь «приходят» различные формы умственной и физической релаксации, восстановления. Важную роль при этом играет захвата чем, то есть хобби. Школа, учебное заведение — общение тех же людей в одном месте иногда создает стрессогенные ситуации, по поводу различных проблем в общение. Трудности могут возникать на разных уровнях: «учитель-директор», «учитель — ученик», «учитель-учитель», «учитель-родители».

В зависимости от ситуации и проблемы, вносят дополнительные перегрузки для учителя, а иногда могут даже тормозить развитие и интеллектуальные способности учащихся. Важно «климат» в работе, а доброжелательная сотрудничество учителей чинит напряженность. Значительную роль отводится также директору учебного заведения. Человек на этой должности создает соответствующую атмосферу в работе, организует работу, определяет темп. Директор является поддержкой для учителей, является своеобразным арбитром в конфликтных ситуациях, и тому подобное. Работа в должности директора учебного заведения — это творческая деятельность. Опытный директор определяет соответствующее направление организационной деятельности, контролирует стрессогенные ситуации, которые возникают в работе.

Источником стресса может быть не только избыток обязанностей, но также их отсутствие

Поэтому существенным является соответствующая организация труда учителя, использование эластичной стратегии эффективного использования времени. Поэтому очень важным при планировании труда также нужно учитывать свободное время на отдых.

Читайте также  Основы использования компьютерных технологий в процессе обучения языку

Активность физическая, выработка позитивного мышления помогают избавиться от ненужного в работе стресса. Важнейшее при этом является личная осанка учителя к своей профессии, оптимистический настрой, желание действовать, развиваться. Менторский стиль общения, постоянное стремление контролировать, воспитывать, улучшать, учить … Учитель устает и утомляет всех вокруг себя. В такой ситуации именно практический психолог может оказать квалифицированную помощь в преодолении педагогических деформаций, которые накапливаются годами. Важным также является процесс самовосстановления, для установления внутреннего равновесия, повышение веры в себя. Необходимо поддерживать свой творческий потенциал, повышать уровень педагогической компетентности, стремление излагать и воспитывать по-новому. В связи с этим, чрезвычайной важности в сохранении оптимальной работоспособности учителя, а значит в предупреждении профессионального выгорания, приобретают вопросы профилактики таких деструктивных состояний. В научной литературе различают три части профилактики профессионального выгорания.

В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения первая часть профилактики предусматривает работу с коллективами и общественным мнением по воплощению идей здорового образа жизни; вторая — направлена на работу с людьми группы риска; третья часть профилактики предусматривает работу с зависимыми пациентами с целью предотвращения возвращения заболевания. Таким образом, можно отделить групповые и индивидуальные способы профилактики и преодоления «профессионального выгорания». Одной из наиболее эффективных групповых способов психопрофилактики «профессионального выгорания» на уровне образовательной организации является проведение тренинговой работы с учителями с целью предотвращения синдрома. Мониторинг синдрома профессионального выгорания польских учителей показывает, что 58% из них могут ограничиться психопрофилактике, 35% нуждаются в психокоррекции, а 7% — психотерапии и, возможно, медицинского лечения. Эти данные убеждают в актуальности и целесообразности систематической работы с учителями по оптимизации психопрофилактики и коррекции нарушений их личностного и профессионального развития.

Читайте также  Снижение риска потерь контингента вузов

В связи с этим проблема психопрофилактики «профессионального выгорания» учителей является актуальным вопросом как для теоретических исследований, так и для практической работы

Разнообразие форм, методов, способов и техник профилактики профессиональных деструкции, собственно, к которым и относится профессиональное выгорание, впечатляет, однако многие из них слишком сложны и нередко оказываются неэффективными. Объединяет их то, что большинство из них непосредственно связаны с развитием внутренних ресурсов личности — соответствующих личностных качеств, умений, навыков и привычек, а также эффективных стратегий или способов поведения.

Каждый человек носит в себе высокий самозащитный и профилактический потенциал борьбы со стрессом. Умелое пользование таким потенциалом требует от человека овладения искусством самоконтроля и самооценки. Учитель побеждает свой профессиональный стресс путем самообразования и благодаря этому, несмотря на временные неудачи, может наслаждаться хорошим самочувствием, обусловливающим здоровье и радость жизни.

Для большинства учителей труд в учебном заведении является трудом стрессогенной. Проведенных исследований на протяжении многих лет выявлено действие различных факторов на углубление стресса у учителей. Такими факторами являются: возраст, стаж работы, заработки и тому подобное.

Изменения в современной системе образования действуют на нивелирование стресса по-разному. С одной стороны влияют на уменьшение стресса (компьютерная система), с другой — наоборот (отсутствие соответствующих квалификации) Однако, следует обратить внимание, что изменения, которые происходят в педагогическом образовании открывают немало возможностей для создания и реализации авторских учебных программах и предлагают большую гибкость в выборе содержания и форм обучения. Перед учителем открываются большие возможности принятия самостоятельных решений, которые имеют отношение к учебно процесса. Однако, чрезвычайно важным вопросом является соответствующая подготовка учителей к этой профессии, с учетом стрессогенных факторов и возможностей их нивелирования. Такая стратегия поможет будущему учителю ограничить стресс-факторы и тем самым способствовать развитию соответствие навыков в решении стрессовых ситуаций, которые будут определять уровень его самочувствия.

Похожее ...

Добавить комментарий