Призрак в белом платье. Призрак белой дамы Белая женщина привидение

Они поднимались на Эльбрус. Небольшая группа, решившая покорить одну из красивейших вершин мира. Предпоследней в цепочке шла 28-летняя альпинистка, на счету которой был не один покоренный пик. Они уже добрались до снежника, когда девушка вдруг почувствовала непреодолимое желание обернуться…

В 200 метрах от нее стояла ослепительная красавица в сияющем белом платье . Длинные волосы слегка колыхались от ветра, босые ноги и голые до плеч руки, казалось, никак не реагировали на пронизывающий холод… Девушку охватило чувство невероятного, неземного, потрясающего счастья «такого счастья просто не бывает», вспоминала она впоследствии. Было, правда, и легкое ощущение подвоха, но где-то далеко, на периферии сознания, мелькнуло легкой дымкой и пропало, как и не было… А женщина между тем подняла правую руку и поманила ее к себе.

И та пошла. Пошла, как сомнамбула, прямиком в пропасть. И остановилась лишь после оклика мужа, спохватившегося, что его половина бредет куда-то явно не туда. Очнувшись от затмения на краю пропасти, в которую у нее уже начали сползать ноги, альпинистка упала на спину и потихоньку отползла от края… В тот миг, когда она очнулась, девушка услышала на дне провала собственный оборвавшийся крик.

Альпинистку тут же исключили из группы и спустили вниз, отрядив для сопровождения парня: тот, кто встречается с Белой Женщиной , в горы ходить уже не должен, следующее восхождение обернется для него смертью, гласит неписаный закон гор.

…Опытный 30-летний альпинист спускался с горы. Началась метель, и в просвете снежной круговерти он вдруг увидел белокурую женщину в белом платье , сидевшую, обняв колени, прямо на снегу. Она была молода и красива, и одновременно стара и дряхла, от нее исходило ощущение неземного счастья и одновременно грозной опасности… Ни на миг, по словам альпиниста, не терял он над собой контроль, все время, анализируя происходящее. Правда, анализ этот, как выяснилось, был сам по себе, а реальность сама по себе. Его товарищи по восхождению вдруг увидели, что он отклонился от маршрута и пошел куда-то в метель… Только после громкого оклика альпинистов он очнулся и вернулся в «лоно отряда».

По словам исследователя Дмитрия Громова, собравшего немало случаев наблюдения Белой Женщины , их сюжет не блещет разнообразием. Женщина явно действует по накатанной схеме: обращает на себя внимание, вызывает состояние неземного блаженства, а потом заманивает в пропасть. По схожему плану действует и Двуликая Женщина спелеологов: при встрече обращается к исследователю своим молодым и прекрасным лицом, заводит его в какую-нибудь ловушку и тут же поворачивается старым и уродливым. Некоторые ее коллеги по цеху, впрочем, действуют более честно: страшные старухи взяли на себя обязанность спелеологов из ловушек выводить, а молодые и прекрасные девы их, наоборот, туда заманивают. Так сказать, разделение труда…

Схожих персонажей в походном фольклоре масса: Черный и Белый альпинисты, Плачущий Мальчик, Зовущий Старик… Да и в мифологии разных народов они встречаются с подозрительной периодичностью. Это и греческие сирены, которые собственным голосом лишают моряков ощущения реальности и направляют их корабли на скалы, и русские русалки, заманивающие купальщиков на дно, и романские вампиры, которые околдовывают свою жертву, и та отправляется к нему под клыки с превеликим удовольствием…

На мой взгляд, самое важное в этих описаниях, говорит Дмитрий Вячеславович, то, что явление одновременно происходит и в реальности, и, так сказать, в голове наблюдателя. В реальности, видимо, есть некий объект, который является источником события, но он же вполне комфортно чувствует себя и в сознании человека, манипулируя им в строгом соответствии со своим сценарием. Что весьма существенно отличается от описания «обычных» аномальных явлений: большинство описаний сводятся к тому, что кто-то что-то наблюдает, испытывая при этом какие-то чувства, которые совсем не доминируют над сознанием наблюдателя… То есть речь идет о каком-то явлении, которое выходит за рамки нашей картины мира.

Впрочем, в картину мира наших предков оно вписывалось весьма органично. С точки зрения русских стариков-ведунов, мы живем в некоем поле, которое сделано из того же «субстрата», что и человеческая душа. И многие явления, которые мы наблюдаем, происходят не просто в материальном мире или в нашем сознании, их надо рассматривать как следствие какого-то (субъективного и объективного) комплекса в рамках этого особого поля.

