Характеристика нравственного поведения старшеклассников

kharakteristika-nravstvennogo-povedeniya-starsheklassnikov

Характеристика нравственного поведения старшеклассников

Возраст старшеклассников, как правило, ассоциируется с ранней юностью. Юношеский возраст — один из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и его цели, формирование определенного устоявшегося типа поведения.
Период юности характеризуется как начало «взрослого» этапа развития нравственной сферы личности, когда происходит переход к организации собственного поведения в соответствии с заранее выработанными нравственными принципами, убеждениями и осознание нравственного долга. Для поведения старшеклассников характерно не только соблюдение моральных норм, но и ориентация при этом на определенные общественные ценности. Если у личности имеющиеся четкие представления о моральных нормах и ценностях, а поведение расходится с этими нормами и ценностями, то причина одна — знания не стали убеждениями и привычными нормами поведения личности. Такая деформация происходит в процессе воспитания, когда закладываются основы нравственности. Отличная идея сделать сердечко из резиночек для любимых и поздравить с праздником святого Валентина.
Итак, на первый план выступает выбор: поступок будет правильным в конкретной ситуации; действие, осуществлена ​​старшеклассником, будет соответствовать нравственным ценностям человечества, а какая противоречить им. В зависимости от сформированности мотивационной сферы поступки учеников можно разделить на три большие группы: моральные, аморальные и морально неоднородны.
С целью выяснить отношение школьников к общественно признанных норм, связанных с моральными качествами, нами было проведено психодиагностическое исследование. Выборку составило 14 респондентов — учеников 11классов школы-гимназии в возрасте 16-17 лет, из них 7 ребят, 7 девушек.
Результаты исследования показали, что подавляющее большинство старшеклассников имеют компромиссное отношение к моральным нормам (46%), это свидетельствует, что в целом ученики соблюдают нормы и правила поведения, но имеют немногочисленные проявления аморальных поступков в зависимости от ситуации и социального окружения, на кого направлен этот поступок.
Активное, позитивно-устойчивое отношение имеют 31% старшеклассников. Это объясняется тем, что с возрастом юноша теряет восприятия моральных норм как чего-то должного и только «принятого к исполнению».
О пассивном, недостаточно устойчивое отношение свидетельствует 12% ответов старшеклассников. Юноши с недостаточно устойчивым, пассивным отношением к моральным нормам является группой, которая требует пристального внимания со стороны воспитателей, поскольку в них в равной степени отношение к моральным нормам может измениться как на позитивное, так и на негативное.
Отрицательное, неустойчивое отношение к моральным нормам отображает 11% ответов. Старшеклассники, имеющих соответствующее отношение к моральным нормам, характеризуются устойчивыми формами аморального поведения, но эта группа в процентном соотношении невелика. Но несмотря на это, юноши, вошедшие в эту группу, как можно больше потребует пристального внимания классных руководителей, воспитателей и школьных психологов.
Мотивы моральных и аморальных поступков старшеклассников мы изучали с помощью ситуаций морального выбора и розповидей- коллизий.
Анализ результатов этого этапа исследования сделал условное деление старшеклассников на четыре группы. Первая группа — это собственно моральные мотивы, наблюдаются у 45% старшеклассников. Руководствуясь указанными мотивами, юноши решают задачу в соответствии с требованиями моральных норм. Вторая группа — мотивы защиты, основанные на желании отомстить обидчику. Такими мотивами руководствуется 26% старшеклассников. Третья группа — это компромиссные мотивы, которыми руководствуются 19% старшеклассников. Юноши, как правило, хорошо понимают, какие поступки заслуживают осуждения окружающих, и за поступки принадлежит наказывать. Для этой группы сдерживающим фактором является страх наказания или потеря хороших отношений, поэтому мотивы поступков ориентированы в зависимости от ситуации наказания или его отсутствия. К четвертой группе относятся псевдоморальни мотивы, в основе которых лежат нравственные чувства. Так, 5% юношей объясняют свое поведение псевдоморальнимы мотивами. Это обосновывается тем, что ученик меньше руководствуется чувствами как регулятором поведения. Пятая группа — мотив выразительный или совсем немотивированный, наблюдается у 5% юношей.
Результаты исследования показали, что большой процент принадлежит собственно моральным мотивам поведения. Часть псевдоморальних мотивов, в основе которых лежат нравственные чувства, значительно уменьшается, в то время, как часть компромиссных и защитных мотивов увеличивается. Это объяснение обосновывается тем, что с возрастом взрослые более требовательно относятся к юноше и у него растет страх перед наказанием и желание защититься. То есть наказания могут как способствовать преодолению аморального поведения, так и стимулировать ее.
Подводя итог эмпирического исследования мы установили, что юношам с активным отношением к моральным нормам свойственны нравственные мотивы поведения, и наоборот, тем старшеклассникам, которые характеризуются пассивным, недостаточно устойчивым или отрицательным отношением к моральным нормам, присущие защитные и компромиссные виды мотивов поведения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Психологическая категория «ЖИЗНЬ»

Похожее ...

Добавить комментарий