Подготовка специалистов в условиях болонского процесса

Подготовка специалистов в условиях болонского процесса

Подготовка специалистов в условиях болонского процесса

Теоретические и практические проблемы подготовки специалистов в условиях болонского процесса

Современный социальное и экономическое развитие страны, а также реформирования высшей школы страны в рамках Болонского процесса требуют повышения качества подготовки специалистов с целью приближения их к европейскому уровню. Основная задача высшего образования заключается в формировании квалифицированной, творческой личности, специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

Болонская декларация предусматривает модернизацию образовательной деятельности, в основе которой лежит кредитно-модульная система обучения и контроль знаний студентов. Эта система требует повышения качества самостоятельной работы студентов, которая является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Особенно важным является правильное определение объема и структуры содержания учебного материала, выносимого на самостоятельную проработку. В процессе самостоятельной познавательной деятельности студент должен научиться ориентироваться в большом количестве информации, сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат. Эффективность самостоятельной работы зависит от наличия и качества методического обеспечения по каждой дисциплине.

Заслуживает внимания и такой вид самостоятельной работы студентов, как научно-исследовательская работа. Под руководством преподавателей студенты приобретают знания по осуществлению научных исследований, анализа и формирования результатов работы, формирование научных выводов и рекомендаций по внедрению результатов в производство.

На студенческой научной конференции, во время защиты курсовых и дипломных работ, студенты учатся докладывать результаты своих исследований

Это способствует выработке особого отношения к научной работе и совершенствованию деловых качеств будущего специалиста.

Читайте также  Креативная среда вуза - основа инновационной активности специалистов

Одним из направлений модернизации образования является введение дистанционных технологий обучения, предусматривающий получение образовательных услуг без посещения ВУЗа с помощью современных информационно — образовательных технологий и систем телекоммуникации. В связи с этим на современном этапе формируются учебные информационные ресурсы, такие как электронные учебники, дистанционные курсы, учебно-методические материалы, пакеты контрольных заданий, комплексы тестов для организации текущего, итогового контроля и самоконтроля знаний.

Дистанционное образование имеет неоспоримое преимущество в том, что студенты хотят учиться в удобное для них время, находясь любой где и удовлетворяя свои информационные потребности в определенной области знаний. Однако, в условиях модернизации образования, лекция, как основная форма учебного процесса, не только не утратила своего значения, но и усилила его. Живой контакт с аудиторией является непременным условием продуктивного обучения. Лекция дает возможность экономить время: по два академических часа студент получает информацию, на поиски которой пришлось бы потратить гораздо больше времени.

На наш взгляд, в условиях дефицита лекционных часов лекции должны иметь не столько пояснительный, сколько устанавливая характер. Лектор не должен пытаться выложить все, что он знает по теме лекции. Нужно освещать проблемные вопросы, давать толкование наиболее сложных вопросов, которые вызывают трудности среди студентов для восприятия. Главное здесь заключается в том, направил лектор студента на самостоятельный поиск информации. Определение перечня тем учредительных лекций, разработка образцовой методики их чтения позволит правильно организовать самостоятельную работу студентов.

Читайте также  Инновационное развитие высшего образования потребительской кооперации

Другую важную часть учебного процесса составляют практические занятия

На наш взгляд, чтобы повысить активность и самостоятельность работы студентов на практических занятиях, преподаватель должен выдавать индивидуальные задания студентам. А также консультировать их по ходу работы, принимать и оценивать выполненную работу каждого студента индивидуально.

Неотъемлемой составляющей реформирования высшей школы в рамках Болонского процесса является усиление практической подготовки студентов. Прохождение практики способствует закреплению теоретических и практических знаний. Полученных студентами в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических умений и навыков по избранной специальности. Во время хорошо организованной, продуманной и интересно проведенной практики знания, полученные студентом в учебном заведении, становятся более конкретными, подтверждаются опытом.

Итак, инновационные процессы в высшем образовании происходят достаточно высокими темпами и направлены они на изменения относительно форм и методов обучения. Прежде всего следует отметить большую работу, проведенную работниками вузов, по осуществлению перехода учебного процесса на кредитно-модульную систему. Внедрению новой системы тестового контроля, пересмотра структуры самостоятельной работы студентов.

Похожее ...

Добавить комментарий