БЕЛАЯ (БАБА, ДЕВКА, ЖЕНЩИНА) — явление смерти в образе женщины, девушки, покойница, предвестница несчастья, водяной дух, видение, призрак, угрожающий жизни человека.
«Белая женщина в белом саване является тому из семьи, кто скоро умрет» (Ворон.), «После бани помрочило — бела, высока показалась. Я воскресну молитву зачитала, и все исчезло» (Мурм.), «Стоит белый человек — простыня вот так накинута» (Новг.).
«Предвестник в белом» (в белых одеждах, белом балахоне, чаще всего очень высокий) — один из самых популярных персонажей поверий в XIX и XX вв. В рассказе начала XX в. из Архангельской губернии явление женщины в белом на повети предшествует кончине девушки. В современном повествовании одетая в белое женщина выходит на дорогу и предсказывает будущее: «Слух пустил кто-то... Будто один шофер ехал, вдруг машина резко остановилась, он видит: женщина идет. Одета во все белое. Подошла и просит его купить белого материала с полметра.
— А как купишь, сюда же приезжай. Потом рассчитаемся. Он съездил, купил. <...> А как проезжать стал то место, машина опять остановилась. Спрашивает его:
— Купил? — Он отдал материал. — Что хочешь теперь проси, все исполню.
Он перетрусил, не знает, что спросить. Потом сказал первое, что пришло в голову:
— Война будет?
Она отвечает:
— Войны не будет» (Вост. Сиб.).
Высокая фигура, «накрывшаяся всем белым», является отцу и дочери по дороге на ярмарку: «Стоит женщина... и все голосом читает. Высо-о-кая — высо-о-кая эта баба! Так голосом она и плакала. А потом через два года и папка помер. Вот мама все говорила, что это Смерть ему пришла» (Новг.).
Образ высокой белой женщины, по-видимому, объединяет персонификации смерти и судьбы в облике белой колеблющейся фигуры, схожей с покойником в смертном одеянии. Умерший, по поверьям, может прийти за живыми и «увести», погубить их — он несет с собой смерть, воплощает ее.
Белый цвет в одном из своих основных значений — цвет смерти, небытия, он характеризует обитателей иного мира. Традиционна и персонификация «смерти-судьбы» в облике женщины: она дарует жизнь — и может ее отнять (сходное значение иногда приобретает образ женщины в черном или красном одеянии).
В поверьях XIX-XX вв. фигура в белом именуется и не вполне определенно («бела», «высока») и прямо называется смертью и, например, в современных рассказах Новгородской области трактуется как «обернувшийся простыней покойник» .
Образ белой женщины предполагает и несколько иные трактовки. В поверьях ряда Губерний России он связывается со стихией воды. Белая баба в рассказах вологодских крестьян напоминает русалку: «В каменистых реках она иногда выходит из воды, садится на камень и расчесывает себе волосы». Женщина в белом появляется у проруби: «...Мы только подошли — стоит женщина! Вся в белом, как снегурка. Все у нее горит около головы так. У этой проруби конской стоит и грозит пальцем: „Вы знаете, что в двенадцать часов на прорубь ходить нельзя?“ Хоть у соседки ковшик воды попроси, а не ходи» (Вост. Сиб.).
В повествовании из Костромской губернии белая женщина — покойник- колдун, «речной дружок» полупомешанной девушки: «...уж мы спать полегли, слышу я, стучится кто-то в окно, встала, глянула, <...> да так и обмерла со страху: стоит у окна Аксинья, вся, как есть, мокрая, и уж чего-чего нет у ей в подоле: и раки, и лягушки, и трава какая-то водяная... <...> Взбудила я помаленьку мужика своего, рассказала ему, в чем дело, — ён палку узял, а я — иконочку, родительское благословение, и пошли мы с ним вон из хаты, поглядеть, что будет. Только мы к углу подходим, женщина, вся в белом, метнулась было к нам, да, верно, благословение-то мое помешало — назад, да и пропала за углом. Только ента пропала, откель не возьмись Аксинья вывернулась, зубищами ляскаст, глянула на нас и говорит: „Графенушка, пусти меня заночевать, дуже я замерзла“. А я говорю: „Зачем ты ко мне пойдешь? Ведь твоя хата вон, рядом“. А она как захохочет, да пустилась бежать вниз, туда, к речке, да причитать: „Марья! Марья!“ — Это она энтого-то, дружка-то своего звала да энтого, речного-то... ну, ведь это ён женщиной-то белой обернулся, да за углом ее поджидал...»
Белая девка может появиться и в лесу, выгоняя оттуда пришедших драть лыки крестьян: «Давай, говорю, Лавруш, подерем етта лык! Он отошел эдак в сторонку от меня, срубил березу, дерет сибе лыка, я тоже. Вдруг как закричит во все горло! Еле-еле пришел в себя и говорит: „Пришла, говорит, ко мне девка, высокая, белая, косы распущены, да как схватит меня рукой за галстук (шарф) и галстук сорвала“. Я посмотрел, а у ево на шее пятно большущее багровое... „Ну, говорю, Лавруш, побежим скорие домой, это леший с нами шутит, щобы чево худова не сделал, видно, березняк-ать — это ево“» (Волог.)
В окрестностях Семипалатинска рассказывали, что в одном из курганов у Иртыша скрыт, по преданию, клад: «Иногда по ночам над эти курганом появляется белая женщина на белом коне. Кладом никто из людей не воспользовался».
Женщинами в белом нередко представляли болезни: «Есть люди, утверждающие, будто видели, как в полночь в избу входила женщина в белой одежде и, пройдя по избе, неизвестно куда исчезала, или же останавливалась перед кем-либо из семейства и пристально, долго на него глядела. На другой день этот человек заболевал» (Ворон.) <Селиванов, 1886>.
Очевидно, что полисемантичный (как и весь круг «мерещущихся» и одно временно принимающих женское обличье персонажей — МАРА, РУСАЛКА) образ белой женщины все же наиболее устойчиво соотнесен с предзнаменованиями судьбы — неудачи, болезни, смерти.
Предвестником несчастья в поверьях русских крестьян может быть и мужчина в белом. На Терском берегу Белого моря записан рассказ о появлении в лесу высокого мужчины в белом, с лентой через плечо. Он предсказывает встреченному в лесу крестьянину близкую войну и гибель.
В крестьянских рассказах конца XX в. белая женщина чаще все же не преследует человека и даже не вступает в разговор, а плачет или причитает, либо просто стоит неподвижно, как некий явленный знак грядущей беды (иногда подобным образом описывается появление Богородицы, также вещающей бедствия, перемены).

Марина Власова. // Марина Власова. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. СПб., 2000.

Испаноговорящее население юго-запада США называет ее La Llorona (ла-йо-ро-на) – Плакальщица. Говорят, что призрак высокой молодой женщины необыкновенной красоты со струящимися черными волосами, оглашает своими воплями берега рек и озер чуть ли не со времен конкистадоров.

Согласно легенде, при жизни Женщину в белом звали Мария, и она была любящей женой и матерью двух сыновей. Ее муж тоже был от нее без ума и окружал постоянным вниманием и осыпал подарками. Но вскоре после рождения детей он бросил ее и вернулся к посиделкам с друзьями за бутылкой вина или погоне за очередной юбкой. Казалось, он совсем охладел к Марии и даже говорил о том, чтобы оставить ее ради женщины из его круга. Когда он возвращался домой, он общался лишь с детьми, и Мария начала чувствовать ненависть к сыновьям.

Однажды вечером Мария со своими детьми прогуливалась вдоль тенистого берега реки, возле них остановилась повозка, в которой сидел ее муж с изящно одетой дамой. Мужчина заговорил с мальчиками, но не обратил никакого внимания на жену, а потом он ухал и не оглянулся назад.

В страшном гневе Мария схватила детей и бросила их в воду. Но когда они скрылись в волнах, она поняла, что натворила и бросилась на берег, пытаясь их спасти, но было уже поздно. Она целыми днями бродила вдоль берега реки, надеясь, что ее дети вернутся к ней, ее белое платье изорвалось и пропиталось грязью, но все было напрасно, пока она, наконец, не умерла.

