Развитие социально-психологической компетентности подростков

razvitie-sotsialno-psikhologicheskoy-kompetentnosti-podrostkov

Развитие социально-психологической компетентности подростков

Социально-психологическая компетентность, которая является интегральным показателем успешности самореализации личности в обществе, в значительной степени определяется социальной ситуацией ее развития, характером отношений и моделей поведения, реализуемых в семье, где она воспитывалась. Поэтому нарушения гармоничных семейных отношений, которые нередко наблюдаются в семьях, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, в значительной степени искажают процесс нормального развития личности ребенка и в дальнейшем могут затруднять процесс ее вхождения в общество и построение собственной жизни.

Обозначенная проблема обостряется в период, когда дети, воспитывающиеся в дисгармоничных семьях, достигают подросткового возраста, поскольку на фоне психологических особенностей этого возрастного периода нередко проявляется неспособность эффективно взаимодействовать с окружающими, правильно проявлять себя в обществе, нести ответственность за собственные решения и поступки , проектировать свое будущее жизни и т. д..

Очевидно, что методы развития социально-психологической компетентности подростков из семей, находящихся в СЖО прежде всего должны обеспечивать создание безопасного пространства для самопознания и познания других, предоставлять возможность отработки конструктивных способов поведения и взаимодействия. Реализовать активное познание возможно через систему интерактивных технологий обучения и развития личности, среди которых особое место принадлежит тренинга. На основании этого в ходе нашей работы использовался модифицированный вариант тренинговой программы «Как стать успешным» разработанной Международной благотворительной организацией Партнерство «Каждому ребенку». Модифицированный вариант программы представлен в виде четырех модулей: «Я, мы, они» (общения), «Я — личность», «Я и профессия», «Я — хозяин своей жизни».

Целью данной программы является мотивация молодых людей к познанию собственной личности, побуждение к осознанному жизненного выбора и ответственного отношения к собственной жизни, развитие навыков и умений, необходимых для полноценной социальной интеграции и построения жизненных перспектив.

Задача программы воплощаются в следующем:

1) мотивировать участников к самопознанию и познанию других, развить умение анализировать свои поступки и последствия к которым они могут привести;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Переживания ребёнка в современной психологии

2) научить эффективным способам коммуникации и взаимодействия с окружающими;

3) мотивировать молодых людей к сознательному выбору профессии, соответствующей их способностям и интересам;

4) развить навыки самостоятельного решения жизненных проблем и планирования собственной жизни.

В общем, среди постоянных участников тренингов было 14 подростков, из которых 9 человек — представители целевой группы (подростки из семей в сложной жизненной ситуации), 5 — присоединились исходя из собственной заинтересованности тематикой тренингов (активная молодежь).

На начальном этапе работы группы наблюдалась отстраненность большинства участников-представителей целевой группы, нежелание вступать в контакт с тренерами и другими участниками группы, отношение к происходящему как к формальным, обусловленных необходимостью присутствовать. Дальнейшие тренинги в рамках модуля «Я, мы, они» вызвали большую заинтересованность всех участников. На этом этапе наблюдалось развитие способности к группового взаимодействия, большую степень включенности в групповую работу, даже в отстраненных участников. В свою очередь, имеющимся был и сопротивление отдельных участников по отношению к тренерам, несколько агрессивное отношение к другим участникам группы. Однако, уже на последнем занятии первого модуля можно было проследить существенную положительную динамику взаимодействия группы, заинтересованность участников в познании других, понимание важности построения отношений на основе взаимной поддержки и сотрудничества. Особый интерес в рамках этого модуля вызвал тренинг, посвященный конструктивным способам разрешения конфликтов, где участники с готовностью отрабатывали стратегии бесконфликтного поведения.

Работа по модулю «Я — индивидуальность» сопровождалась некоторыми осложнениями связанными с низким уровнем готовности участников-представителей целевой группы к самоанализу и раскрытия своей личности перед группой. Нередко наблюдалась несформированность у участников базовых представлений о характеристиках собственной личности и черты характера. Вместе с тем, имеющейся была мотивация к самопознанию, реализации которой способствовало установление поддерживающих взаимоотношений в ходе изучения первого модуля. К основным результатам модулю можно отнести усвоение участниками алгоритмов, способствуют познанию собственной личности, расширение представлений о себе и свои личностные ресурсы, получение опыта поддержки со стороны окружающих.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Методики «несуществующих животных»

Наблюдение за динамикой личностных сдвигов участников в ходе работы по модулю «Я и профессия» позволяют говорить о формировании у большинства из них четкие представлений о собственных способностях, интересах и способы их реализации в будущей профессиональной деятельности. Особенно ценным представляется проявление собственной инициативы участников, оказался в высказывании необходимости получения большего количества информации об актуальных тенденциях современного рынка труда. Впоследствии этот запрос воплотился в проведении мастер-класса от привлеченного специалиста в области обучения и подбора персонала.

Завершающим модулем программы стал модуль под названием «Я — хозяин своей жизни», тренинги по указанному модулем обнаружили динамику изменения отношения многих участников в диалектике «Я — другие», наблюдалась переориентация от отчуждения по отношению к другим, в сторону ориентации на сотрудничество, важности учета мнению других, осознании других людей и взаимодействия с ними как потенциального «ресурса» для саморазвития.

Полученные результаты позволяют констатировать следующие положения:

1) формат тренинга является эффективной формой развития социально-психологической компетентности подростков;

2) прослеживается положительная динамика личностных изменений каждого из участников;

3) наличие у участников негативного опыта общения с сверстниками и старшими людьми (родителями, опекунами, педагогами), воплощается в недоверии, отстраненности и затрудняет установление доверительных отношений на первых этапах работы;

4) положительное влияние совместной работы подростков из обычных семей и из семей в СЖС, что позволяет последним расширить привычный круг общения, установить новые связи.

Похожее ...

Добавить комментарий