Использование арт- терапии в работе практического психолога

Использование арт- терапии в работе практического психолога

Использование арт- терапии в работе практического психолога

Повышение профессиональной компетентности психологов-практиков, зависит, в первую очередь, от овладения ими необходимой системой теоретических знаний, практическими приемами и технологии работы, современными методами консультативной и психокоррекционной помощи. Среди них значимость приобретают методы и техники арт-терапии, сказкотерапия, которая позволяет экологически без дополнительной травматизации осуществлять диагностику и коррекцию проблем личности, способствовать ее развитию и становлению.
В сказкотерапии используют разнообразные жанры: легенды и былины, мифы и притчи, басни и саги. Это значительно расширяет терапевтические возможности консультативных сессий, позволяет оживлять статичные, безвыходные моменты в построении сюжетных линий. И все же, главным средством психологического воздействия в сказкотерапии, по определению И. В. Вачкова, метафора — ядро ​​любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяет эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми.
В процессе анализа сказки психодиагностическая и психокоррекционная функции слиты. Точность психодиагностики, сочетающейся с учетом видения психологического содержания сказки самым автором, имеет психокоррекционных эффект. Результативность психоанализа сказки определяется нахождением связи между сознательными и бессознательными аспектами психики, способствует расширению границ самосознания и тем самым обеспечивает человеку субъективное ощущение психологической защищенности, способствует интеграции психики на более высоком уровне в направлении достижения психологической зрелости.
Для практикующих психологов, в рамках участия психологов контрольной группы в тренинговой программе «Интеграция психолога в педагогический коллектив» был проведен семинар «Использование сказкотерапии в работе практического психолога». Во время проекта психологи были ознакомлены с теоретическим аспектом сказкотерапии, В. И. Пропп «Исторические корни волшебных сказок», провели анализ собственного жизненного щлях с помощью авторской упражнения «Сказка прочитана над колыбелью ». Сказки, которые создавались псы -хологамы содержали возможности для изменения героев сказки, а также ситуации выбора, требующие от них ответственного решения. Например, сказка начинает подсказывать, что неконтролируемая агрессивность, насилие, эгоизм, равнодушие к людям и к себе самому — это плохо. В сказках можно было проанализировать возрастные и жизненные кризисы авторов сказок.
При использовании сказок в режиме семинара выяснилось, что эти сказки успешно «работают» на взрослых людей, у которых есть потребность в решении личностных проблем, которые бы способствовали их интеграции в педагогический коллектив.
Проживание сказочных историй формирует своеобразную базу жизненных ситуаций, которая поможет в будущем преодолевать трудности без больших физических и эмоциональных затрат. Примеряя те или иные роли сказочных героев, клиент безболезненно может пересмотреть или заново сформулировать свой жизненный сценарий. Особенно это важно, когда перед клиентом стоит сложная задача жизненного выбора и не хватает решимости и нужных ресурсов для действенных шагов к переменам. Написанный клиентом сказочный сценарий имеет все шансы стать жизненным сценарием, алгоритмом системных действий для достижения гармонии внутреннего мира личности.
Привлекательность сказки для психологов можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью, многофункциональностью и сходством сюжетов, которые знакомы людям всего мира независимо от национальной и культурной принадлежности. Универсальность сказки определяется ее информативностью. Психолог из вымышленную сказочную историю клиента может получить необходимую информацию о его жизни и актуальное состояние, о его собственные способы преодоления трудностей. Сказка экологическая, поскольку все, что происходит в ней, создает атмосферу защищенности через обращение к сказочных сюжетов и персонажей. Сказка экспрессивная и феерическая. Именно сказкотерапия помогает клиенту накапливать положительный эмоциональный опыт, формировать эмоциональный интеллект, укреплять свой социальный иммунитет.
Сказка является носителем мудрости, обращаясь к которой можно передать клиенту новые способы и методы решения сложных проблемных ситуаций. Сказкотерапевтической технологии не имеют ни индивидуальных, ни социальных ограничений.
Сказкотерапия дает возможность трансформировать внутренний и внешний мир, увидеть и принять его уникальность, ведь в сказке все наполнено гармонией, которая передается клиенту.
Следующая эффективная технология в работе по интеграции практических психологов это — арт-терапия. В рамках авторского арт терапевтического проекта с психологами были пройдены следующие темы:
1. Символика и феноменология цвета и отношение цветов в динамике контакта человека с самим собой, окружающим миром, а также с другими людьми.
2. Работа незавершенными ситуациями и процессами с помощью методов художественного искусства.
3. Кризисы и шансы жизни. Детские и взрослые возрастные кризисы. Классификация кризисных состояний.
4. Поддержка ресурсов клиента, который находится в кризисной ситуации.
5. Оперативная арт-диагностика.
6. Метод мандолы.
7. Работа с агрессией, тревогой, стыдом, поддерживающая арт-терапия.
8. Фототерапия.
9. Работа с отношениями. «Совместное рисование», «Портрет гармонии», «Угадывание другого».
10. Создание тематических коллажей.
11. Тест Сильвера.
12. Я и другие. Работа с автопортретом и портретом- индивидуальная и групповая.
Если анализировать результаты обучения в арт терапевтическом проекте, то собственно стоит отметить заметное профессиональное и личностное роста. Уже в новых ролях они стали источниками интересных идей и предложений, связанных с целью организации психологической службы.
Следующий проект, который воплощался в рамках эксперимента для интеграции психолога в педагогический коллектив — это песчаная терапия.
Проект по песочной терапии дал возможность ознакомиться с основами психологической помощи в пределах использования классической песочнице. Проект содержал следующую тематику:
1. Теоретические и исторические основы песочной терапии.
2. Организация кабинета песочной терапии.
3. Основы песочной терапии.
4. Ознакомление с упражнениями песочной терапии.
5. Создание картин песочной терапии каждым участником семинара.
6. Обучение интерпритации песочных картин.
7. Использование песочной терапии в организационном консультировании.
8. Развивающие технологии в песочной терапии.
9. «Педагогическая» песочница.
Использования таких инновационных методов, как арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия дают возможность практическим психологам осмыслить свой предыдущий опыт, понять лучше себя, больше научиться принимать себя со всеми положительными и отрицательными сторонами, понять свои потребности и все вышеперечисленные достижения способствуют эффективной интеграции психолога в педагогический коллектив.

Читайте также  Особенности производительности направленности надежды как психологический феномен

Похожее ...

Добавить комментарий