Вскоре после смерти ее неупокоенный дух с наступлением темноты начали видеть на берегах реки Санта-Фе либо плывущей по ее течению в развевающихся белых одеждах. Ее крики и плач не умолкали всю ночь, и люди стали бояться выходить из своих домов. Постепенно все забыли ее имя и прозвали La Llorona.

Историю La Llorona рассказывают с незначительными вариациями. Муж Женщины в Белом оставляет её либо ради другой, либо в поисках работы, либо просто бросает семью. Она убивает собственных детей, почти всегда топит их, либо чтобы избавить их от жизни в бедности, либо чтобы найти другого мужа, либо мстя их отсутствующему отцу. Обычно, её неспокойный дух бродит ночами, ища своё потерянное потомство. Те, кому не посчастливилось увидеть или услышать Женщину в Белом, помечены для скорой смерти. Различия встречаются главным образом на тему того, как одета героиня. "Она была расфуфырена, как шлюха, и один парень подцепил ее в Эль-Пасо, у реки. Он просто рот разинул!" "На ней была ночная сорочка, длинная и белая". "На ней было подвенечное платье, а лицо закрывала длинная белая фата". Она всегда плачет и иногда её глазницы пусты, иногда рот её искривлён как лошадиный. Также нет единого мнения по поводу выбора ее жертв, кто-то говорит, что она убивает только детей, утаскивая их под воду, кто-то, что мужчин, которые были неверны своим семьям.

Испаноговорящие жители Америки верят, что Плакальщица повсюду следует за ними, скитаясь по бегам рек и озер, вплоть до Монтаны и реки Йеллоустоун.

В фильме «Фрида», рассказывающем о жизни мексиканской художницы Фриды Кало, звучит песня La Llorona. Вот ее текст:

La Llorona

Salias del templo un dia, Llorona,

Cuando al pasar yo te vi;

Hermoso huipil llevabas,Llorona,

Que la Virgen te crei

Ay, de mi!, llorona,

llorona de azul celeste.

No dejare de quererte, llorona,

Y aunque la vida me cueste.

Todos me dicen el Negro, llorona,

Negro, pero carinoso.

Yo soy como el chile verde, llorona,

Picante pero sabroso.

и перевод:

Плакальщица

Ты выходила как-то раз из храма, Llorona,

Когда я, проходя, увидел тебя.

Ты была одета в такую красивую сорочку, Llorona,

Что я принял тебя за Богородицу

О боже мой, Llorona,

Llorona с синего неба.

Не перестану любить тебя, Llorona,

Даже если это стоило бы мне жизни.

Все называют меня Черным, Llorona,

Черным, но нежным.

Я как зеленый перец, Llorona,

Два очень разных варианта исполнения этой песни:))

Женщина в белом

Один из сюжетов популярного сериала "Сверхъестественное" посвящен женщине в белом - привидению, которое появляется на дорогах Европы и Америки и порой становится причиной гибели незадачливых автомобилистов. Он основан на легендах, которые претендуют на достоверность.

Несмотря на огромную популярность в Соединенных Штатах, легенда о попутчице-призраке, возможно, происходит из Европы, как и легенды о путешественниках-призраках. В фольклоре народов Азии попутчица-призрак предстает в образе молодой женщины, которую мужчина провожает в дом ее родителей. Она идет за ним, но, когда они приходят на место и мужчина оборачивается, женщина исчезает. В Америке легенда о попутчице-призраке возникла в конце XIX века. Среди преданий Америки она занимает выдающееся место вследствие той роли, какую играет автомобиль и романтика дорог в американской культуре, особенно с середины XX века.

Существует несколько версий истории о призрачной незнакомке.

Одна из них повествует о молодом человеке, поздно ночью возвращавшемся домой с вечеринки. По дороге он замечает на обочине молодую девушку в длинном белом платье и подвозит ее. Заметив, что незнакомка дрожит от холода, молодой человек предлагает ей накинуть свой пиджак. Доехав до дома девушки, он открывает дверцу, чтобы помочь ей выйти, и тут замечает, что его попутчица исчезла. В конце концов наш герой решает, что она просто забежала в дом. На следующий день юноша вспоминает, что новая знакомая забыла вернуть ему пиджак. Он едет к ней домой и встречает там мать девушки, которая рассказывает, что ее дочь 10 лет назад погибла в автокатастрофе. Она показывает ему могилу дочери. На надгробии лежит его пиджак...

Другой вариант. Ночью молодой человек в сильно нетрезвом состоянии возвращается домой из бара. Он пытается поймать машину, и в конце концов какая-то девушка предлагает его подвести. Незнакомка называет свое имя и привозит его к себе домой…Наутро он приходит в себя на могиле. На надгробном камне имя той самой девушки…
В некоторых вариациях девушка внезапно исчезает из машины возле кладбища, а водитель замечает на одном из надгробий свой пиджак, который только что одолжил ей... Иногда он попадает в дом родителей покойной и видит ее фотографии, на которых она изображена в том же самом платье, в котором он ее встретил...
Еще вариант. Группа юнцов отправляется на автомобильную прогулку на машине, принадлежащей отцу одного из них. По пути им попадается девушка, и они предлагают ее подвести. Незнакомка садится на заднее сиденье между двумя парнями. На одном из перекрестков она просит высадить ее, но у оболтусов другие планы…Девица поднимает крик и неожиданно прямо на глазах начинает разлагаться… Незадачливые искатели приключений в ужасе выскакивают из машины. Никакого трупа в ней нет, но все пропитано запахом тлена…

А есть ли у "женщины в белом" реальные, не фольклорные прототипы?

В 60-х гг. прошлого столетия Мария Руа и ее жених ехали в автомобиле к дому родителей девушки, они торопились сообщить родным о своей помолвке. По пути молодой человек не справился с управлением. Произошла авария, и оба погибли.
Немного времени спустя по той же дороге проезжал другой молодой человек. Он увидел на обочине девушку в белом платье, остановился и предложил подвезти ее. Девица молча уселась на заднее сиденье. В какой-то момент, обернувшись, парень обнаружил, что сзади никого нет... Решив, что пассажирка каким-то образом выпала из машины и теперь лежит на дороге раненая, он отправился за помощью в полицейский участок. Вместе с дежурным офицером они обыскали все вокруг, но никакой девушки на дороге не оказалось. И тут оба заметили, что дверца машины открывается и закрывается сама собой...
В большинстве случаев незнакомка в белом не причиняет водителям особого вреда, лишь пугает и озадачивает их. Хотя время от времени подобные призраки становятся причиной аварий.

