Обучение студентов профессионально ориентированным иностранным языкам

obuchenie-studentov-professionalno-orientirovannyim-inostrannyim-yazyikam

Обучение студентов профессионально ориентированным иностранным языкам

В условиях рыночной экономики предъявляются новые требования к качеству знаний и уровня подготовки специалистов в вузах. Учитывая требования времени, высшие учебные заведения направляют свое внимание на овладение студентами иностранным языком, что является одним из определяющих факторов в формировании современного высококвалифицированного специалиста. Знание иностранных языков в значительной мере способствует свободному оперированию информационными ресурсами, реализации коммуникативных намерений, развития умений работать с профессиональными и художественными текстами, справочной литературой и т. д.

Первоочередной задачей высшей школы в направлении овладения иностранным языком студентами является развитие умений и навыков письменной и устной речевой коммуникации как важных аспектов профессиональной деятельности. Будущие специалисты должны уметь не только читать литературу по специальности и находить в ней необходимую информацию, но и обладать богатым словарным запасом для общения на иностранном языке с зарубежными коллегами. Коммуникативной целью обучения иностранному языку в вузе является достижение студентами такого уровня практического владения иностранным языком, который позволит им использовать иностранный язык как средство постоянного углубления своих профессиональных знаний, обеспечит учебно-познавательную деятельность студентов и дальнейшее их общения в различных сферах деловой и общественной жизни.

В условиях переориентации образовательного пространства в высшей школе с традиционной лекционно-семинарской формы организации обучения на самостоятельную учебно-познавательную деятельность студентов важным элементом приобретение практических умений и навыков в рамках выбранной специальности является работа со словарями. Ведь словарь, будучи незаменимым дополнением к учебнику, помогает воспринимать, осознавать, оперировать, анализировать и усваивать большой объем информации, которая постоянно увеличивается и необходимая для качественной подготовки к будущей профессиональной деятельности. В то же время в процессе работы со словарями повышается интеллектуальный потенциал и языковая культура, совершенствуется память и мышление, расширяется кругозор будущего специалиста.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Финансово-экономическая модель образовательных услуг

Повышение эффективности знаний студентов тесно связано с инновационными процессами в обучении, которые нашли свое отражение в ряде педагогических технологий. Одной из них можно считать спроектированную нами технологию обучения с использованием словарей (словарная технология обучения), которую толкуем как алгоритм совместных действий преподавателей и студентов, направленных на формирование у будущих специалистов умений и навыков работы со словарями различных типов, усвоения полученной из словарей информации и использования ее в дальнейшей практической деятельности.

При разработке словарной технологии обучения мы исходили из того, что работа со словарями должна иметь системный характер, то есть: быть четко спланирована, методично осмысленная; проходить через все разделы программы учебной дисциплины; постепенно переходить от общего ознакомления к пониманию структуры словарной статьи; выработать у студентов постоянную потребность пользоваться словарями и умение ориентироваться в различных словарных изданиях.

В словарной технологии обучения взаимосвязаны: цель (расширение словарного запаса, развитие умений и навыков работы со словарями различных типов в процессе учебно-познавательной деятельности); функции (информационно-познавательная, исследовательская (поисковая), практическая, самообразовательная, развивающая, систематизирующая, трансформационный, закрепления и самоконтроля, организационная, стимулирующая) содержание технологии (различные типы словарей, организация работы со словарными изданиями) алгоритм действий (подготовительный (мотивационный), начальный (информационный), основной (процессуальный), практический (деятельностный), итоговый (результативный) этапы) методы реализации (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, систематизация словарного материала) диагностический инструментарий (опрос, тесты, наблюдения, экспертная оценка, самооценка) и результат (сформированность умений и навыков работы со словарями различных типов).

Проблемы формирования и развития инновационной инфраструктуры

Подготовительный этап (мотивационный) предусматривает создание мотивации у студентов к использованию словарных изданий, ознакомление со словарями разных типов и структурой самого словаря. Формы и методы работы на этом этапе: беседы ( «Словари в моей жизни», «Типы словарей»), диспуты ( «Использование словарных изданий: за и против»), разработка проектов ( «Роль словарных изданий в изучении специальных дисциплин», « История создания словарей ») и др.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Подготовка специалистов по бухгалтерскому учету

На начальном этапе (информационном) осуществляется анализ последовательности выполнения задачи, требует использования словаря, ознакомление со структурой умение работы со словарем. С этой целью используются: беседы ( «Как пользоваться словарными изданиями», «Информационные технологии в изучении специальных дисциплин»), консультации ( «Как правильно воспользоваться он-лайн словарем»), экскурсии в библиотеку в отделы справочной литературы.

Для основного (процессуального) этапа характерно выполнение четко поставленных преподавателем задач с помощью предложенных средств ее решения (словарей различных типов). В процессе их выполнения формируются знания по учебным дисциплинам и умение студентов пользоваться словарями разных типов. Используются такие методы работы со словарями, как анализ информации, сравнение, обобщение, классификация, систематизация словарного материала.

На практическом (деятельностном) этапе реализуется задача привлечения всех студентов к быстрому поиску необходимой информации в словарях не только во время аудиторных занятий, но и самостоятельной и индивидуальной работы. В процессе работы со словарями студентов растет эмоциональность восприятия информации.

Основными задачами итогового (результативного) этапа являются: осознание студентами учебных действий, их рефлексия и коррекция, а также самооценка и оценка преподавателями уровня развития умений и навыков работы со словарями.

Выбор и применение словарной технологии должны происходить в соответствии с целью обучения и уровня подготовленности его субъектов.

По нашему мнению, технология обучения с использованием словарей, которая будет включать элементы мультимедийных и компьютерных технологий, должна стать неотъемлемой составляющей процесса профессиональной подготовки студентов в высшей школе и обеспечить благоприятные условия для эффективного обучения вследствие развития мотивации и заинтересованности изучением профессионально ориентированной иностранного языка , которая широко представлена ​​в словарях разных типов.

Похожее ...

Добавить комментарий