Здоровье как основа эффективной жизнедеятельности

zdorovye-kak-osnova-effektivnoy-zhiznedeyatelnosti

Здоровье как основа эффективной жизнедеятельности

Одним из ключевых вопросов современной психологической науки выступает изучение психологических особенностей категории людей с ограниченными функциональными возможностями. В современном мире происходит трансформация отношения к лицам, а также трансформация восприятия ситуации инвалидности в целом. Сегодня мы говорим о людях с функциональными ограничениями как о полноценных членов общества, которые имеют особые потребности. Физическое и функциональное ограничение не является препятствием, оно представляет собой совокупность усложняющих факторов, которые нужно учитывать. Однако, наряду с вышеизложенным, существует уровень индивидуального переживания собственной неполноценности у таких людей, сопровождающееся переживанием изолированности, стигматизации и деривации. В связи с чем лица с ограниченными функциональными возможностями нуждаются психологического сопровождения, направленного на формирование и сохранение картины здоровья, несмотря на ограничения, болезнь и специфический образ организации жизни.
Исследование внутренней картины здоровья (ВКЗ) занимает важное место в общей проблематике психологии здоровья. ВКЗ состоит как система представлений человека о собственном здоровье как ключевой ценности, а также как система знаний и методов его воспроизведения, хранения и поддержки. ВКЗ — это своеобразный эталон здорового человека, здорового органа или части тела.
Феномен ВКС с одной стороны выступает как совокупность осознанных описаний здоровья человека, комплекс эмоциональных переживаний и чувств, а также ее поведенческих реакций, а с другой — как особое отношение к собственному здоровью, выражающееся в осознании его значимости и активно-положительном стремлении к его совершенствованию.
Таким образом, рассматривая ВКЗ с психологических позиций можно выделить три компонента, которые отражают ее структуру: 1) когнитивный компонент, представляющий собой
совокупность субъективных или мифологических представлений, мнений о причинах заболеваний, а также оптимальных способов сохранения, укрепления и развития здоровья; 2) эмоциональный компонент (чувственная сторона ВКЗ), включающий в себя переживания здорового самочувствия; эмоциональная сторона ВКЗ является основой самосознания и самопознания человеком себя с точки зрения физических и функциональных возможностей; 3) поведенческий (моторно-волевой компонент ВКЗ) представляет собой совокупность усилий, стремлений, конкретных действий человека, обусловленных системой верований личности и направленных на достижение субъективно значимых целей. Все три указанных компоненты взаимосвязаны, они образуют единую регуляторную систему и могут быть соотнесены с социально-психологическими характеристиками, ценностными и смысложизненными ориентациями конкретного субъекта.
Исследование ВКЗ имеет большое практическое значение. Без теоретико-методологического определения категории ВКЗ невозможно понять внутреннюю картину болезни (ВКБ), что отражает фиксацию индивида на болезненных ощущениях, симптомах, переживаниях. В общепринятой интерпретации ВКС является глобальным личностным образованием, включающим в себя многие аспекты, в том числе и ВКБ. В этом подходе ВКБ выступает отдельным фактором определенного заболевания, но при этом она не становится доминирующей и не разрушает целостную картину здоровья. Чего нельзя сказать в отношении ситуации инвалидности: переживание собственного ограничения становится фактором ВКХ и блокирует формирование ВКЗ. Опираясь на это, мы склонны рассматривать феномены ВКЗ и ВКБ не как взаимосвязанные понятия, а наоборот — как понятие полярные, отражающие Интенциональный направленность индивида с ограниченными функциональными возможностями на здоровье или болезнью. Эта интенция выступает главным фактором способа организации жизни в специфической ситуации инвалидности.
Направленность на болезнь характеризуется низкой самооценкой, изолированностью и неспособностью организовывать собственную жизнедеятельность. У лиц с такой интенцией физическое ограничение становится средством организации системы взаимодействия с окружающими. Поведение таких людей часто отличается пассивностью в отношении к собственному здоровью, защитными реакциями, агрессивными тенденциями, демонстративными стратегиями. Такие субъекты могут четко очертить свои ощущения и переживания, для них характерна растущее напряжение и тревожность. Когнитивный и поведенческий компоненты определяются характером распространенных социальных представлений. У лиц с интенциональной направленности болезнью возникают трудности в построении перспектив, а собственную жизнь они организуют через ограничения.
В то же время направленность на здоровье отличается полнотой и дифференцированностью представлений о своих самочувствие и переживания. Лица с такой интенцией положительно настроены на собственную активность (физическую, духовную, творческую, интеллектуальную), строят перспективы жизни. Эмоциональный компонент в таких субъектов обусловлен внутренними личностными факторами. Человек с такой интенцией организует жизнь через поиск собственных возможностей и ресурсов. Направленность на здоровье выступает основой эффективной жизнетворчества.
Таким образом, возникает необходимость в поиске психологических механизмов формирования ВКС в ситуации функционального ограничения. На наш взгляд, интенционный направленность на эффективную жизнедеятельность или жизнедеятельность с ограничениями возникает в зависимости от действия ряда факторов, а именно: стигматизации, выученной беспомощности и алексетимии. В соответствии с этим, мы утверждаем, что наличие совокупности вышеуказанных факторов обусловливает возникновение у лиц с ограниченными функциональными возможностями интенциональной направленности болезнью, в то время как их отсутствие формирует направленность на здоровье.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Состояние дыхательной системы учащихся 4-5 классов

Похожее ...

Добавить комментарий