Так, в середине 70-х на крутой горной трассе близ американского города Кламат-Фолс была сбита машиной молодая девушка. Теперь время от времени ее привидение голосует на дороге. Если кто-то из шоферов останавливается, фантом манит его за собой и заводит в пропасть... Иногда призрак внезапно появляется перед автомобилем, и тот, резко вильнув в сторону, падает в бездну или врезается в скалу...

Но не всегда легенды о женщинах в белом связаны с дорогой…

Женщина в Белом
Нью-Йорк

В начале XIX века на том месте, где ныне находится Durand Eastman Park, жила Белая Леди со своей дочерью. Однажды девочка пропала. Белая Леди была убеждена, что девочку изнасиловал и убил сосед-фермер. Несчастная мать взяла двух овчарок и отправилась на поиски тела ребенка. Она обошла все окрестные леса и болота, но нигде не нашла даже следа дочери. Обезумев от горя, Леди бросилась с утеса в озеро Онтарио и утонула. Овчарки последовали за любимой хозяйкой.
После смерти дух матери возвратился, чтобы найти ребенка. Люди говорят, что туманными ночами из маленького озера Дюран, что около Онтарио, выходит Женщина в Белом. В сопровождении своих собак она ходит по парку и все еще ищет потерянную дочь.
Женщина в Белом – враждебный дух. Она ненавидит мужчин и преследует их, мстя за своего ребенка. Иногда она пытается столкнуть их автомобили в озеро. При этом она никогда не трогает женщин, сопровождающих этих мужчин.

Плакальщица
Калифорния

Говорят, это была бедная молодая девушка, влюбленная в знатного человека. Она родила ему троих детей. Девушка хотела выйти замуж за отца своих детей, но он отказывался. Он говорил, что женился бы, если бы не внебрачные дети, которых он считает позором.
Тогда девушка утопила детей, чтобы доказать свою любовь к их отцу. Однако, вскоре после этого неверный возлюбленный женился на другой. Обезумев от горя, девушка бросилась назад к реке. Она ходила по воде, плача и взывая к своим детям. Но было слишком поздно. Тогда она взошла на мост, прыгнула в реку и утонула.
Ее дух обречен вечно скитаться вдоль реки, плача и ища ее детей. Говорят, всякий раз, когда плачущая женщина появляется – кто-то погибает.
Рассказывают, что как-то двое молодых людей ехали поздней летней ночью, когда услышали ужасный крик. Он был похож на отчаянный крик ребенка или раненного животного. Внезапно, белый придорожный туман начал сгущаться. Вскоре он обрел очертания прекрасной юной девушки, одетой в белое платье, ее длинные черные волосы были распущены. Она плакала и заламывала руки. Молодые люди поняли, что видят призрак Плакальщицы. Напуганные, они постарались как можно скорей проехать мимо, опасаясь, что слухи о ней верны. Однако той ночью с ними ничего не случилось. Они остановились возле ближайшего бара, выпили, чтоб успокоиться. К утру молодые люди были уверены, что призрак им всего лишь привиделся и смеясь вспоминали об этом случае.
Следующей ночью молодые люди возвращались домой по той же дороге. В том самом месте, где они встретили Плакальщицу, автомобиль внезапно потерял управление, они съехали с дороги и врезались в дерево. Оба погибли на месте.
Впрочем, Плакальщица только предсказывает смерть, но сама никогда не убивает.

«Женщин в белом» видят не только на дорогах Америки. Вот истории, которые навсегда изменили мировоззрение некоторых автомобилистов.

Одной весенней ночью 1977 г. в Ю. Африке молодой мужчина остановился у обочины дороги около г. Юниондейл. На темной дороге одна-одинешенька стояла привлекательная женщина. Мужчина решил подбросить её, и женщина забралась в автомобиль. Он проехал около семи миль, затем притормозил на придорожной автозаправке. Только тогда мужчина заметил, что его спутница словно растворилась в воздухе. Выбраться из машины незамеченным было невозможно, так как водитель не делал остановок с того момента, как взял загадочную попутчицу. Шокированный произошедшим, он сразу же заявил в полицию.
Полицейские поведали мужчине, что аналогичная ситуация сложилась несколькими годами ранее с другим водителем. Для раскрытия столь необычных случаев пригласили знатока в области сверхъестественного - Синтию Хаэнд. Она распознала в призраке на дороге некую Марию, разбившуюся насмерть весной 1968 г. именно там, где её в первый раз увидели оба водителя. Позже эти свидетели узнали покойную Марию по предоставленному фотоснимку. Однако это ещё не все. Забавно, но призрак покойной вновь возник на дороге. Случается это ровно раз в год и примерно совпадает с датой гибели девушки. Примерно – это значит, что призрак может появиться на дороге несколькими днями ранее, а может появиться несколькими днями позднее. Но попадается он лишь молодым неженатым мужчинам, разъезжающим на машине.

Возьмем участок трассы А-229 южнее Четэма в Великобритании. Извещения о необъяснимых и загадочных происшествиях стали появляться отсюда аж с 1968 г. Коренной причиной этого, вероятно, стала гибель женщины в ДТП возле подножия горы за три года до первого известия о призраке на дороге. Теперь она постоянно тормозит на месте своей смерти автомобили, прося водителей подбросить её по пути.
Через некоторое время девушка бесследно пропадала, ставя в тупик доверчивых водителей. Однако бывает, что призрак вместо того, чтобы голосовать на дороге, появляется в полуметре от мчащейся на всей скорости машины. К примеру, М.Годунау, державший путь мимо злополучной горы летом 1974 г., внезапно увидел, как в свете фар показался силуэт женщины, а затем пропал под колесами его авто. Вне себя от страха из-за предстоящей за совершенное ответственности, Годунау затормозил и медленно вышел на улицу. На дороге лежало окровавленное тело сбитой им женщины, совершенно без движения. Бедняга окутал ее в свою кофту и перетащил подальше от проезжей части. Затем он поехал в Рочестер, где посетил первый попавшийся полицейский участок.
Здесь он во всем признался. Однако выехавшие к указанному месту сотрудники полиции ничего не нашли. Мертвая девушка исчезла, однако осталась та самая кофта, в которую её завернул перепуганный водитель. И кровь на месте столкновения как будто испарилась. Удивленные стражи порядка отправились обратно за неимением состава преступления. Задерживать потрясенного водителя им было не за что.

