Здоровье как основа эффективной жизнедеятельности

Здоровье как основа эффективной жизнедеятельности

Здоровье как основа эффективной жизнедеятельности

Здоровье как основа эффективной жизнедеятельности

Одним из ключевых вопросов современной психологической науки выступает изучение психологических особенностей категории людей с ограниченными функциональными возможностями. В современном мире происходит трансформация отношения к лицам, а также трансформация восприятия ситуации инвалидности в целом. Сегодня мы говорим о людях с функциональными ограничениями как о полноценных членов общества, которые имеют особые потребности. Физическое и функциональное ограничение не является препятствием, оно представляет собой совокупность усложняющих факторов, которые нужно учитывать. Однако, наряду с вышеизложенным, существует уровень индивидуального переживания собственной неполноценности у таких людей, сопровождающееся переживанием изолированности, стигматизации и деривации. В связи с чем лица с ограниченными функциональными возможностями нуждаются психологического сопровождения, направленного на формирование и сохранение картины здоровья, несмотря на ограничения, болезнь и специфический образ организации жизни.

Исследование внутренней картины здоровья (ВКЗ) занимает важное место в общей проблематике психологии здоровья. ВКЗ состоит как система представлений человека о собственном здоровье как ключевой ценности, а также как система знаний и методов его воспроизведения, хранения и поддержки. ВКЗ — это своеобразный эталон здорового человека, здорового органа или части тела.

Феномен ВКС с одной стороны выступает как совокупность осознанных описаний здоровья человека, комплекс эмоциональных переживаний и чувств, а также ее поведенческих реакций, а с другой — как особое отношение к собственному здоровью, выражающееся в осознании его значимости и активно-положительном стремлении к его совершенствованию.

Таким образом, рассматривая ВКЗ с психологических позиций можно выделить три компонента, которые отражают ее структуру:

1) когнитивный компонент, представляющий собой совокупность субъективных или мифологических представлений, мнений о причинах заболеваний, а также оптимальных способов сохранения, укрепления и развития здоровья;

Читайте также  Состояние дыхательной системы учащихся 4-5 классов

2) эмоциональный компонент (чувственная сторона ВКЗ), включающий в себя переживания здорового самочувствия; эмоциональная сторона ВКЗ является основой самосознания и самопознания человеком себя с точки зрения физических и функциональных возможностей;

3) поведенческий (моторно-волевой компонент ВКЗ) представляет собой совокупность усилий, стремлений, конкретных действий человека, обусловленных системой верований личности и направленных на достижение субъективно значимых целей.

Все три указанных компоненты взаимосвязаны, они образуют единую регуляторную систему и могут быть соотнесены с социально-психологическими характеристиками, ценностными и смысложизненными ориентациями конкретного субъекта.

Исследование ВКЗ имеет большое практическое значение. Без теоретико-методологического определения категории ВКЗ невозможно понять внутреннюю картину болезни (ВКБ), что отражает фиксацию индивида на болезненных ощущениях, симптомах, переживаниях. В общепринятой интерпретации ВКС является глобальным личностным образованием, включающим в себя многие аспекты, в том числе и ВКБ. В этом подходе ВКБ выступает отдельным фактором определенного заболевания, но при этом она не становится доминирующей и не разрушает целостную картину здоровья. Чего нельзя сказать в отношении ситуации инвалидности: переживание собственного ограничения становится фактором ВКХ и блокирует формирование ВКЗ. Опираясь на это, мы склонны рассматривать феномены ВКЗ и ВКБ не как взаимосвязанные понятия, а наоборот — как понятие полярные, отражающие Интенциональный направленность индивида с ограниченными функциональными возможностями на здоровье или болезнью. Эта интенция выступает главным фактором способа организации жизни в специфической ситуации инвалидности.

Читайте также  Ресурс дружественный к детям с нарушениями зрения

Направленность на болезнь характеризуется низкой самооценкой, изолированностью и неспособностью организовывать собственную жизнедеятельность

У лиц с такой интенцией физическое ограничение становится средством организации системы взаимодействия с окружающими. Поведение таких людей часто отличается пассивностью в отношении к собственному здоровью, защитными реакциями, агрессивными тенденциями, демонстративными стратегиями. Такие субъекты могут четко очертить свои ощущения и переживания, для них характерна растущее напряжение и тревожность. Когнитивный и поведенческий компоненты определяются характером распространенных социальных представлений. У лиц с интенциональной направленности болезнью возникают трудности в построении перспектив, а собственную жизнь они организуют через ограничения.

В то же время направленность на здоровье отличается полнотой и дифференцированностью представлений о своих самочувствие и переживания. Лица с такой интенцией положительно настроены на собственную активность (физическую, духовную, творческую, интеллектуальную), строят перспективы жизни. Эмоциональный компонент в таких субъектов обусловлен внутренними личностными факторами. Человек с такой интенцией организует жизнь через поиск собственных возможностей и ресурсов. Направленность на здоровье выступает основой эффективной жизнетворчества.

Таким образом, возникает необходимость в поиске психологических механизмов формирования ВКС в ситуации функционального ограничения. На наш взгляд, интенционный направленность на эффективную жизнедеятельность или жизнедеятельность с ограничениями возникает в зависимости от действия ряда факторов, а именно: стигматизации, выученной беспомощности и алексетимии. В соответствии с этим, мы утверждаем, что наличие совокупности вышеуказанных факторов обусловливает возникновение у лиц с ограниченными функциональными возможностями интенциональной направленности болезнью, в то время как их отсутствие формирует направленность на здоровье.

Похожее ...

Добавить комментарий