Похожи на "Женщин в белом" Белые дамы - в фольклоре германских народов сверхъестественные существа, которых нередко отождествляют с призраками и лесными духами. К людям Белые Дамы относятся вполне дружелюбно - выводят на дорогу заплутавших путников, превращают обыкновенные камни в чудодейственные, наводят на месторождения золота и серебра, помогают женщинам рожать и следить за домом, предсказывают будущее, утихомиривают бури и так далее. Впрочем, их очень легко рассердить неблагодарностью и жестокостью, и тогда они сурово карают обидчиков.
Люди их не видят: узреть белую даму способен лишь человек, рожденный в воскресенье, или тот, у кого при себе эльфийский талисман. Тогда ему предстанет молодая женщина ослепительной красоты с длинными светлыми волосами, в белом платье с кружевами.

На севере Франции бытует легенда о "белых дамах" , которых иногда называли феями, подстерегающих одиноких путников у мостов после наступления темноты. Дождавшись такого путника, "белая дама" просила потанцевать с ней. Если человек соглашался, после танца его благополучно отпускали. Если же он отказывался, "белая дама" сбрасывала его с моста или велела напасть на него своим совам и кошкам.

Коварное привидение девушки в белом водится неподалеку от немецкого городка Деггендорф, в том месте, где железная дорога проходит через тоннель. Поздним вечером оно заманивает в тоннель случайных прохожих, и они попадают под поезд, мчащийся на большой скорости...

Что общего у всех этих эпизодов? Призрачная незнакомка всегда очень красива и одета в белое платье. Сталкиваясь с живыми, она либо исчезает, либо, каким-то образом воздействуя на сознание людей, подстраивает несчастные случаи...

Многие знатные фамилии Европы могут похвастаться историями о призраке Белая Дама. Рассказано множество историй о появлении Женщины в Белом в замках Чехии, Германии, Франции. Я решила сделать подборку наиболее известных легенд. Первая история о Белой Даме из Чехии. (Среди иллюстраций мои фото городка Чешский Крумлов ).

Из записей Николая Вербина, 189* год
Это случилось во время моего путешествия по Польше. Погода вдруг резко испортилась, дорога до ближайшего города оставалась длинная, и я решил остановиться в придорожной гостинице. Я не ошибся, вскорости налетела метель. Уже вечерело, когда я устроился в своем номере. Вдруг дверь моей комнаты приоткрылась от сквозняка. Когда я подошел, чтобы закрыть ее, то к своему удивлению увидел на лестнице белый силуэт женской фигуры, которая, неспешно спустившись вниз, растворилась в сумраке прихожей.

В голове промелькнули мысли: "Надеюсь, я не впадаю в безумие? Я взаправду видел привидение?" Любопытно, что таинственная фигура не вызвала у меня страха или какого-нибудь другого неприятного ощущения, о котором упоминали люди, видившие призраков. Устроившись за столиком, я попытался читать, дабы прогнать навязчивые мысли. Сосредоточиться на чтении не удавалось. В тенях от свечи мне начала мерещиться всякая чертовщина, а вой бури за окном только усиливал волнение. Я решил спуститься в гостиную, в надежде отыскать общество для беседы.

Белая Дама рода Рожмберков
В гостиной мне встретился военный Михаил фон Роземберг, о знатном роде которого я был наслышан (он происходил от богатых чешских аристократов Рожмберков). Михаил курил трубку, устроившись в кресле за кофейным столиком. Лицо капитана выглядело задумчивым. Не боясь показаться безумцем, я поведал ему о недавнем видении.
- И вы видели Белую Даму? - оживился собеседник.
Его вопрос вселил в меня надежду, что я не единственный свидетель сверхъестественного.
- Да, она спустилась по лестнице... Она пришла к вам? - внезапно догадался я.
Собеседник кивнул.
- На ней были черные перчатки, - добавил он печально-задумчиво.


Замок "Рожнберк-над-Волтавой", где появляется призрак Белой Дамы. Рисунок 19 века

Не желая гадать, что значат "черные перчатки". Я попросил собеседника поведать историю о призраке рода Рожмберков. Благо обстановка способствовала, освещенная гостиная казалась особым безопасным местом, а темный коридор мрачной дорогой в иной мир. Как темнота усиливает детские страхи!


Современный вид на замок, фото из путеводителя

Мой новый знакомый с радостью начал рассказ.
Белая Дама Рожмберков, которую чаще называют Белая Панна, обычно появляется в местах былых владений Рожмберков, но иногда она приходит к представителям рода независимо от расстояния.
Она добрая, страху не нагоняет. Хотя иногда является печальным вестником. Если она приходит в черных перчатках, значит кого-то из членов семейства ждет смерть, если в красных - берегитесь пожара. Но если на призрачном лице улыбка - значит, будет удача.
Теперь мне стало понятно волнение Михаила, он явно обеспокоен за кого-то из родственников. Видя во мне понимающего собеседника, Роземберг продолжил рассказ.


Перхта Рожмберк (годы жизни около 1429 - 1476) - Белая Панна.
По легенде ее душу освободит тот, кто сумеет расшифровать загадочную надпись на портрете.
В награду спасителю дама укажет, где хранится клад

Проклятье злодея
С ее именем связана печальная история рода чешских дворян Рожмберков, которая произошла во времена дикого средневековья, в 15 веке. Знатную девушку Перхту из рода Рожмберг насильно выдали замуж за злобного аристократа Яна Лихтенштейна, имевшего влияние при королевском дворе. Супруг оказался злодеем и всячески издевался над молодой женой, которой в год замужества исполнилось 20 лет. Он также осмеливался устраивать оргии в замке, не стыдясь молодой жены. Злобные сестры Лихтенштейна тоже унижали новую родственницу.

Перхта пыталась бежать от мужа, но дикие нравы той эпохи не позволили ей вернуться в отчий дом. Несчастная была вынуждена остаться с мужем. Она прожила с ним более 20 лет, терпя тиранию. Перед смертью муж попросил у нее прощения, но честная гордая супруга отказалась простить издевательства. Тогда негодяй проклял Перхту: «пусть тебе не будет покоя после смерти», после этих слов его черная грешная душа провалилась в Ад.


Рисунок в интерьере замка, 17 век

Увы, проклятье сбылось. После смерти душа Перхты не упокоилась. Она является в белом платье с ключами за поясом.

Хранительница рода
Дама всегда была добра к Рожмберкам. Она приходила нянчить детишек рода, оберегала их от всякого зла. Служанки знали, что панна навещает детей по ночам, и не боялись ее. Однажды ночью, когда призрак убаюкивала маленького Петра Вокова, проснулась няня, недавно принятая на службу. Глупая женщина подняла крик, и Белая Дама, скользнув сквозь стену, исчезла. Больше она не навещала Петра. Он стал последним владельцем замка Рожмберков. Возможно, нерадивая служанка прогневала хранительницу рода.


Портрет Петра Вокова (годы жизни 1539-1611) в детстве

Клад Белой Панны
Повзрослевшему Петру Вокову рассказали о его детской встрече с Белой Панной. Повинуясь любопытству, он велел сломать стену, через которую прошла призрак. В стене был найден клад. С тех пор глупцы охотники за кладами бродят по бывалым владениям Рожмберков, желая встретить Белую Даму и разузнать у нее о кладе. Некоторые думают, клад нужно искать там, где привидение исчезнет. Можно только посмеяться над людской глупостью.


Монеты Рожмберков

Забавный случай
Однажды Белая Панна напугала группу студентов, остановшихся в замке. Чрезмерно испив местного пива, они начали отпускать глупые шуточки о призрачной хозяйке. Один заявил, что готов обнять даму и признаться ей в любви. Перхта явилась проучить наглеца, который по глупости своей решил выполнить сказанное, и попытался обнять призрак. Отделался он легко, благородная дама всего лишь лишила его сознания. Говорят, есть призраки более суровые к таким выходкам, и не избежать бы ему безумия.


Интерьер замка "Рожмберк-над-Волтавой", фото из путеводителя

Белая Панна в городке Чешский Крумлов
Помимо замка Рожмберков существует другое излюбленное место появления Белой Панны - городок Чешский Крумлов. После смерти мужа, Перхта осталась в этом городе до конца жизни. Она запомнилась горожанам своей добротой и милосердием. Когда Перхта умерла, по ней скорбил весь город. Говорят, Белая Панна часто посещает любимый городок. Были рассказы очевидцев, которым встречалась белая фигура, неспешно прогуливающаяся по узким улочкам.


Город Чешский Крумлов, фото мои 2005 года (увеличиваются при клике). Прим.


Замок Рожмберков в городке Микулове, где также было замечено появление Белой Панны


Предполагаемый рассказчик Михаил фон Розенберг, военный инженер, получивший чин генерал-майора (годы жизни 1861-1928). Представители рода Рожмберков появились на российской службе в 18 веке при царице Анне Иоановне

Спуспустя несколько дней я получил письмо от Роземберга, в котором он писал, что умер их близкий родственник. Смерть родственника произошла в тот самый вечер, когда к нему явилась Белая Панна.

Дополнение к истории . Появление Белой Панны было замечено во Вторую Мировую в 1944 году. Фашисты устроили в замке нацистскую школу для девочек. Однажды школьницы, поднимавшие фашистский флаг увидели призрачную женщину, которая погрозила им пальцем. Перепуганные девчонки убежали, а поднятый флаг оторвался от шеста и упал на землю. Случаю быстро нашли объяснения, обвинив во всем диверсантов. Однако, посторонних в замке так и не нашли. Так призрак выступила против фашизма в своем имении.


Прям про меня картинка:))
Летом в замке проводится ночная экскурсия, посвященная Белой Даме. Призрака никто не встретил, но экскурсия очень интересная. Надеюсь, когда я снова побываю в Чехии, обязательно загляну к Белой панне.

Узнать о Рожмберках (Розенбергах) можно тут http://rosenberg-i.ru
Также использованы фотоматериалы сайта

В нашем мире, изученном, казалось бы, вдоль и поперёк, до сих пор встречаются необъяснимые явления. И, хотя существование паранормальных явлений научно не доказано, многие в них всё равно верят. Возможно, потому что люди от природы любопытны, а призраки - удивительный шанс хотя бы заглянуть за завесу тайны потустороннего. Перед вами подборка самых знаменитых призраков мира.

1. Призрак Белой Дамы

Белая дама - собирательное название призраков. Как правило, очевидцы описывают длинноволосых женщин в белом платье, с тёмными печальными глазами и худым заострённым лицом. Иногда также говорят об окровавленных руках и лице, а Михаил Розенберг во время своего путешествия по Чехии видел Даму в чёрных перчатках.

Этот призрак является одним из самых знаменитых в мире. По легенде, чешская Белая Дама - не кто иной, как Перхта Рожмберк, считающаяся хранительницей рода Рожмберков и близких ему семейств. Её история могла произойти с любой знатной молодой женщиной, жившей в эпоху Средневековья: юную Перхту насильно выдали замуж за человека намного старше её самой, аристократа Яна Лихтенштейна. Он оказался злодеем, извращенцем и садистом, часто насиловал и избивал молодую жену, а также, не стесняясь её присутствия, устраивал оргии в замке. Несчастная женщина терпела издевательства 20 лет, потому что нравы той эпохи не позволяли ей покинуть супруга-деспота и вернуться к своей семье, да и церковь не дала бы разрешения на развод.

Говорят, что перед смертью граф Лихтенштейн попросил у жены прощения, но та не смогла его простить. Тогда граф проклял супругу словами: «Пусть тебе не будет покоя после смерти!»

С тех пор Перхта появляется в бывших владения Рожмберков: старом замке Совинец и раскинувшемся по соседству городке Чешский Крумлов. Вреда она никому не приносит, но для потомков рода может означать предупреждение о скорой смерти одного из родственников. До наших дней сохранился её портрет с подписью на неизвестном языке. Существует легенда, что к тому, кто сможет расшифровать подпись, явится Белая Дама собственной персоной и расскажет, где спрятан огромный клад.

2. Анку

Само слово «Анку» переводится как «скелет» или, в некоторых трактовках, «Вестник смерти». Этого призрака видели на дорогах Бретани. Он всегда появляется именно на старых просёлочных дорогах и никогда вблизи оживлённых автострад или населённых пунктов. Впрочем, маленькими деревнями призрак не брезговал и, по преданиям, наведывался туда частенько.

Выглядит анку как мертвец или скелет с длинными белыми космами. Он закутан в тёмный плащ с наброшенным на лицо капюшоном, скрывающим зеленоватый гнилостный свет во впавших глазницах, с косой на плече. За ним всегда следует запряжённая лошадью-скелетом похоронная повозка. Его появление сопровождалось звоном похоронных колокольчиков, порывами ледяного ветра и глухим громким стуком лошадиных копыт.

Считалось, что тот, кому посчастливится увидеть анку, умрёт в ближайшие два года. Некоторые источники говорят, что очевидца при встрече с призраком непременно сбивала с ног неведомая сила, а в рот ему набивалась земля, возможно, та самая, которую в скором времени кинут на его гроб. Если же человек сталкивался с анку в полночь, то непременно умирал в течение месяца.

Впрочем, анку - это не какая-то одна таинственная сущность. Предыдущего вестника смерти каждый год сменял на посту другой несчастный, которого угораздило умереть последним в году. Есть и другое мнение: анку - не кто иной, как библейский персонаж Каин, первый человек, совершивший убийство.

Последний раз анку якобы видели лет 50 назад. Возможно, что подобным призракам в наш просвещённый век просто не осталось места.

3. Дрожащий мальчик

В Ирландии есть странное место - Грипмейнский замок. Сейчас в замке никто не живёт, но он неплохо сохранился и открыт для туристов. И, разумеется, как в большинстве уважаемых европейских замков, в нём есть своё привидение, известное на весь мир как «Дрожащий мальчик».

Рассказывают, что если вы останетесь в замке на ночь, то около полуночи рядом с вашей кроватью возникнет бледный полупрозрачный силуэт ребёнка с тёмными, падающими на глаза волосами. Мальчик будет шептать: «Холодно, мне так холодно», и даже может прикоснуться к вашему лицу ледяными пальцами. Очевидцы говорили, что после их пробуждения мальчик не уходил, а продолжал стоять у кровати и жаловаться на холод. Убирался прочь он только после того, как несчастный посетитель древнего замка зажигал свет. При этом призрак не выходил из комнаты, не испарялся, нет - просто исчезал, как будто его здесь и не было, что, впрочем, вполне возможно.

По легенде, мальчик был наследником богатого старинного рода Нортумбрийских графов и получил замок от отца, погибшего, когда сыну было всего шесть лет. Его дядя-опекун решил избавиться от законного владельца и присвоить замок себе, поэтому отвёл ребёнка в поле зимней ночью и оставил там одного. К утру мальчик замёрз, и дядя получил-таки вожделенный замок. Правда, вместе с призраком: в некоторых источниках описано, что мальчик «вернулся» на следующую же ночь после своего погребения и изводил дядю всю оставшуюся жизнь.

Призрак ребёнка видят в замке до сих пор, причём некоторые впечатлительные туристы рассказывали о его появлении и в дневное время. В некоторых случаях о его появлении твердят в один голос целые группы людей, никогда до этого не встречавшихся и посетивших Грипмейнский замок впервые в жизни.

4. Госпожа из Эхта

Госпожу из Эхта можно встретить в Голландии. Призрак не привязан к какому-то конкретному месту и может появиться где угодно. Госпожа из Эхта выглядит довольно впечатляюще: рваное тёмное платье, наброшенный на плечи тонкий плащ, голова, лежащая в тонких измождённых руках, а из обрубка шеи сочится кровь. Однако, это приведение вполне безобидно для случайного путешественника.

Встретить Госпожу можно, как водится, только ночью. В некоторых случаях обезглавленная женская фигура может просто пройти мимо, а в некоторых - остановиться напротив человека и заговорить с ним. Если вы по каким-то причинам понравитесь странному приведению, то оно отведёт вас на место, где закопан клад, но попросит не брать себе ни монетки, а раздать всё нуждающимся. Если же тот, кому достался клад, не выполнит этого условия, то найденные и присвоенные им золотые монеты обратятся в прах.

Однажды Госпожа из Эхта встретилась на дороге возвращающемуся домой ночью юноше. Она указала ему место, где закопан клад, и сказала, что он сможет забрать его себе, если только выкопает сокровища, не издав ни звука. Но глупый юноша, увидев сундук, полный золота, не удержался от радостного крика, после чего и сундук, и привидение в буквальном смысле провалились сквозь землю. С тех пор безголового призрака никто не видел. Видимо, Госпожа окончательно разочаровалась в людях и ушла в мир иной.

5. Чёрная дама Несвижского замка

Чёрная дама - это призрак Барбары Радзивилл, представительницы одного из знатнейший родов Польши и Великого Княжества Литовского. Раньше её можно было встретить в одной из комнат её родового гнезда - Несвижского замка. Выглядело привидение как красивая белокурая женщина с печальными карими глазами в богатом чёрном платье и жемчугах на стройной шее.

Так случилось, что, будучи ещё живой, молодая и красивая княжна встретилась с наследником польской короны Сигизмундом Августом. Как водится, между молодыми людьми возникла страсть, они стали любовниками и в итоге тайно венчались. Вскоре после этого первая жена Сигизмунда Августа умерла от эпилепсии, и Барбара была представлена ко двору как законная жена короля. К сожалению, королева-мать Бона Сфорца ненавидела всех отпрысков рода Радзивиллов, а потому в скором времени Барбара была отравлена по её приказу и умерла в страшных мучениях. Её не стали хоронить в усыпальнице польских королей, а отвезли тело в родной замок.

Как ни странно, но это едва ли не единственный призрак, происхождение которого можно объяснить чем то, кроме богатого воображения видевших его людей. Барбару, например, видели многие люди во время спиритического сеанса, устроенного для безутешного короля известным «магом и заклинателем» того времени паном Твардовским. Он вызвал дух погибшей королевы с помощью так называемого волшебного зеркала, предварительно договорившись с королём, что тот не попытается прикоснуться к супруге. Разумеется, король не выдержал, попытался обнять её, и она с громким звоном исчезла. Секрет её появления кроется в зеркале, которое пан Твардовский, в спешке покинувший Несвижский замок, оставил там. За тонким слоем амальгамы выгравирован облик Барбары, в точности такой, какой она была при жизни. Если свет попадает на зеркало под определённым углом, то призрак появляется в комнате.

Согласитесь, это удивительный по своему исполнению трюк, и объясняет довольно многое. Вполне возможно, что и остальные призраки, виденные людьми в других частях света и при других обстоятельствах, появились из-закаких-то вполне объяснимых причин. Другое дело, что причины эти пока неизвестны.

6. Корабль-призрак

Как ни удивительно, самым известным в мире призраком является не человек, а корабль - Летучий Голландец. Его наблюдают у южных берегов Африки и по сей день, правда, всегда на большом расстоянии. Описывается он как старинное потрёпанное парусное судно. Раньше, вплоть до 20-го века, морякам якобы удавалось приблизиться к кораблю-призраку на близкое расстояние, и тогда можно было различить призрачные силуэты исхудавших мужчин (по другой версии - двигающихся по палубе скелетов).

Фата-моргана

Согласно легенде, капитан корабля Филипп Ван дер Деккен влюбился в девушку, но та не ответила ему взаимностью, и тогда суровый моряк убил её жениха. Девушка этого не пережила и бросилась со скалы в море, а Ван дер Деккену пришлось бежать. При попытке обогнуть мыс Доброй Надежды его корабль попал в сильный шторм, но честолюбивый капитан не пожелал пережидать непогоду в какой-нибудь бухте. Вместо этого он начал богохульствовать и поклялся, что никто из его команды не сойдёт на берег, пока они не обогнут «этот чёртов мыс», чем и навлёк проклятие на себя и свою команду. С тех пор корабль вынужден плавать по океану, а сойти на берег никто из команды не в состоянии. Есть версия, что капитан может ступать на берег раз в десять лет ровно на одни сутки, и, если он за это время найдёт девушку, которая добровольно согласится стать его женой, то проклятие исчезнет.

Появление Летучего Голландца часто объясняют явлением фата-морганы - миража, возникающего в море над поверхностью воды.

7. Призрак Анны Болейн

Анна Болейн - ещё один призрак, не привязанный к конкретному месту. Согласно истории, её можно встретить в любом месте Великобритании. Чаще всего очевидцы заявляют, что видели её бродящей по коридорам лондонского Тауэра, сидящей возле окна в монастыре Дин в Виндзорском графстве или в поместьях Бликлинг Холла. Её описывают высокую красивую женщину в белом, несущую в руках отрубленную голову. Иногда её видели проезжающей в повозке, влекомой безголовыми лошадьми, которой правит безголовый кучер.

История призрака Анны Болейн берёт начало в очередной легенде о несчастной любви. Анна была второй женой английского короля Генриха VIII. Ради неё он основал англиканскую церковь. Это было необходимо, чтобы развестись с предыдущей супругой: Папский Престол в то время был категорически против бракоразводных процессов, тем более когда дело касалось монархов. Так или иначе, король женился на Анне, она родила ему дочь, но потом любовь короля закончилась, и он увлёкся новой фавориткой. Несчастную Анну Генрих обвинил в государственной измене, заключил под стражу и впоследствии казнил. С тех пор Анна вынуждена бродить по просторам родной страны, не в силах найти успокоения.

Интересно, что призрак вероломного Генриха никто никогда не видел. По крайней мере, в письменных источниках об этом ничего нет. Что касается Анны, то о её частых появлениях написано в каждом путеводителе более или менее знаменитого замка.

8. Коричневая Дама из Райман Холла

Коричневая Дама - это призрак леди Дороти Уолпол, по официальным источникам умершей в 1726-м году жены Виконта Таунсенда Второго. Её отец долгое время не давал согласие на их брак, а когда Дороти всё же вышла замуж за виконта, то очень скоро полюбила другого человека. Разгневанный муж запер её в одной из комнат их замка, Райман Холла. Считается, что она умерла от оспы, но некоторые историки склонны считать, что причиной смерти послужила депрессия от разлуки с возлюбленным. Есть также версия, что ревнивый муж столкнул её с лестницы.

С тех пор Коричневую Даму не раз видели в коридорах поместья. Считается, что она не может покинуть Райман Холл, пока не найдёт своих детей, которых не видела до самой смерти из-за запрета мужа на свидания с ними. Она выглядит как размытая женская фигура в строгом коричневом платье. Это довольно «мирный» призрак. Леди никогда не пыталась вступить в контакты с очевидцами, не говорила с ними и даже не смотрела в их сторону - просто бродила по коридорам дома и исчезала так же внезапно, как и появлялась.

Удивительно, но существует даже одна фотография этого призрака, сделанная в 1936-м году уважаемыми фотографами капитаном Провандом и его помощником Индре Шира. У этих людей была безупречная репутация, поэтому большинство обывателей того времени не ставили под сомнение подлинность фотографии. Она была опубликована в авторитетном журнале «Сельская жизнь» и послужила старинному поместью отличной рекламой. Впрочем, говорить о подлинности фото в наши дни нецелесообразно: во-первых, даже в первой половине 20-го века такую подделку сделать было легко, а во-вторых, больше никаких документальных свидетельств существования призрака нет.

9. Чёрные псы

Чёрных псов традиционно описывают как лохматых собак размером с телёнка с горящими красными глазами и оскаленной пастью с огромными клыками. Их видели только в Великобритании и Ирландии, чаще всего недалеко от речных и морских берегов или на кладбищенских погостах. В остальном легенды о жутких чёрных псах сильно различаются. По одним источникам встреча с собакой означает неминуемую смерть или сразу от её клыков, или в скором времени от неизлечимой болезни. По другим поверьям псы считались, несмотря на свой вид, добрыми вестниками и могли проводить домой идущих ночью по дороге одиноких девушек или вывести из леса заблудившегося ребёнка, а опасными были только для грешников или преступников.

Некоторые эзотерики объясняют появление чёрных псов тем, что в этих местах якобы проходят некие магнитные параллели (спорная версия). Другие считают, что псы - это энергетический отпечаток живших в прошлом в этих местах собак, а появления их обусловлены метеорологическими явлениями. Третьи говорят, что это просто показавшиеся в отдалении от вас обычные собаки, а у страха, как известно, глаза велики.

Снять на плёнку чёрного пса не удалось ни разу, так что документальных свидетельств их существования нет. Разумеется, ещё полтора века назад на просторах Великобритании находили трупы с явными следами клыков на теле, но такое могли сотворить с одиноким путником и обычные волки.